14 марта 2024 г. |
Дело N А42-1897/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Елагиной О.К., Куприяновой Е.В.,
рассмотрев 14.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2023 по делу N А42-1897/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Никельская управляющая компания", адрес: 184421, Мурманская область, Печенгский район, поселок городского типа Никель, улица Победы, дом 10А, офис 7, ОГРН 1155105000170, ИНН 5105009120 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - к главному распорядителю бюджетных средств, Министерству обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), о взыскании 109 644 руб. 40 коп. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2020 по 31.01.2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала "ПО ОСК Северного флота", Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала "Северный".
Решением суда первой инстанции от 08.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.11.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Учреждение и Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просят решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателей жалобы, правовые основания для взыскания спорной задолженности отсутствуют, поскольку оказание услуг осуществлялось истцом без размещения государственного заказа; государственный контракт на управление жилым домом между Обществом и Учреждением не заключался; Учреждение не является надлежащим ответчиком.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Другие участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании заключенных с собственниками помещений договоров управления Общество (до переименования - общество с ограниченной ответственностью "Управдом") является управляющей организацией многоквартирных домов (далее - МКД) поселка городского типа Никель Мурманской области, расположенных по адресу: Гвардейский проспект, дом 28 и дом 23; Печенгская улица, дом 9.
Общество выбрано в качестве управляющей организации решениями собственников помещений МКД (протоколы от 16.03.2018, от 17.12.2018 и от 22.10.2018); собственниками помещений также утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В период с 01.12.2020 по 31.01.2023 Общество предоставляло услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД и коммунальные услуги.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости в указанных МКД расположены следующие помещения, принадлежавшие на праве оперативного управления федеральному государственному учреждению "Печенгская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - ФГУ "Печенгская КЭЧ района"): Гвардейский проспект, дом 28, квартира 55 площадью 58,4 кв. м.; дом 23, квартира 25 площадью 73,8 кв. м.; Печенгская улица, дом 9, квартира 32 площадью 62,8 кв. м.
Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, права и обязанности ФГУ "Печенгская КЭЧ района" перешли Учреждению в порядке универсального правопреемства.
За период с 01.12.2020 по 31.01.2023 Учреждение не исполняло обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении названных квартир.
Поскольку требования претензии оставлены Учреждением без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Общее имущество в многоквартирном доме (общие помещения и несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства) принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, которые несут бремя расходов на его содержание (часть 1 статьи 36, часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Часть 1 статьи 158 ЖК РФ обязывает собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды сделали правильный вывод о том, что на Учреждение, в оперативном управлении которого находились в спорный период спорные жилые помещения, законом возложена обязанность нести коммунальные расходы. Поскольку доказательств оплаты спорных услуг Учреждением не представлено, суды правомерно удовлетворили требование о взыскании задолженности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Исходя из указанных норм, а также положений статьи 399 ГК РФ, пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судами сделан правильный вывод о привлечении собственника имущества - Российской Федерации в лице Министерства - к субсидиарной ответственности при недостаточности денежных средств у Учреждения.
Довод жалобы об отсутствии правовых оснований для оплаты услуг, оказанных без заключения государственного контракта с Учреждением, отклоняется судом округа на основании пункта 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Доказательства закрепления спорного объекта в спорный период на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации" либо принятия последним на себя обязательств по внесению платы за содержание спорных жилых помещений в материалы дела не представлены.
В такой ситуации в силу статей 210 и 296 ГК РФ обязанность по внесению платы лежит на Учреждении.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования за счет основного и субсидиарного должников.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2023 по делу N А42-1897/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Исходя из указанных норм, а также положений статьи 399 ГК РФ, пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судами сделан правильный вывод о привлечении собственника имущества - Российской Федерации в лице Министерства - к субсидиарной ответственности при недостаточности денежных средств у Учреждения.
Довод жалобы об отсутствии правовых оснований для оплаты услуг, оказанных без заключения государственного контракта с Учреждением, отклоняется судом округа на основании пункта 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
...
В такой ситуации в силу статей 210 и 296 ГК РФ обязанность по внесению платы лежит на Учреждении.
...
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2023 по делу N А42-1897/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2024 г. N Ф07-1049/24 по делу N А42-1897/2023