28 февраля 2024 г. |
Дело N А56-85165/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Петруниной Е.С. (доверенность от 01.11.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу N А56-85165/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028, (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 125167, Москва, Планетная ул., д. 3, к. 2, эт. 1, пом. 3, ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033 (далее - Учреждение), а при недостаточности денежных средств у Учреждения в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), 1 582 612 руб. 88 коп. задолженности по договору от 28.10.2020 N 28737.035.1 за период с марта по май 2022 года, 605 723 руб. 30 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 02.02.2023 за просрочку исполнения обязательств по договорам от 28.10.2020 N 28737.035.1 и 28739.035.1, а также неустойки, начисленной на сумму 1 582 612 руб. 88 коп. с 03.02.2023 по дату фактического исполнения основного обязательства на основании пункта 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) (с учетом уточнения иска).
Решением от 04.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.08.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 04.04.2023 и постановление апелляционной инстанции от 04.08.2023 и принять новый судебный акт, которым отказать в иске.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно привлекли Министерство к субсидиарной ответственности по долгам Учреждения. При расчете задолженности следует применять льготный тариф, поскольку Учреждение приобретает коммунальные ресурсы не в личных целях, а для удовлетворения нужд физических лиц - нанимателей специализированного жилищного фонда. Суды необоснованно не применили положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не снизили размер неустойки.
В судебном заседании представитель Предприятия возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Учреждение (абонент) заключили договоры от 28.10.2020 N 28737.035.1 и 28739.035.1 (далее - Договоры), по которым ресурсоснабжающая организация обязалась обеспечивать подачу (поставку) абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент - принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, горячую воду (теплоноситель).
В пунктах 6.9 - 6.9.2 Договоров стороны согласовали порядок расчетов за потребленную тепловую энергию, горячую воду (теплоноситель).
Во исполнение Договоров с марта по май 2022 года Предприятие поставило на объекта Учреждения (здания общежития) тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Учреждением обязанности по оплате тепловой энергии, поставленной в спорный период, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции следует изменить.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что во исполнение договора от 28.10.2020 N 28737.035.1 в период с марта по май 2022 года Предприятие поставило в здания общежития, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, задолженность по оплате которой с применением льготного тарифа составила 1 582 612 руб. 88 коп.
Суды обоснованно отклонили довод Министерства о том, что оно не может быть привлечено к субсидиарной ответственности по долгам автономного учреждения, поскольку он противоречит правовой позиции, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2023 N 309-ЭС22-18499.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно взыскали с Учреждения, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства, 1 582 612 руб. 88 коп. задолженности.
Установив, что Учреждение своевременно не исполнило обязанность по оплате потребленной тепловой энергии, и руководствуясь статьей 332 ГК РФ и пунктом 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, суды признали обоснованным требование Предприятия о взыскании 605 723 руб. 30 коп. неустойки, начисленной по договорам N 28737.035.1 и 28739.035.1 за период с 26.04.2022 по 02.02.2023 с последующим начислением неустойки с 03.02.2023 на сумму долга по дату фактической его оплаты.
Оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для применения статьи 333 ГК РФ и снижения размера неустойки.
При рассмотрении спора суды исходили из того, что поскольку Учреждение является автономным учреждением, и в соответствии со статьей 65 ГК РФ не может быть признано несостоятельным (банкротом), то на него не распространяется действие моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), в связи с чем признали правомерным начисление неустойки за период с 26.04.2022 по 01.10.2022.
Между тем в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2024 N 307-ЭС23-17271 и от 06.02.2024 N 306-ЭС23-18539 сформирована правовая позиция, в соответствии с которой мораторий, введенный Постановлением N 497 на начисление штрафных санкций в отношении требований, возникших до введения моратория, распространяется на всех юридических лиц, граждан, индивидуальных предпринимателей независимо от того, обладают ли такие лица признаками неплатежеспособности и может ли быть в их отношении введена процедура банкротства. Введение моратория направлено на обеспечение таких элементов публичного порядка Российской Федерации как стабильность экономики, поддержание всех субъектов экономической деятельности, в том числе государственных органов и учреждений.
Поскольку денежное обязательство Учреждения за март 2022 года по Договорам возникло до введения в действие моратория, мораторий, введенный Постановлением N 497, носит всеобщий характер, за исключениями, под которые ответчик не подпадает, то размер неустойки (пеней), предусмотренный пунктом 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, должен быть определен за вычетом периода моратория. В удовлетворении требования о взыскании с ответчиков неустойки, начисленной за период с 26.04.2022 по 01.10.2022, следовало отказать.
В суде кассационной инстанции истец представил расчет неустойки, из которого исключен период моратория и в соответствии с которым размер неустойки по договору N 28737.035.1 составляет 240 129 руб. 69 коп., а по договору N 28739.035.1 составляет 237 784 руб. 85 коп., а всего - на общую сумму 477 914 руб. 54 коп.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат изменению по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, как принятые с нарушением норм материального права.
С Учреждения, а при недостаточности денежных средств с Министерства в пользу Предприятия следует взыскать 1 582 612 руб. 88 коп. долга, 477 914 руб. 54 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 02.03.2023, а также неустойку, начисляемую на сумму 1 582 612 руб. 88 коп. с 03.02.2023 по дату фактической оплаты долга на основании пункта 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ понесенные Предприятием судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 20 000 руб. подлежат взысканию с Учреждения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу N А56-85165/2022 изменить.
Взыскать с федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 125167, Москва, Планетная ул., д. 3, к. 2, эт. 1, пом. 3, ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033, а при недостаточности денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028, 1 582 612 руб. 88 коп. долга, 477 914 руб. 54 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 02.03.2023, а также неустойку, начисляемую на сумму 1 582 612 руб. 88 коп. с 03.02.2023 по дату фактической оплаты долга на основании пункта 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и 20 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку денежное обязательство Учреждения за март 2022 года по Договорам возникло до введения в действие моратория, мораторий, введенный Постановлением N 497, носит всеобщий характер, за исключениями, под которые ответчик не подпадает, то размер неустойки (пеней), предусмотренный пунктом 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, должен быть определен за вычетом периода моратория. В удовлетворении требования о взыскании с ответчиков неустойки, начисленной за период с 26.04.2022 по 01.10.2022, следовало отказать.
...
С Учреждения, а при недостаточности денежных средств с Министерства в пользу Предприятия следует взыскать 1 582 612 руб. 88 коп. долга, 477 914 руб. 54 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 02.03.2023, а также неустойку, начисляемую на сумму 1 582 612 руб. 88 коп. с 03.02.2023 по дату фактической оплаты долга на основании пункта 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2024 г. N Ф07-18762/23 по делу N А56-85165/2022