21 февраля 2024 г. |
Дело N А05-10745/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" Барболина М.С. (доверенность от 01.01.2024 N 10/2024), индивидуального предпринимателя Лосева В.Э.,
рассмотрев 20.02.2024 после перерыва, объявленного 06.02.2024, в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.04.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2023 по делу N А05-10745/2022,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Лосев Владимир Эдуардович, ОГРНИП 304290204800109, ИНН 290200382590 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор", адрес: 163046, город Архангельск, Поморская улица, дом 45, помещение 1-Н, ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766 (далее - ООО "ЭкоИнтегратор", Общество), об урегулировании разногласий при заключении договора от 10.06.2022 N 11495 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции протокола разногласий от 07.07.2022, о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, адрес: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24, ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673.
Решением суда первой инстанции от 03.04.2023 урегулированы разногласия, возникшие между Обществом и Предпринимателем при заключении договора от 10.06.2022 N 11495 на оказание услуг по обращению с ТКО, спорные условия, в том числе пункт 1.4: изложен в следующей редакции "Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01 мая 2022 года." (в тексте решения суда первой инстанции допущена опечатка в номере договора вместо "N 11495" указано "N 11.06.2022).
Пункт 4.1 договора - "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", одним из следующих расчетных способов:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Способ коммерческого учета для каждого объекта указывается в приложении N 1 к настоящему Договору.".
Приложение N 1
I. Информация по предмету договора.
Наименование объекта - Магазин ТЦ Автомобили г. Северодвинск, ул. Ломоносова, 120
Объем принимаемых отходов, м3 год/месяц год/день - 1,44/012, 6,1/0,025
Место накопления отходов - г. Северодвинск, ул. Ломоносова, 120 ТЦ Автомобили
Периодичность вывоза отходов - 1 раз в месяц. При среднесуточной температуре наружного воздуха в течение трех суток: - плюс 5 °C и выше - ежедневно; - плюс 4 °C и ниже - 1 раз в трое суток.
Способ коммерческого учета норматив/факт - факт.
Кроме того, этим же решением суда с Общества в пользу Предпринимателя взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Дополнительным решением Арбитражного суда Архангельской области от 25.04.2023 с Общества в пользу Предпринимателя взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб.
Постановлением апелляционного суда от 14.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить в части урегулирования разногласий по пунктам 1.4, 4.1 договора, Приложения N 1 к договору "Информация по предмету договора".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а Предприниматель, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество на основании соглашения с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.10.2019 является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области.
Ответчик приступил к выполнению своих обязательств регионального оператора с 01.01.2020.
На официальном сайте Регионального оператора http://www.eco-tko.ru в разделе "Потребителям" размещена форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц. Указанная форма в целом соответствует форме типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Региональный оператор 16.01.2020, исполнив обязанность, предусмотренную пунктом 8(17) названных Правил, разместил в газете "Архангельск" (выпуск N 1 (4930)) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Предприниматель является собственником встроенного нежилого помещения общей площадью 590,1 кв. м, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 120, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.08.1999.
В названном помещении Предпринимателем осуществляется деятельность торговли промышленными товарами (магазин "Техноцентр").
С сопроводительным письмом от 27.05.2022 Предприниматель направил Обществу заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении указанного объекта.
Письмом от 16.06.2022 Общество направило истцу проект договора от 10.06.2022 N 11495 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предметом которого является осуществление региональным оператором деятельности по приему, транспортировке, обработке, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов от объекта магазин "Техноцентр" по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 120.
Истец подписал указанный проект договора с протоколом разногласий от 07.06.2022.
В свою очередь, Общество предложило подписать договор на условиях протокола согласования разногласий от 25.07.2022.
Поскольку стороны не урегулировали разногласия по договору, Предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции от 03.04.2023 удовлетворил исковые требования, изложив в резолютивной части решения утвержденные Предпринимателем условия договора.
Суд апелляционной инстанции от 14.08.2023 не усмотрел правовых и фактических оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Суды двух инстанций, ссылаясь на положения статьи 1, пункта 1 статьи 432, пунктов 1 и 4 статьи 421, пункта 1 статьи 425, статей 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установили, из протокола разногласий от 07.07.2022 и протокола согласования разногласий от 25.07.2022 следует, что сторонами не урегулированы разногласия в том числе по пункту 1.4 протокола согласования разногласий (срок заключения договора) и по ряду условий Приложения N 1 к договору.
В проекте договора, предложенного Обществом, пункт 1.4 изложен следующим образом: "Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2020.".
Истцом предложено указать датой начала оказания услуг 01.05.2022.
Также суды указали, что заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами получена Обществом в мае 2022 года.
Поскольку в рассматриваемом случае предметом настоящего спора является урегулирование в судебном порядке разногласий при заключении договора от 10.06.2022 N 11495 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а не требование о понуждении Общества заключить с истцом данный договор ввиду уклонения ответчика от его заключения как такового, суды сделали вывод о том, что установление судом даты начала действия спорного договора с 01.05.2022 не противоречит положениям пункта 4 статьи 445 ГК РФ.
Однако в силу положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ применение условий договора к отношениям, возникшим до его заключения договора, то есть на прошлое время, возможно при наличии добровольного волеизъявления сторон на придание договору обратной силы. Это является правом, а не обязанностью сторон.
