12 марта 2024 г. |
Дело N А05-2782/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Власовой М.Г. и Куприяновой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Модуль" Петровой И.Р. (доверенность от 05.12.2023),
рассмотрев 12.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модуль" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 по делу N А05-2782/2023,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2/1, строение 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Модуль", адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, дом 64, литера Б, помещение 24Н, ОГРН 1027809217622, ИНН 7808014367 (далее - Общество), о взыскании 673 022 руб. 40 коп. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования (поезд N 2884, индекс 3100-063-2900) в период с 26.08.2022 по 11.09.2022.
Решением суда от 14.08.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новый - об отказе в иске.
По мнению подателя жалобы, Дорога не доказала, что вагоны находились на ее путях по причинам, зависящим от грузополучателя - Общества, и что указанная задержка вагонов привела к нарушению расчетного срока доставки. Суды, считает податель жалобы, не учли, что само по себе нарушение (превышение) технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения. Вывод судов о том, что поезд N 2884 был отставлен от движения (брошен) в пути следования в связи с неприемом станцией назначения Исакогорка по причине нарушения Обществом в спорный период технологического срока оборота вагонов податель жалобы считает не соответствующим действительности. Суды, отмечает податель жалобы, не исследовали такие вопросы, как фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда, невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов, а также отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения. По словам Общества, Дорога действовала недобросовестно, в течение длительного времени не выполняла свои обязанности по уборке вагонов с путей необщего пользования, следовательно, имеет место просрочка кредитора, что исключает вину Общества, при этом задержек подачи вагонов по вине Общества не было. Как утверждает податель жалобы, представленные Дорогой памятки приемосдатчика (форма ГУ-45) на подачу и уборку вагонов не являются допустимыми и относимыми доказательствами, надлежащим образом оформленные документы для предъявления Обществу простоя вагонов отсутствуют.
В отзыве Дорога возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы.
Дорога надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Дорога (перевозчик) и Общество (владелец) заключили договор от 03.06.2019 N 3-021 (далее - Договор-1) на эксплуатацию Обществом железнодорожного пути необщего пользования на станции Исакогорка Северной железной дороги.
Согласно параграфу 1 Договора-1 локомотивом перевозчика осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 103 съезда 101/103 к пути L станции Исакогорка.
В соответствии с параграфом 7 Договора-1 на железнодорожном пути необщего пользования установлена следующая вместимость мест погрузки, выгрузки: место N 1 на пути N 1 - погрузка, выгрузка крупнотоннажных контейнеров, тарно-штучных грузов, различных грузов, кроме опасных, выгрузка лесных грузов - 15 физических вагонов или 11 длиннобазных; место N 3 на пути N 2 - погрузка, выгрузка крупнотоннажных контейнеров, тарно-штучных грузов, различных грузов, кроме опасных, выгрузка лесных грузов - 15 физических вагонов или 11 длиннобазных.
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующая вместимость мест для отстоя: на пути N 1 место отстоя вагонов N 2 - 15 физических вагонов или 11 длиннобазных; на пути N 2 место отстоя вагонов N 4 - 15 физических вагонов или 11 длиннобазных.
Размер одновременной подачи - не более 31 физического вагона, 57 условных вагонов, по весу не более 2900 т.
Максимальная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования устанавливается в 31 вагон в сутки. В случае невыполнения владельцем установленной перерабатывающей способности перевозчик вправе ввести ограничение на погрузку грузов в адрес владельца, а также на погрузку грузов владельца до размера фактической перерабатывающей способности.
Параграфом 8 Договора-1 предусмотрен порядок учета времени нахождения вагонов: технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных операций для грузов в универсальных контейнерах составляет 2 ч 39 мин на 15 вагонов или 1 ч 57 мин на 11 длиннобазных вагонов, из расчета 10,6 мин на 1 фитинговую платформу (пункт 8.3); в случае задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи или приемки на железнодорожные пути необщего пользования в связи с занятостью мест погрузки, выгрузки вагонами, не готовыми к уборке по не зависящим от перевозчика причинам, ответственность за задержку несет владелец (пункт 8.4); в случае задержки порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом либо иного подвижного состава, независимо от их принадлежности, в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по независящим от перевозчика причинам, ответственность за задержку несет владелец (пункт 8.5).
На основании пункта 9.2 Договора-1 за нахождение вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования, по не зависящим от перевозчика причинам владелец уплачивает перевозчику плату по ставкам, установленным тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 и зарегистрированным в Минюсте России 26.05.2015 N 37379.
Сторонами также заключен договор от 06.07.2018 N 0Д04-066/18 (далее - Договор-2) об оказании услуги по организации перевозки груженых контейнеров в составе контейнерного поезда (далее - КП) при формировании поезда на путях общего пользования.
На основании пункта 2.1 приложения N 2 к Договору-2 Дорога обязалась обеспечивать перевозку КП по графику.
Согласно пункту 2.2.2 приложения N 2 к Договору-2 (в редакции дополнительного соглашения N 31) Общество обязалось обеспечить наличие на станции отправления документально оформленных и готовых к отправлению контейнеров в составе КП установленной длины не позднее времени, указанного в приложении N 1 к условиям (графа 4) и приложении N 2 к условиям или наряду-заказу.
Пунктом 3.4 приложения N 1 к Договору-2 (в редакции дополнительного соглашения N 31) предусмотрен срок формирования Дорогой КП для станции Исакогорка - 9,63 ч.
Как указывает Дорога, в пути следования 26.08.2022 в 18 ч 20 мин отставлен от движения (брошен) поезд N 2884, индекс 3100-063-2900, в связи с неприемом станцией назначения Исакогорка по причине нарушения Обществом в спорный период технологического установленного параграфом 8 Договора-1 срока оборота вагонов и занятости путей приема станции назначения Исакогорка Северной железной дороги ранее прибывшими составами.
