07 марта 2024 г. |
Дело N А56-36287/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Родина Ю.А., рассмотрев 07.03.2024 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтарЭксперт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023 по делу N А56-36287/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтарЭксперт", адрес: 197349, Санкт-Петербург, Комендантский пр., д. 9, корп. 2, лит. А, пом. 4-Н, офис 10-2, ОГРН 1197847156869, ИНН 7810770360 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - Таможня), о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2023 N 1022800099/2023 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) без назначения наказания в виде административного штрафа.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 04.07.2023 и постановление от 26.10.2023, принять по данному делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы настаивает на отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 16.3 КоАП РФ. Как указывает податель жалобы, при подаче декларации на товары Общество представило таможенному органу разрешительный документ компетентного органа - Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор) от 21.07.2021 N RU/2021/02-40515/21, заявив лечебно-диагностическую цель вывоза товара "биологические материалы (образцы) человека для _ лабораторных исследований гражданского назначения _". По мнению Общества, на дату подачи декларации на товары были представлены все необходимые документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (в том числе экспортного контроля), таможенный орган не потребовал иных документов и выпустил товар, соответственно, никаких нарушений со стороны Общества не было допущено. Таможенный орган не доказал, что Общество имело основания полагать о возможном использовании товара в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники. Общество настаивает на том, что для отнесения товара к Списку товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (далее - Список товаров и технологий двойного назначения), утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661, необходимо проведение независимой идентификационной экспертизы. В рассматриваемом случае такая экспертиза не проводилась, а мнение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК) и закрытого акционерного общества "Центр проектов развития промышленности" (далее - ЗАО "ЦПРП") не являются независимой экспертизой, поэтому ошибочно приняты судами во внимание.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество 11.08.2021 представило на Северо-Западный таможенный пост (центр электронного декларирования) декларацию на товары N 10228010/110821/0365586, по которой в целях помещения под таможенную процедуру экспорта задекларировало товар: "биологические материалы (образцы) человека для исследовательских целей", предназначенные для проведения лабораторных исследований гражданского назначения, не содержащие психотропных и наркотических средств, этилового спирта, не инфицированные ВИЧ, гепатитом, не предназначенные для ветеринарных целей, не являющиеся лекарственным средством и фармацевтической субстанцией; код ТН ВЭД ЕАЭС 3001 90 200 0.
Согласно сведениям, указанным в декларации на товары, товарно-транспортным и коммерческим документам отправителем товара является Общество, получателем - компания "CREATE FERTILITY", Соединенное Королевство, страна происхождения товара - Российская Федерация. Товар поставляется в рамках внешнеторгового контракта от 24.01.2021, заключенного Обществом с компанией "AOA PROJECTS LTD (CRYO A2B)".
В графе 44 декларации товара в качестве разрешительного документа заявлено заключение Росздравнадзора от 21.07.2021 N RU/2021/02-40515/21, сведения о разрешительном документе, выданном ФСТЭК, отсутствуют.
Товар 11.08.2021 выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В ходе проведенной после выпуска товара проверки документов и сведений Таможней установлено, что товар "биологические материалы" (код 3001 90 200 0 ТН ВЭД ЕАЭС) соотносится с пунктом 9.3.3 ("Образцы биологических материалов человека") категории 9 ("Защита от поражающих воздействий") раздела 4 действовавшего на момент декларирования Списка товаров и технологий двойного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661, и включен в перечень товаров, подлежащих экспортному контролю. Данный документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 19.07.2022 N 1299 "Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль", вступившего в силу со дня официального опубликования 22.07.2022.
С учетом изложенного таможенный орган заключил, что Обществом допущено нарушение таможенного законодательства в части несоблюдения установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов на вывоз товаров из Российской Федерации. Результаты проверки отражены в акте от 23.01.2023 N 10228000/214/230123/А0031.
Поскольку в действиях Общества усматривались признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, в отношении Общества 20.01.2023 возбуждено дело об административном правонарушении N 1022800099/2023.
По результатам проведенного административного расследования Таможня 20.02.2023 составила протокол об административном правонарушении и 04.04.2023 вынесла постановление N 1022800099/2023 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, без назначения административного наказания в виде административного штрафа.
Со ссылкой на часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ Таможня ограничилась административным наказанием в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб., наложенного по делу об административном правонарушении N 10228000-97/2023, возбужденному в отношении Общества в рамках одного контрольного мероприятия (акт N 10228000/214/230123/А0031).
Не согласившись с постановлением Таможни, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, признали доказанным наличие в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения, установили соблюдение Таможней порядка привлечения Общества к административной ответственности, поэтому пришли к выводу о законности оспариваемого постановления Таможни.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В статье 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно части 5 статьи 7 ТК ЕАЭС в случае, если актами, устанавливающими запреты и ограничения, не определены случаи и (или) порядок подтверждения их соблюдения, соблюдение таких запретов и ограничений подтверждается при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта.
Декларант обязан представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, а, следовательно, и документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 2 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС).
В подпункте 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС указано, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Спорный товар включен в раздел 2.21 "Органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, образцы биологических материалов человека" Приложения N 2 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Перечень товаров), утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (пункт 28 "Половые клетки и эмбрионы", код 3001 90 200 0 ТН ВЭД ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 3 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека (приложение N 3 к решению Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 N 30) ввоз и (или) вывоз органов и тканей человека, крови и ее компонентов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 N 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной решением Коллегии ЕЭК от 16.05.2012 N 45, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.