Из материалов дела видно, что фактически между сторонами сложились отношения по оказанию услуг по обращению с ТКО с 01.01.2020, которые носили публичный характер, таким образом, вывод судов о том, что датой начала оказания услуг считать с 01.05.2022 является ошибочным.
Судом первой инстанции принята редакция пункта 4.1 договора следующего содержания: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", одним из следующих расчетных способов:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Способ коммерческого учета для каждого объекта указывается в приложении N 1 к настоящему Договору.".
Судами не учтено следующее, что согласно пункту 148 (1) Правил N 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу многоквартирного дома, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.
Управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающему коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В данном случае законодателем однозначно определено, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами N 505.
В указанных целях коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя либо из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505).
Как указано в пункте 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, Правительство Российской Федерации определяет случаи, когда объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, а нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу статьи 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которой акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на территории Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации порядок расчета размера ежемесячной платы за оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным к применению.
При отсутствии у потребителя нежилого помещения собственных контейнеров расчет стоимости оказываемых услуг должен производиться по Правилам N 505 и согласно абзацу первому пункта 148 (38) Правил N 354 исходя из норматива накопления ТКО по формуле 9 (5), приведенной в приложении N 2 к Правилам N 354, определяющей порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении многоквартирного дома.
В этой формуле постоянными величинами являются тариф и норматив накопления ТКО, а переменной величиной - количество расчетных единиц, которое меняется для организаций в зависимости от вида их деятельности.
Вместе с тем при раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре, размер платы за данную коммунальную услугу в нежилом помещении в многоквартирном доме определяется в соответствии с формулой 9 (6) приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из объема вывезенных контейнеров.
Таким образом, нахождение нежилого помещения в многоквартирном доме не исключает право потребителя на выбор способа расчета коммерческого учета ТКО. При этом размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в многоквартирном доме может определяться на основании объема вывезенных контейнеров при наличии у потребителя собственного установленного в местах их накопления контейнера, позволяющего на основании Правил N 505 осуществлять коммерческий учет объема и (или) массы ТКО.
Аналогичный подход изложен в пункте 13 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023 (далее - Обзор).
Судебные акты не содержат выводов о реализации указанных условий.
Заслуживает внимания довод подателя жалобы, изложенный в уточнении о том, что процедура согласования мест накопления ТКО и размещения на них контейнеров предусмотрена (поскольку ИП Лосев В.Э.. осуществляет деятельность на территории города Северодвинска) Постановлением Администрации муниципального образования "Северодвинск" от 11.01.2019 года N 6-па "Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории муниципального образования "Северодвинск".
Данная процедура, в том числе, предусматривает согласование с Администрацией Северодвинска в лице Отдела экологии и природопользования Администрации Северодвинска информации о количестве размещенных на момент согласования и планируемых к размещению контейнерах и бункерах, в том числе для КГО, с указанием их объема.
В заявляемом расчете количества планируемых к образованию ТКО, крупногабаритных отходов (далее - КГО) в год и расчет требуемого количества контейнеров необходимо применять нормативы накопления отходов, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Таким образом, урегулирование пункта 4.1 договора в редакции Предпринимателя не соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Обзора, положениям Правил N 354, N 505, Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
В данном случае суд первой инстанции принял редакцию Приложения N 1 к договору "I. Информация по предмету договора".
Наименование объекта - Магазин ТЦ Автомобили г. Северодвинск, ул. Ломоносова, 120
Объем принимаемых отходов, м3 год/месяц год/день - 1,44/012, 6,1/0,025
Место накопления отходов - г. Северодвинск, ул. Ломоносова, 120 ТЦ Автомобили
Периодичность вывоза отходов - 1 раз в месяц. При среднесуточной температуре наружного воздуха в течение трех суток: - плюс 5 °C и выше - ежедневно; - плюс 4 °C и ниже - 1 раз в трое суток.
Способ коммерческого учета норматив/факт - факт.
Согласование условий по приложению N 1 к договору обусловлено выбором расчетного способа коммерческого учета (пункт 4.1).
При этом суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что периодичность вывоза регламентирована пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21.
Изложенное в пункте 11 СанПиН 2.1.3684-21 требование фактически устанавливает предельный срок временного накопления несортированных ТКО при определенной температуре наружного воздуха. Соблюдение указанного срока временного накопления ТКО возложено на собственника отходов, одновременно являющегося и собственником места накопления ТКО, который обязан не допускать превышения периода временного накопления несортированных ТКО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха.
Нарушения потребителем сроков временного накопления ТКО не допускается, а региональный оператор обязан обеспечить вывоз ТКО по мере их накопления.
Ввиду изложенного предлагаемая периодичность вывоза ТКО (1 раз в месяц) не обеспечивает соблюдение указанных санитарных норм и правил.
В силу вышеизложенного суд округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, как принятые с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.04.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2023 по делу N А05-10745/2022 отменить в части урегулирования разногласий между ООО "ЭкоИнтегратор" и индивидуальным предпринимателем Лосевым Владимиром Эдуардовичем при заключении договора от 10.06.2022 N 11495 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по пунктам 1.4, 4.1 и Приложения N 1 "Информация по предмету договора".
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2024 г. N Ф07-17845/23 по делу N А05-10745/2022
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2025 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9329/2024
22.10.2024 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10745/2022
21.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17845/2023
14.08.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3786/2023
03.04.2023 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10745/2022