20 февраля 2024 г. |
Дело N А26-3873/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс" Береснева Д.С. (доверенность от 29.01.2024),
рассмотрев 20.02.2024 в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" и общества с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 по делу N А26-3873/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" (185035, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 60; ОГРН 1141001014330; ИНН 1001291146; далее - АО "ПКС-Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (185035, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4; ОГРН 1091001011265; ИНН 1001225288; далее - Комитет) от 12.04.2022 N 119/4482.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс" (185001, г. Петрозаводск, ул. Советская, д. 31, пом. 15; ОГРН 1051000005759; ИНН 1001161531; далее - ООО "Гарантия-Плюс").
Решением суда первой инстанции от 29.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.10.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах АО "ПКС-Водоканал" и ООО "Гарантия-Плюс", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателей жалоб, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель ООО "Гарантия-Плюс" просил жалобы удовлетворить.
Жалобы рассмотрены в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитет на основании решения от 24.03.2022 N 119/Р/1259 в период с 28.03.2022 по 12.04.2022 в связи с поступлением обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, ул. Пархоменко, д. 26, проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "ПКС-Водоканал".
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 12.04.2022 N 119/А/1259, что АО "ПКС-Водоканал" в платежных документах за январь 2022 года начислило собственникам жилых помещений в многоквартирном доме плату за установку общедомового прибора учета холодного водоснабжения (далее - ОДПУ ХВС), в то время как должно было выставить указанную плату управляющей компании - ООО "Гарантия-Плюс", которая является лицом ответственным за содержание и эксплуатацию ОДПУ ХВС.
Об устранении выявленных нарушений Комитет выдал АО "ПКС-Водоканал" предписание от 12.04.2022 N 119/4482, обязав его в течение 20 рабочих дней с момента получения предписания выполнить корректировку платы собственникам и нанимателям помещений в указанном многоквартирном доме, выставленной за январь 2022 года по строке "установка ОДПУ ХВС" в размере 0,66 руб./кв.м., путем исключения данной платы.
АО "ПКС-Водоканал", не согласившись с предписанием Комитета, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалобы не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), указано, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт "ж").
В соответствии с подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды.
Подпунктом "а" пункта 28 Правил N 491 предусмотрено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Как предусмотрено частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В силу части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Как разъяснено в пункте 2 раздела I Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО "Гарантия-Плюс" с 01.04.2007 на основании соответствующего договора управления, заключенного с собственниками помещений многоквартирного дома, и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 N 54 осуществляет деятельность по управлению указанным многоквартирным домом.
Многоквартирный дом 20.05.2009 оборудован ОДПУ ХВС СКБ-40 N 38657-09; межповерочный интервал составляет 6 лет, срок поверки - 20.05.2009. Данный ОДПУ ХВС согласно акту от 25.03.2015 был поверен 20.03.2015, межповерочный интервал составляет 6 лет, срок поверки - 20.03.2021.
АО "ПКС-Водоканал" направило в адрес ООО "Гарантия-Плюс" письмо от 02.04.2021 о необходимости принять меры по поверке или замене ОДПУ ХВС ввиду истечения срока межповерочного интервала.
В связи с тем, что управляющей организацией не были проведены работы по поверке либо замене ОДПУ ХВС, АО "ПКС-Водоканал" оборудовало указанный многоквартирный дом новым ОДПУ ХВС путем замены прежнего: по акту от 12.12.2021 произведена замена ОДПУ ХВС СКБ-40 N 38657-09 на ОДПУ ХВС ВСКМ 90-40 МИД N 161300536; межповерочный интервал - 6 лет, срок поверки - 05.07.2027.
Поскольку АО "ПКС-Водоканал" произвело не первичную установку ОДПУ ХВС, а его замену, суды пришли к выводу о том, что плата ресурсоснабжающей организации за установку ОДПУ ХВС должна производиться за счет управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом.
Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания Комитета упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными, с чем согласился и апелляционный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 по делу N А26-3873/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" и общества с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2024 г. N Ф07-20882/23 по делу N А26-3873/2022