13 марта 2024 г. |
Дело N А56-10176/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
при участии от Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Макорты Г.А. (доверенность от 26.12.2023), от акционерного общества "Гостиница "Советская" Колотушкиной Е.В. (доверенность от 26.09.2023),
рассмотрев 13.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу N А56-10176/2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Гостиница "Советская", адрес: 190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр-кт, д. 43/1, лит. А, ОГРН 1027810248443, ИНН 7830001229 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, ОГРН 1037843063873, ИНН 7825675663 (далее - Комитет), о взыскании субсидии за ноябрь 2020 года в размере 271 440 руб. в соответствии с соглашением от 10.08.2020 N 135-20 (далее - Соглашение).
Решением суда от 06.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.11.2023, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в удовлетворении иска.
Комитет утверждает, что истец не предоставил своевременно отчет о фактически произведенных затратах за ноябрь 2020 года, а поскольку ассигнования на предоставление спорной субсидии направлялись лишь в 2020 году, данное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на полное исполнение своих обязательств по Соглашению и дополнительным соглашениям к нему, указывает, что Комитет свое обязательство по возмещению затрат на предоставление проживания медицинским работникам в ноябре 2020 года не исполнил, а нарушение сроков предоставления отчетности не является основанием для отказа в предоставлении субсидии. На основании изложенного Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, пунктом 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2020 N 385 (далее - Постановление N 385) утвержден Порядок предоставления в 2020 году субсидий Обществу в целях возмещения затрат на реализацию мероприятий по обеспечению проживания и питания медицинских и иных работников, осуществляющих деятельность в Санкт-петербургских государственных учреждениях здравоохранения и участвующих в оказании медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) (далее - Порядок).
В соответствии с указанным постановлением между Комитетом и Обществом заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Санкт-Петербурга, устанавливающее условия предоставления субсидии, порядок ее перечисления и обязательства сторон, а впоследствии дополнительные соглашения от 30.10.2020 N 01 и от 26.12.2020 N 2 (далее - дополнительные соглашения) к нему, изменяющие сроки проживания медицинских работников в соответствии с изменениями, вносимыми в Постановление N 385 и общий размер предоставляемой субсидии.
С учетом названных соглашений предметом Соглашения в целом являлось предоставление субсидии в целях возмещения затрат в общем размере 4 820 670 руб. за оказание услуг в период с 30.04.2020 по 31.12.2020.
Общество исполнило свои обязательства по размещению и питанию медицинских работников в полном объеме, однако не получило от Комитета компенсацию затрат, понесенных в ноябре 2020 года на общую сумму 271 440 руб.
Общество направило Комитету письмо от 17.05.2022 N 01-11/31 с просьбой представить мотивированный отказ в компенсации затрат за ноябрь 2020 года.
В своем ответе от 09.06.2022 Комитет указал, что одним из оснований для перечисления субсидии являлось предоставление получателями субсидии финансовой отчетности о фактических затратах, в силу пункта 4.1 Порядка отчетность за ноябрь 2020 должна была быть предоставлена не позднее 15 и последнего числа отчетного месяца за отчетный период, а поэтому в соответствии с пунктом 3.5 порядка при несоблюдении условий, порядка и целей предоставления субсидий не предоставление в установленный срок такой отчетности является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Истец, возражая против позиции Комитета, направил ответчику претензию от 27.07.2022 N 01-11/54 о выплате субсидии, которая оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
По результатам исследования материалов дела суды пришли к выводу о законности и обоснованности требований Общества, в связи с чем удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене исходя из следующего.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - БК РФ) к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 названной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании Закона Санкт-Петербурга от 27.11.2019 N 614-132 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2004 N 54 "О резервном фонде Правительства Санкт-Петербурга" принято Постановление N 385 и утвержден Порядок.
Согласно пункту 1.3 Порядка субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе получателям субсидий в целях возмещения затрат, возникших в связи с реализацией мероприятий по обеспечению проживания и питания медицинских и иных работников, осуществляющих деятельность в Санкт-Петербургских государственных учреждениях здравоохранения и участвующих в оказании медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) (далее - медицинские и иные работники), в период с 30.04.2020 по 31.12.2020 (далее - затраты).
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрены условия предоставления субсидий, а пунктом 3.5 - основания для отказа в их предоставлении.
Так согласно пункту 3.13 Порядка основанием для перечисления второй и последующей частей субсидий получателям субсидий является представленная получателями субсидий финансовая отчетность о фактических затратах, в том числе отчетность о достижении результатов предоставления субсидий и показателей, значение которых установлено Соглашением, по форме, установленной в приложении N 3 к Порядку (далее - отчетность), и распоряжение.
В силу 3.7 Порядка решение о таком отказе оформляется письмом Комитета и направляется получателям субсидий в течение трех рабочих дней со дня принятия Комитетом решения об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа.
