21 февраля 2024 г. |
Дело N А05-3568/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Шеставина Валерия Владимировича представителя Костоломова П.С. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрев 19.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шеставина Валерия Владимировича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2023 по делу N А05-3568/2023,
УСТАНОВИЛ:
Шеставин Валерий Владимирович, ИНН 292800088988, обратился в Ломоносовский районный суд г. Архангельска с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, каб. 142, ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919 (далее - Управление, УФАС), о признании незаконным решения от 22.12.2022 по делу N 029/10/18.1-1118/2022.
Определением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 06.03.2023 по делу N 2а-2026/2023 дело направлено на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Архангельской области.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования и просил признать решение Управления недействительным.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области, адрес: 165210, Архангельская обл., Устьянский р-н, рабочий поселок Октябрьский, Комсомольская ул., д. 7, ОГРН 1032902140370, ИНН 2922001815 (далее - Комитет), администрация муниципального образования "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области, адрес: 165210, Архангельская обл., Устьянский р-н, рабочий поселок Октябрьский, Комсомольская ул., д. 13, ОГРН 1052907034674, ИНН 2922006965 (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 18.07.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Шеставин В.В. просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что информация раздела 8 документации об аукционе противоречит части 3 статьи 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), устанавливает противоположные закону правила проведения и подведения итогов аукциона.
В судебном заседании представитель Шеставина В.В. поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения и рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.11.2022 на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru опубликовано извещение N 22000004290000000063 о продаже (приватизации) посредством проведения электронного аукциона муниципального имущества - автомобиль ВАЗ 21074 (лот N 1), год изготовления - 2003 год.
Продавец муниципального имущества - Администрация.
Уполномоченный орган - Комитет.
Способ приватизации - аукцион, открытый по форме подачи предложений о цене имущества в электронной форме.
Оператор электронной площадки - Единая электронная торговая площадка (АО "ЕЭТП") по адресу в сети Интернет: http://roseltorg.ru.
Форма подачи предложений о цене - аукцион проводится открытым по составу участников и по форме подачи предложений в соответствии с требованиями Закона N 178-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 860 "Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме" (далее - Постановление N 860).
Начальная цена продажи - 31 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 5166 руб. 66 коп.
Величина повышения начальной цены ("шаг аукциона" - не более 5 %): лот N 1 - 1550 руб.
Размер задатка - 20 % от начальной цены продажи, лот N 1 - 6200 руб.
Согласно пункту 7 аукционной документации претендент приобретает статус участника аукциона с момента подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона.
Согласно протоколу аукционной комиссии от 09.12.2022 Шеставин В.В. допущен к участию в процедуре и признан участником аукциона.
Из протокола подведения итогов по извещению от 12.12.2022 N 22000004290000000063 следует, что процедура признана состоявшейся, так как принято решение о признании только одного претендента участником аукциона - Шеставина В.В. Договор заключается с указанным лицом по начальной цене договора.
Шеставин В.В. 12.12.2022 получил протокол подведения итогов аукциона и на электронный адрес организатора торгов 15.12.2022 направил претензию, в которой не согласился с протоколом подведения итогов аукциона, полагая, что в данном случае аукцион должен быть признан несостоявшимся, просил вернуть внесенный им задаток.
Заявитель 16.12.2022 обратился в Управление с жалобой, в которой просил признать действия организатора аукциона (лот N 1) неправомерными, отменить результаты торгов и возвратить задаток.
Решением УФАС от 22.12.2022 по делу N 029/10/18.1-1118/2022 жалоба признана необоснованной.
Не согласившись с решением УФАС, заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Статьями 1, 4, 5 Закона N 178-ФЗ установлено, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 13 Закона N 178-ФЗ одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
В силу пункта 3 статьи 15 данного Закона информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, в том числе, способ приватизации такого имущества и порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены).
Как установлено пунктом 3 статьи 18 Закона N 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 320-ФЗ), предложения о цене государственного или муниципального имущества заявляются участниками аукциона открыто в ходе проведения торгов. По итогам торгов с победителем аукциона заключается договор.
