06 марта 2024 г. |
Дело N А21-13322/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Жуковой Т.В., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
при участии от государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" Лонгиновой О.В. (доверенность от 18.01.2024),
рассмотрев 04.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Беккер и Ко" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу N А21-13322/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал", адрес: 236023, Калининград, Советский пр., д. 107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Беккер и Ко", адрес: 236008, Калининград, ул. Александра Невского, д. 76 лит. В, ОГРН 1023900991620, ИНН 3906005130 (далее - Общество), 50 467 руб. 08 коп. задолженности за оказанные с сентября 2021 по апрель 2022 года услуги по приему загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, 3393 руб. 91 коп. пеней по договору от 27.03.2008 N 2599 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор), начисленных за период с 02.10.2022 по 27.06.2023.
Общество обратилось со встречным иском, в котором просило обязать Предприятие исполнить пункт 3.1.3 Договора.
Решением суда первой инстанции от 02.08.2023 первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 09.11.2023 решение от 02.08.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 02.08.2023 и постановление от 09.11.2023, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Предприятия, удовлетворить встречный иск.
В кассационной жалобе указано, что Общество не производит пар и горячую воду; водяной котел не относится к опасным производственным объектам, используется Обществом для подогрева воды; из актов от 15.07.2020 и от 21.01.2021 следует, что контрольный канализационный колодец, расположенный на ул. Толстого в Калининграде, находится в удовлетворительном состоянии; Предприятие необоснованно отказало в отборе проб.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Общество в возражениях на отзыв поддержало доводы, приведенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании представитель Предприятия возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства; далее - ВКХ) и Общество (абонент) 27.03.2008 заключили Договор, согласно пункту 3.1.1 которого организация ВКХ обязалась обеспечивать абонента питьевой водой в размере установленного лимита - 101 куб.м в месяц, согласно пункту 3.1.2 - принимать от абонента в систему канализации Предприятия сточные воды в размере установленного лимита - 101 куб.м в месяц.
Пунктом 3.1.3 Договора предусмотрена обязанность Предприятия систематически (не реже 1 раза в шесть месяцев) контролировать качество сточных вод, отводимых абонентом в канализацию организации ВКХ, путем отбора проб. Отбор проб производится в любое время суток в присутствии представителя абонента. Результат исследования отобранных проб считается действительным до следующего отбора проб. В случае невыделения абонентом представителя отобранные пробы считаются действительными.
Расчеты с абонентом за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды производятся по ценам и тарифам, утвержденным мэрией Калининграда или действующим законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 Договора).
В соответствии с пунктом 5.2 Договора размер месячной платы за сверхлимитное водопотребление определяется тарифом, повышенным в 5 раз.
Дополнительным соглашением от 15.09.2009 к Договору пункты 3.1.1 и 3.1.2 изменены: установленные лимиты водопотребления и водоотведения увеличены до 190 куб.м.
В приложении N 1 к Договору в качестве объектов водоснабжения и водоотведения указаны: административное здание по ул. Невского, д. 76"В"; реконструкция с расширением существующего здания по ул. Невского, д. 76"В".
В соответствии с пунктом 8.1 Договора, содержащим условие о ежегодном продлении его действия, Договор является действующим.
Договор и приложения к Договору сведений о контрольном канализационном колодце не содержат.
Поскольку оказанные услуги Общество не оплатило, Предприятие обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании 50 467 руб.
08 коп. основного долга и 3393 руб. 91 коп. пеней за прием загрязняющих веществ сверх установленного норматива.
Общество обратилось со встречным иском об обязании Предприятия исполнить пункт 3.1.3 Договора.
Решением от 02.08.2023 суд первой инстанции удовлетворил первоначальный иск, отказал в удовлетворении встречного иска.
Суд апелляционной инстанции оставил решение от 02.08.2023 без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьями 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или подзаконными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Из части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пунктов 111, 114 Правил N 644 следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Постановление N 728) Правила N 644 дополнены разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов", а также утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728).
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 в Правила N 644, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
По смыслу нормативного регулирования законодатель установил презумпцию превышения нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 данных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) указанных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) названных Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Согласно пункту 167 раздела XIII Правил N 644 в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется:
- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;
- на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).
Таким образом, нормативы состава сточных вод распространяются на объекты абонентов:
- при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. метров в сутки - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности;
- при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. метров - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167 Правил N 644.
В соответствии с пунктом 203 Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий), в том числе тех, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм, сост.) (рублей) определяется по формуле: П норм, сост. = 2 х Т х Qnp1.
Из пункта 203 Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод для обозначенных в данном пункте абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на окружающую среду (водные объекты).
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.
В соответствии с абзацем вторым пункта 123(4) Правил N 644 для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб.м, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - ЦСВ) определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1.
Аналогичный упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен пунктом 203 Правил N 644.