Таким образом, отказ Комитета в предоставлении субсидии по своей правовой природе представляет собой решение органа публичной власти, оценка законности которого входит в предмет настоящего спора.
Соответственно, в данном случае подлежат применению нормы части 5 статьи 200 АПК РФ и части 1 статьи 65 АПК РФ, в силу которых бремя доказывания соответствия ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) нормативному правовому акту, наличия полномочий на их принятие (совершение) и обстоятельств, послуживших основанием для этого, возлагается на соответствующий орган.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в своем письме от 07.06.2022 Комитет в качестве основания для отказа Обществу в предоставлении субсидии указал на нарушение последним срока предоставления отчетности.
Оценив данное решение на соответствие приведенным выше нормативно-правовым актам, суды обоснованно отметили, что указанное Комитетом нарушение не содержится в исчерпывающем перечне оснований для отказа в предоставлении субсидий (пункт 3.5 Правил), не подлежащим расширительному толкованию.
Отклоняя ссылку Комитета на пункт 4.1 Порядка, суды правомерно руководствовались следующим.
Пунктом 3.5 в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии предусмотрено несоблюдение установленных Порядком условий, порядка и целей предоставления субсидий.
В силу пункта 4.1 Порядка (раздел 4) получатели субсидий не позднее 15 и последнего числа отчетного месяца представляют в Комитет с сопроводительным письмом отчетность за отчетный период.
Между тем, как верно указали суды, сама по себе обязанность Общества соблюдать срок предоставления финансовой отчетности не отнесена ни к одному из указанных разделов Порядка: цели предоставления субсидии изложены в пункте 1.3 Порядка; условия предоставления субсидии в разделе 2 Порядка; порядок предоставления субсидии в разделе 3 Порядка.
Таким образом, основание, положенное Комитетом в основание решения об отказе в предоставлении Обществу субсидии за ноябрь 2020 года, не предусматривалось соответствующей процедурой и являлось незаконным.
Более того, в силу пункта 3.7 Порядка получатели субсидий после получения соответствующего письма Комитета имели право в течение трех рабочих дней устранить нарушения требований к заявлению и документам и повторно направить их в Комитет. Повторное рассмотрение заявления и документов осуществляется по правилам, установленным в пунктах 3.1 - 3.6 настоящего Порядка.
Согласно пункту 3.4 Порядка рассмотрение представленных получателями субсидий заявлений и документов и принятие решения о предоставлении субсидий осуществляются Комитетом в срок не более семи рабочих дней со дня их приема.
Таким образом, недостаток каких-либо документов мог быть устранен Обществом впоследствии.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.
В данном случае судами установлено и Комитетом не опровергнуто, что Общество не имело возможности представить финансовую отчетность о фактических затратах, а также отчетность о достижении результатов предоставления субсидий и показателей за период и в размере до заключения дополнительного соглашения от 26.12.2020 N 2, которым продлен период исполнения обязательств по Соглашению с 31.10.2020 до 31.12.2020.
Впоследствии Общество направило в Комитет электронное письмо от 05.03.2022 с просьбой подписать акт приема-передачи документов за ноябрь-декабрь 2020 года с приложением акта от 19.08.2021, чему корреспондировала обязанность Комитета рассмотреть по существу предоставленные Обществом документы независимо от допущенной просрочки.
Довод Комитета об отсутствии соответствующих ассигнований на предоставление субсидии в 2021-2022 годах обоснованно не принят судами во внимание, поскольку Общество обратилось за предоставлением субсидии в 2020 году, когда такое ассигнование производилось. Исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, не является основанием для отказа в осуществлении таких выплат, а обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 БК РФ полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Как установлено судами, расходы Общества, понесенные в целях исполнения Соглашения за ноябрь 2020 года в размере 271 440 руб., подтверждены материалами дела, доказательств наличия предусмотренных пунктом 3.5 Порядка оснований для отказа в предоставлении субсидии Комитетом не представлено, факт несения расходов на указанную сумму и расчет размера субсидии не оспаривался.
На основании изложенного суды правомерно взыскали с Комитета в пользу Общества истребуемую сумму субсидии.
Приводимые в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Направленность доводов жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может быть признана допустимой на стадии кассационного обжалования судебных актов в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ и пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", поскольку исследование доказательственной стороны спора к полномочиям суда округа не относится.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу N А56-10176/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Комитета об отсутствии соответствующих ассигнований на предоставление субсидии в 2021-2022 годах обоснованно не принят судами во внимание, поскольку Общество обратилось за предоставлением субсидии в 2020 году, когда такое ассигнование производилось. Исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью публично-правового образования, не является основанием для отказа в осуществлении таких выплат, а обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 БК РФ полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
...
Направленность доводов жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может быть признана допустимой на стадии кассационного обжалования судебных актов в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ и пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", поскольку исследование доказательственной стороны спора к полномочиям суда округа не относится."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 марта 2024 г. N Ф07-22571/23 по делу N А56-10176/2023