20 февраля 2024 г. |
Дело N А21-12173/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е.И., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области Джафаровой С. Н. кызы (доверенность от 05.12.2023), от Министерства финансов Калининградской области Светличного С. С. (доверенность от 17.01.2024), от Администрации муниципального образования "Правдинский городской округ" Кундухова Р. И. (доверенность от 15.01.2024),
рассмотрев 20.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2023 по делу N А21-12173/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1123926057034, ИНН 3906275521 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области, адрес: 236022, Калининград, Зоологическая ул., д. 27 А, ОГРН 1023900590724, ИНН 3903017681 (далее - Управление), о признании недействительным представления от 16.07.2021 N 35-22-19/21 в части пункта 8 и требования о возврате 40 000 000 руб. в доход федерального бюджета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Калининградской области (далее - Министерство финансов) и Администрация муниципального образования "Правдинский городской округ" (далее - Администрация).
Решением суда от 11.07.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 01.11.2023 решение от 11.07.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 11.07.2023 и постановление от 01.11.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, требования неправомерно удовлетворены, суды необоснованно не приняли в качестве доказательств материалы проверки (фотоматериалы), указывающие на незавершение объекта к установленному в соглашении сроку; представленные Министерством документы не являются доказательством, свидетельствующим об отсутствии нарушений на момент проверки, Администрация не достигла значение показателя результативности использования иного межбюджетного трансферта в установленный в соглашении срок.
В судебном заседании представители Министерства, Министерства финансов, Администрации против удовлетворения жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзывах.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Управлением в соответствии с приказом от 26.04.2021 N 206 и на основании пункта 5 плана контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 28.04.2021 по 13.05.2021 в отношении Министерства проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда.
По результатам проверки составлен акт от 14.05.2021, выдано представление от 16.07.2021 N 35-22-19/21 об устранении выявленных нарушений.
Министерство частично оспорило указанное представление в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, отметив, что Администрация не допустила нарушения соглашений о представлении межбюджетного трансферта.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 N 237 утверждены Правила предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - Правила N 237), пунктом 30 которых предусмотрено, что средства государственной поддержки из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования - победители конкурса, в виде иных межбюджетных трансфертов.
В силу пункта 34 Правил N 237 иной межбюджетный трансферт предоставляется на основании соглашения, заключаемого Минстроем России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа.
По мнению подателя жалобы, требования неправомерно удовлетворены, суды не обоснованно не приняли в качестве доказательств материалы проверки (фотоматериалы), указывающие на незавершение объекта к установленному в соглашении сроку; представленные Министерством документы не являются доказательством, свидетельствующим об отсутствии нарушений на момент проверки, Администрация не достигла значение показателя результативности использования иного межбюджетного трансферта в установленный в соглашении срок.
Указанные доводы несостоятельны по следующим основаниям.
Как установлено судами, 12.07.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Калининградской области было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение предоставляемого в 2019 году из федерального бюджета бюджету Калининградской области на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды N 069-17-2019-058 (далее - Соглашение N 1).
Срок завершения реализации проекта - не позднее 31.12.2020, срок окончания выполнения работ по реализации проекта согласно графику выполнения работ, являющимся приложением к Соглашению - 15.12.2020.
В целях реализации Соглашения N 1 между Министерством и Администрацией муниципального образования "Правдинский городской округ" Калининградской области 03.12.2019 было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого из бюджета Калининградской области бюджету муниципального образования Калининградской области "Правдинский городской округ" на финансовое обеспечение расходов по реализации проектов; создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведенного Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в 2019 году (далее - Соглашение N 2).
Предоставление иного межбюджетного трансферта осуществлялось в соответствии с мероприятиями, предусмотренными муниципальной программой формирования современной городской среды для реализации проекта создания комфортной городской среды в малых городах - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в 2019 году, в целях финансового обеспечения которых предоставлялся иной межбюджетный трансферт, направленный на достижение результатов регионального проекта Администрацией.
Согласно Соглашению N 2 иной межбюджетный трансферт бюджету Правдинского городского округа за счет средств федерального бюджета составил 40 000 000 руб.
Наименование проекта создания комфортной городской среды - "Средневековый город-парк. Благоустройство парка. Правдинска как отправная точка развития городах (далее - проект, мероприятие).
Соглашением N 2 не предусмотрено проектное решение, в котором бы указывался конкретный перечень работ для реализации проекта.