Поезд N 2884 "брошен" на железнодорожных путях общего пользования станции Емца Северной железной дороги на основании приказа от 26.08.2022 N 3430 о временном отставлении от движения грузового поезда. О задержке вагонов в пути следования Общество уведомлено 27.08.2022.
Приказ N 3507 о "подъеме" поезда N 2884 издан перевозчиком 11.09.2022 после освобождения железнодорожных путей. О "подъеме" временно отставленного от движения поезда Общество уведомлено 11.09.2022.
Кроме того, согласно памяткам приемосдатчика N 2235, 2236, 2237, 2385, 2386 Дорога подала вагоны на путь Дороги 16.08.2022, Общество уведомило Дорогу о завершении операции 22.08.2022, вагоны убраны Дорогой только 27.08.2022.
В соответствии с памяткой приемосдатчика N 2387 Дорога подала вагоны на путь Дороги 16.08.2022, Общество уведомило Дорогу о завершении операции 27.08.2022, вагоны убраны Дорогой 27.08.2022.
Согласно памятке приемосдатчика N 2291 Дорога подала вагон на путь Дороги 21.08.2022, Общество уведомило Дорогу о завершении операции 22.08.2022, вагон убран Дорогой 27.08.2022.
Из памяток приемосдатчика N 2394, 2395, 2396, 2444, 2511, 2512, 2514 следует, что Дорога подала вагоны на путь Дороги 28.08.2022 - 31.08.2022, Общество уведомило Дорогу о завершении операции 01.09.2022, вагоны убраны Дорогой 03.09.2022.
Согласно памяткам приемосдатчика N 2216, 2523 Дорога подала вагоны на путь Дороги 04.09.2022, Общество уведомило Дорогу о завершении операции 08.09.2022, вагоны убраны Дорогой 11.09.2022.
Факт задержки вагонов в пути следования и нахождения задержанных вагонов на путях общего пользования станции Емца зафиксирован в актах общей формы от 11.09.2022 по прибытии поезда на станцию Исакогорка, на основании чего составлен акт от 11.09.2022 N 5/1071 общей формы о начислении платы за нахождение вагонов, контейнеров на путях Дороги.
Общий размер платы за нахождение вагонов на путях общего пользования составил 673 022 руб. 40 коп.
Для списания начисленной платы с лицевого счета Общества, открытого Дорогой для ведения расчетов, составлены соответствующие накопительные ведомости, однако подписать указанные документы Общество отказалось, в связи с чем списание средств с лицевого счета не произведено.
Направленная Дорогой в адрес Общества соответствующая претензия оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Дороги в арбитражный суд с настоящим иском.
Из содержания части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ) следует, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 Закона N 18-ФЗ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 Закона N 18-ФЗ).
Статьей 39 Закона N 18-ФЗ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
По смыслу пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), задержка вагонов в пути следования осуществляется в случае невыполнения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Таким образом, для взыскания платы перевозчик должен обосновать не исполнение им самим перевозочных обязательств надлежащим образом, а нарушение грузополучателем норм и правил, действующих в сфере железнодорожной перевозки, а также договорных обязанностей, повлекших простой вагонов на путях общего пользования.
В соответствии со статьей 119 Закона N 18-ФЗ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 4.7 Правил N 26 предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции; на станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования; на основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования; основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, установив вину Общества в задержке поезда N 2884 в пути следования, пришел к выводу об обоснованности иска и удовлетворил его.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены судебных актов по доводам жалобы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны ранее излагавшимся в процессуальных документах Общества, полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, и им судами двух инстанций дана надлежащая оценка, с которой суд округа согласен.
С учетом совокупности представленных доказательств суды сделали правильный вывод о том, что именно ошибки Общества в планировании времени прибытия направляющихся в его адрес вагонов и периодов погрузки вагонов, предназначенных для отправки конкретным КП, повлекли за собой необходимость остановки поезда N 2884; вины Дороги в остановке поезда N 2884 в пути следования не имеется.
При этом, вопреки позиции подателя жалобы, суды правомерно посчитали, что помимо актов общей формы памятки приемосдатчика являются надлежащими доказательствами, подтверждающими факт нахождения вагонов, прибывших в адрес Общества, на путях общего пользования ввиду неприема их последним, так как предусмотренное в положениях статьи 39 Закона N 18-ФЗ внесение платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава по своей правовой природе не отличается от временного пользования, предусмотренного положениями главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем возникновение встречного денежного обязательства ответчика зависит от самого факта пользования. Таким образом, указал апелляционный суд, подтверждение факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования не связано только с оформлением акта общей формы ГУ-23 (статья 68 АПК РФ), а может подтверждаться и иными документами, составляемыми в процессе железнодорожной перевозки грузов.
Кроме того, отметили суды, из условий Договора-1 и Договора-2 следует, что для правоотношений сторон определяющее значение имело строгое соблюдение графика формирования поездов, что предполагает со стороны Общества тщательное планирование времени прибытия направляющихся в его адрес вагонов и периодов погрузки вагонов, предназначенных для отправки конкретным КП. При этом материалами дела подтверждено, что Общество допускало ошибки в планировании, Дорога же, напротив, принимала все меры по нормализации отправки КП Общества.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, ими не допущено, суд кассационной инстанции не нашел предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 по делу N А05-2782/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модуль" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4.7 Правил N 26 предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции; на станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования; на основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования; основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2024 г. N Ф07-2536/24 по делу N А05-2782/2023
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2536/2024
07.12.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7602/2023
14.08.2023 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-2782/2023
04.07.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5099/2023