При вывозе биологических материалов для лечебно-диагностических целей требуется заключение (разрешительный документ) Росздравнадзора.
Материалами дела подтверждается, что Общество представило заключение Росздравнадзора от 21.07.2021 N RU/2021/02-40515/21.
При исследовании материалов дела суды установили, что представленные Обществом документы, в том числе заключение Росздравнадзора от 21.07.2021 N RU/2021/02-40515/21, не подтверждают назначение перемещаемых биоматериалов для лечебных и диагностических целей. Целью вывоза товаров в разрешении указано "проведение диагностических исследований".
Вместе с тем представленные заявителем при таможенном декларировании материалы не содержат документального подтверждения целей применения биологических материалов (документов, подтверждающих назначение перемещаемых биоматериалов для лечебно-диагностических целей, учитывая, что результаты диагностики могут быть использованы и в иных целях, в том числе научных, исследовательских, военных и т.д.). Заключение Росздравнадзора не подтверждает назначение перемещаемых биоматериалов для лечебно-диагностических целей. Наличие заключения Росздравнадзора с разрешениями на вывоз образцов биологических материалов человека не исключает необходимости соблюдения национального законодательства в области экспортного контроля и само по себе не доказывает отнесение спорного товара к исключениям Примечания к пункту 9.3.3 раздела 4 категории 9 Списка товаров и технологий двойного назначения.
В силу пункта 2 раздела 2.21 Перечня товаров вывоз с таможенной территории ЕАЭС образцов биологических материалов человека, не предназначенных для лечебно-диагностических целей, в том числе для гемотрансфузии или трансплантации, осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС в области экспортного контроля.
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания в Российской Федерации действует система экспортного контроля, которая регулируется, в том числе нормами Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон N 183-ФЗ).
Контролируемыми товарами и технологиями признается сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов (абзац восьмой статьи 1 Закона N 183-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона N 183-ФЗ экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в том числе таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с правом ЕАЭС, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании
В рассматриваемом случае таможенный орган установил, что вывозимый товар является объектом экспортного контроля. При этом при вывозе спорного товара затронуты не только экономические интересы государства, но и политические, в том числе безопасность государства,
Исходя из представленных ФСТЭК и ЗАО "ЦПРП" сведений, задекларированные Обществом для вывоза в Соединенное Королевство по декларации на товары N 10228010/110821/0365586 биологические материалы человека предоставляются заказчику в рамках рамочного контракта, предусматривающего осуществление поставок для исследований. По контракту 24.01.2021, заключенному с компанией "AOA PROJECTS LTD (CRYO A2B)", Общество оказывает консультативные услуги по доставке образцов биологических материалов в указанное заказчиком место; цели отбора и перемещения образцов контрактом не определены. С учетом отсутствия документально подтвержденных целей применения и наличия возможных рисков использования передаваемых биологических образцов в незаявленных целях, их вывоз должен осуществляться на основании разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, выдаваемого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 N 517.
В силу части 1 статьи 24 Закона N 183-ФЗ идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
Вместе с тем в рамках проведения проверочных мероприятий таможенным органом установлено, что Общество не обращалось во ФСТЭК по вопросу экспорта биологических материалов человека.
Поскольку Общество при таможенном декларировании товара не представило разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономической операции, предусматривающей вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС (из Российской Федерации), Таможня пришла к обоснованному выводу о том, что Обществом допущено несоблюдение установленных Законом N 183-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 N 517 запретов и ограничений, нарушены требования статей 7, 135, 140 ТК ЕАЭС, что образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом обязательных требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательства принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, в материалы дела не представлены, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине декларанта в допущенном правонарушении.
Вопреки доводам Общества, нарушение выявлено таможенным органом в ходе проверки документов и сведений после выпуска товаров, которая проводилась именно в целях подтверждения соблюдения/несоблюдения декларантом мер экспортного контроля. Наличие разрешительного документа от Росздравнадзора подтверждает соблюдение декларантом мер нетарифного регулирования, однако не освобождает от необходимости получить разрешительные документы в области экспортного контроля. При этом факт разрешения таможенным органом выпуска товара по спорной декларации на товары не может служить основанием для легализации ошибок и нарушений, выявленных после таможенного оформления.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, суды не установили.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не пропущен.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суды также не усмотрели оснований для признания малозначительными совершенного Обществом правонарушения и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Несогласие Общества с установленными судами фактическими обстоятельствами дела, оценкой доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В настоящем деле выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, которые исследованы и оценены с учетом требований статей 67, 68, 71 АПК РФ, а нормы материального и процессуального права применены правильно.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права судами не допущено.
При таком положении суд кассационной инстанции, исходя из полномочий, установленных статьями 287, 288.2 АПК РФ, не находит оснований для иной оценки обстоятельств, установленных судами, сделанных ими выводов, а также для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб таможенного органа и Общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023 по делу N А56-36287/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтарЭксперт" - без удовлетворения.
Судья |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Общество при таможенном декларировании товара не представило разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономической операции, предусматривающей вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС (из Российской Федерации), Таможня пришла к обоснованному выводу о том, что Обществом допущено несоблюдение установленных Законом N 183-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 N 517 запретов и ограничений, нарушены требования статей 7, 135, 140 ТК ЕАЭС, что образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом обязательных требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательства принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, в материалы дела не представлены, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине декларанта в допущенном правонарушении.
...
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не пропущен.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суды также не усмотрели оснований для признания малозначительными совершенного Обществом правонарушения и применения статьи 2.9 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2024 г. N Ф07-1193/24 по делу N А56-36287/2023