В случае если заявку на участие в аукционе подало только одно лицо, признанное единственным участником аукциона, договор заключается с таким лицом по начальной цене продажи государственного или муниципального имущества.
В случае отказа лица, признанного единственным участником аукциона, от заключения договора аукцион признается несостоявшимся.
Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере, определенном пунктом 6 той же статьи.
На основании пункта 9 статьи 18 Закона N 178-ФЗ до признания претендента участником аукциона он имеет право отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
Пункт 11 статьи 18 вышеназванного Закона предусматривает, что уведомление о признании участника аукциона победителем либо лицом, признанным единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, направляется победителю либо лицу, признанному единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, в день подведения итогов аукциона.
В силу пункта 12 статьи 18 Закона N 178-ФЗ при уклонении или отказе победителя аукциона либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.
На основании пункта 13 той же нормы суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
В течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона либо лицом, признанным единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, заключается договор купли-продажи (пункт 14 статьи 18 Закона N 178-ФЗ).
Постановлением N 860 утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее - Положение).
Согласно пункту 44 Положения аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:
а) не было подано ни одной заявки на участие либо ни один из претендентов не признан участником;
б) лицо, признанное единственным участником аукциона, отказалось от заключения договора купли-продажи;
в) ни один из участников не сделал предложение о начальной цене имущества.
Как установили суды двух инстанций, информационное сообщение о продаже спорного муниципального имущества соответствовало требованиям части 3 статьи 15 Закона N 178-ФЗ, в нем указаны все положения, перечисленные в данной статье, в том числе наименование продаваемого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества); размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов; срок заключения договора купли-продажи такого имущества; порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества, а также порядок определения победителя.
В разделе 1 документации об аукционе указано, что аукцион проводится в соответствии с требованиями Закона N 178-ФЗ и Постановления N 860.
В разделе 6 документации об аукционе указано, что претендент вправе не позднее дня окончания приема заявок отозвать заявку, при этом внесенный задаток подлежит возврату указанному лицу в течение 5 дней.
Согласно разделу 11 документации об аукционе все вопросы, касающиеся проведения аукциона, не нашедшие отражения в настоящем информационном сообщении, регулируются законодательством Российской Федерации.
Материалы дела не содержат сведений о том, что заявитель обращался с запросами о разъяснении размещенной информации, о предоставлении дополнительной информации об автомобиле или с заявкой на его осмотр. Суды пришли к выводу, что с учетом срока представления заявок (25 календарных дней) заявитель не был лишен возможности обратиться с запросом о разъяснении размещенной информации, выяснить информацию о состоянии предлагаемого к продаже имущества и в случае необходимости отозвать поданную им заявку на участие в аукционе в установленный законом срок. Однако заявитель такой возможностью не воспользовался.
Суды согласились с выводом Управления о том, что претензию Шеставина В.В. в адрес продавца с просьбой вернуть задаток следует расценивать как отказ лица, подавшего заявку (с согласием приобретения имущества) и признанного единственным участником аукциона, от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества.
Следовательно, в данном случае подлежат применению положения пункта 12 статьи 18 Закона N 178-ФЗ, согласно которым задаток такому лицу не возвращается и он утрачивает право на заключение договора купли-продажи имущества.
Сумма задатка - 6200 руб.
Вопреки доводам заявителя, продублированным в жалобе, указание в разделе 8 документации об аукционе информации о случаях признания аукциона несостоявшимся, основанной на утративших силу положениях Закона N 178-ФЗ, о недостоверности такой документации не свидетельствует, на результат торгов не повлияло и прав заявителя не нарушило. Документация в этой части не могла повлиять на добровольное решение заявителя принять участие в аукционе в целях приобретения имущества.
С учетом указанного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Шеставину В.В. следует возвратить сумму государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2023 по делу N А05-3568/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Шеставина Валерия Владимировича - без удовлетворения.
Возвратить Шеставину Валерию Владимировичу, ИНН 292800088988, из федерального бюджета 2850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 24.11.2023 N 67233.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2024 г. N Ф07-21738/23 по делу N А05-3568/2023