13 марта 2024 г. |
Дело N А56-16545/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Кузьминой А.П. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрев 11.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2023 по делу N А56-16545/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Балтийский завод", адрес: 199106, Санкт-Петербург, Косая Линия, д. 16, ОГРН 1027800509000, ИНН 7830001910 (далее - Завод), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), от 12.12.2022 по жалобе N Т02-624/22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТестИнвент", адрес: 190020, Санкт-Петербург, Рижский пр-т, ОГРН 5067847569466, ИНН 7814359200 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 14.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.11.2023, решение и предписание Управления от 12.12.2022 по жалобе N Т02-624/22 признаны недействительными.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты, заявление Завода оставить без удовлетворения.
Податель кассационной жалобы полагает, что Управление обоснованно признало в действиях закупочной комиссии заказчика (Завода) при проведении закрытого запроса предложений (извещение N 220484600293) нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), допущенное путем неправомерного отклонения заявки Общества от участия в закупке в порядке, не соответствующем документации о закупке.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Завода и Общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.10.2022 Заводом (заказчиком) на электронной площадке общества с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" (www.astgoz.ru) было размещено извещение N 220484600293 о проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора технического обслуживания и ремонта металлообрабатывающего оборудования и станков цеха N 7.
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ, Положением о закупках товаров, работ, услуг Завода (редакция от 03.10.2022) и на основании Документации.
В Управление 05.12.2022 поступила жалоба Общества на действия закупочной комиссии заказчика, по результатам рассмотрения которой Управлением принято решение от 12.12.2022 о признании жалобы Общества обоснованной.
В действиях закупочной комиссии Завода выявлено нарушение требований пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки Общества от участия в процедуре закупки в порядке, не соответствующем Документации.
Заводу выдано обязательное для исполнения предписание от 12.12.2022 по жалобе N Т02-624/22 об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 24.11.2022 N 732/1/2, повторного рассмотрения, оценки и сопоставления заявок и завершения процедуры закупки в строгом соответствии с Документацией о закупке и нормами Закона N 223-ФЗ.
Завод не согласился с решением и предписанием Управления и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Сделав вывод о несоответствии решения и предписания Управления нормам действующего законодательства, суды удовлетворили заявление Завода.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Как указано в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, включая разработку положения о закупке, в частности, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции (пункт 2); целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3).
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно части 19 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.8.1.1 Документации для участия в настоящей процедуре участник должен подать заявку, в состав которой включает предложение о функциональных (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг, с указанием на зарегистрированные товарные знаки или знаки обслуживания товара, патенты, полезные модели или промышленные образцы, которым будет соответствовать товар, производителя и страны происхождения товара, комплектацию товара, состав работ, услуг и последовательность их выполнения, сроки выполнения работ и услуг, планируемые результаты, а именно техническое предложение, составленное по форме 2, в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации (подраздел 8.2) (форма предоставляется в 2-х форматах: Portable Document Format (расширение *.pdf) и Microsoft Excel (*.xls; *.xlsx).
В пункте 2.9.1 Документации указано, что при описании продукции в предложении, участник процедуры обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены.
Пунктом 2.9.2 Документации предусмотрено, что участником должны быть указаны: наименования, марки, модели предлагаемой продукции; функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики продукции, в соответствии с требованиями документации о закупке; производитель и страна происхождения продукции; описание комплектации продукции; описание предлагаемых к выполнению работ и оказанию услуг (в том числе сроки, состав, последовательность выполнения, планируемые результаты).
Согласно пункту 2.9.3 Документации характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.
В разделе 8.2 Документации содержится форма 2 "Техническое предложение".
Согласно подпункту 6 Инструкции по заполнению формы 2 Документации предложение в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, качественных характеристик должно соответствовать техническому заданию (требованиям к продукции/предмету закупки). Участник должен подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям документации о закупке в отношении всех показателей, которые установлены в разделе 7 (Требования к продукции/предмету закупки).
Как следует из материалов дела, заявка Общества отклонена на основании подпункта 4 пункта 3.7.6 Документации в связи с ее несоответствием требованиям Приложения N 2 "Техническое задание" Документации (протокол от 24.11.2022 N 732/1/2).
Управление, проанализировав положения пунктов 2.9.1, 2.9.2 Документации, Инструкцию по заполнению формы 2 Документации, а также заявку Общества пришло к выводу о том, что участник закупки в составе заявки представил техническое предложение, оформленное по форме 2 Документации, содержащее требуемое описание характеристик товаров и предлагаемых к выполнению работ, в полной мере соответствующее Техническому заданию Документации.
Оценив в рассматриваемом случае требования пункта 4.1.6 раздела 4 "Информационная карта" Документации, пункта 2.9.1, подпункта 5 пункта 2.9.2 Документации, приняв во внимание положения пунктов 4 и 6 Инструкции по заполнению Формы 2 Документации, суды первой и апелляционной инстанций признали ошибочными выводы Управления, констатировали несоответствие заявки Общества требованиям пункта 10.8.2 Технического задания Документации по обеспечении присутствия специалистов на территории заказчика Документации.
Судами также обоснованно указано, что остальные участники закупки указали данную информацию в технических предложениях.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, принимая во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемых решения и предписания Управления недействительными.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2023 по делу N А56-16545/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно части 19 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 марта 2024 г. N Ф07-650/24 по делу N А56-16545/2023