Как следует из материалов дела, объем сбрасываемых сточных вод абонента за спорный период составил менее 30 куб. м в сутки; для отбора сбрасываемых с объектов сточных вод абонента не имеет в распоряжении контрольный канализационный колодец; не доказано наличие иного контрольного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов; наличие газовой котельной в доме 76, лит. В, по улице Александра Невского в Калининграде подтверждено датированным 2013 годом техническим отчетом по проведению режимно-наладочных испытаний оборудования на газовой котельной, не оспаривалось Обществом.
В кассационной жалобе оспариваются выводы судов о том, что Общество производит в котельной пар и горячую воду (тепловую энергию), то есть, по мнению кассатора, объект не соответствует критериям, приведенным в пунктах 167 и 203 Правил N 644.
Возражения Общества суд округа счел необоснованными с учетом следующего.
В пункте 1) статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под тепловой энергией понимается энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
В пункте 3) данной статьи определен источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.
Согласно пункту 4.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении установлено, что теплоноситель - это пар или вода, которые используются для передачи тепловой энергии.
В Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации России от 24.03.2003 N 115 указано, что источником тепловой энергии (теплоты) являются теплогенерирующая энергоустановка или их совокупность, в которой производится нагрев теплоносителя за счет передачи теплоты сжигаемого топлива, а также путем электронагрева или другими, в том числе нетрадиционными способами, участвующая в теплоснабжении потребителей.
Из системного толкования приведенных выше норм права следует, что к теплогенерирующей энергоустановке можно отнести котельные (комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты).
В данном случае в материалы дела представлен технический отчет по проведению режимно-наладочных испытаний оборудования на газовой котельной, предназначенной для отопления и горячего водоснабжения административного здания - спорного объекта. В договоры аренды, арендодателем по которым выступает Общество, в арендную плату включена стоимость услуги по теплоснабжению (пункт 5.1).
Суды правомерно признали, что при указанных обстоятельствах Предприятие обоснованно начислило плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по пункту 203 Правил N 644.
Учтя отсутствие доказательств уплаты долга, суды обоснованно взыскали с Общества в пользу Предприятия 50 467 руб. 08 коп.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Поскольку Общество задолженность своевременно не уплатило, Предприятие заявило требование о взыскании 3393 руб. 91 коп. пеней за период с 02.10.2022 по 27.06.2023.
Проверив расчет неустойки, суды правомерно признали его обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Общество заявило встречный иск, в котором просило обязать Предприятие исполнить пункт 3.1.3 Договора.
Суды отказали в удовлетворении встречного иска, правомерно руководствуясь следующим.
В силу пункта 15 Правил N 728 отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил N 728 абоненты обязаны обеспечить наличие мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с этими Правилами) и идентификацию таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования.
Контрольный канализационный колодец - это колодец или иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод (пункт 2 Правил N 644).
Суды обоснованно указали, что колодец, на который ссылалось Общество, не согласован сторонами в Договоре как контрольный (местонахождение контрольного колодца не указано, привязки к адресам, координат, обозначения на схеме не имеется, в акте разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей контрольный колодец не обозначен), в то время как Верховный Суд Российской Федерации в определении от 15.05.2017 N 306-ЭС17-1289 указал на необходимость указания в договоре мест нахождения контрольных колодцев.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Общество не подтвердило относимыми и допустимыми доказательствами факт предоставления Предприятию схемы размещения мест для отбора проб воды и (или) сточных вод.
Суды также обоснованно учли тот факт, что Предприятие неоднократно предлагало Обществу подать заявление о перезаключении Договора в связи с изменением типовой формы договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, однако Общество предложения проигнорировало.
Учтя изложенное, указав на несогласование сторонами контрольного канализационного колодца, суды обоснованно отказали в удовлетворении требования Общества обязать Предприятие исполнить пункт 3.1.3 Договора.
Другие доводы кассационных жалоб не опровергают выводов судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены или изменения судебных актов. По существу, эти доводы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу N А21-13322/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Беккер и Ко" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно указали, что колодец, на который ссылалось Общество, не согласован сторонами в Договоре как контрольный (местонахождение контрольного колодца не указано, привязки к адресам, координат, обозначения на схеме не имеется, в акте разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей контрольный колодец не обозначен), в то время как Верховный Суд Российской Федерации в определении от 15.05.2017 N 306-ЭС17-1289 указал на необходимость указания в договоре мест нахождения контрольных колодцев.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Общество не подтвердило относимыми и допустимыми доказательствами факт предоставления Предприятию схемы размещения мест для отбора проб воды и (или) сточных вод.
Суды также обоснованно учли тот факт, что Предприятие неоднократно предлагало Обществу подать заявление о перезаключении Договора в связи с изменением типовой формы договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, однако Общество предложения проигнорировало."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2024 г. N Ф07-575/24 по делу N А21-13322/2022