Реализация мероприятия осуществлялась в рамках заключенных Администрацией трех муниципальных контрактов:
- муниципальный контракт от 24.12.2019 N 0135200000519005526, заключенный между муниципальным образованием Калининградской области "Правдинский городской округ" (далее - муниципальное образование) и ООО "Эко-Блок N 345" на выполнение работ по благоустройству территории парка по ул. Школьной г. Правдинска и прилегающих объектов (с изменениями и дополнениями); работы выполнены в полном объеме в срок до 29.12.2020; по состоянию на 11.03.2021 в рамках исполнения контракта работы и расчеты между муниципальным образованием и ООО "Эко-Блок N 345" выполнены в полном объеме, что подтверждается материалами дела,
- муниципальный контракт 20.04.2020 N 0135200000520000627, заключенный между муниципальным образованием и ООО "Мириам" на выполнение работ по объекту "Реконструкция хранилища в рамках проекта благоустройства территорий парка по ул. Школьной г. Правдинска и прилегающих объектов" с учетом дополнительного соглашения, по состоянию на 21.01.2021 в рамках выполненных работ расчеты между заказчиком и подрядчиком ООО "Мириам" выполнены в полном объеме, данный факт подтверждается представленными в материалы дела документами,
- муниципальный контракт от 24.11.2020 N 033520001420Q02472, заключенный между муниципальным образованием и ООО "БСП" на выполнение работ по устройству прогулочной террасы в городском парке г. Правдинска Калининградской области (с изменениями и дополнениями), срок выполнения работ по 31.12.2020, согласно предоставленным в материалы дела КС-2 и КС-3 работы выполнены в полном объеме в срок до 31.12.2020.
За работы по реализации проекта "Средневековый: город-парк. Благоустройство территории парка г. Правдинска как отправная точка развития города" по уровням бюджетов было оплачено:
- федеральный уровень бюджета - 40 000 000 руб.;
- областной уровень бюджета - 23 084 827 руб. 60 коп.;
- муниципальный уровень бюджета -1 570 608 руб. 67 коп.
Следовательно, как правильно указали суды, по состоянию на 31.12.2020 проект "Средневековый город-парк. Благоустройство территории парка г. Правдинска как отправная точка развития города" был фактически создан, как указано в отчете о результатах регионального проекта. Оплата за счет средств федерального бюджета в сумме 40 000 000 руб. произведена полностью 24.12.2020, оплата за счет средств областного бюджета в сумме 23 084 826 руб. 80 коп. была произведена полностью 31.12.2020, а в срок до 11.03.2021 осуществлена оплата в сумме 1 570 608 руб. 67 коп. за счет средств местного бюджета.
Следовательно, суды сделали правильный вывод, что условия Соглашений N 1, 2 Министерством нарушены не были.
Пунктом 5.2 Соглашения N 1, также как 5.2 Соглашения N 2 предусмотрен возврат денежных средств исключительно в случае, если по состоянию на первое января финансового года, следующего за отчетным, имеется не использованный остаток иного межбюджетного трансферта.
Как установили суды, иной межбюджетный трансферт в размере 40 000 000 руб. полностью использован в рамках оплаты выполненных работ по контрактам при реализации проекта "Средневековый город-парк. Благоустройство территории парка г. Правдинска как отправная точка развития города" в установленные Соглашениями N 1, 2 сроки, о чем имеются соответствующие подтверждающие документы в материалах дела.
Суды обоснованно отклонили ссылку Управления на акт осмотра от 01.04.2021, поскольку он не основан на специальных познаниях в проведении строительно-ремонтных работ, экспертиза не проводилась.
Суд первой инстанции обоснованно не принял представленные Управлением фотографии, указав, что они не относятся к предмету заключенных Соглашений, не подтверждают их нарушение, а фиксируют лишь работы по ремонту фасада в рамках муниципального контракта N 6 от 10.02.2021, заключенного с ООО "АТ-строй" за счет средств местного бюджета на сумму 483 000 руб., не имеющего отношения к указанным выше контрактам, заключенным с целью реализации проекта "Средневековый город-парк. Благоустройство территории парка г. Правдинска как отправная точка развития города".
Следовательно, оценив материалы дела, доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды правильно пришли к выводу о том, что пункт N 8 оспариваемого представления не имеет под собой фактических и правовых обоснований, требование о возврате денежных средств является неправомерным, в связи с чем законно и обоснованно удовлетворили заявление Министерства.
При таких обстоятельствах суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2023 по делу N А21-12173/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2024 г. N Ф07-576/24 по делу N А21-12173/2021