14 марта 2024 г. |
Дело N А21-2517/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тандем" представителя Колотюк Л.В. (доверенность от 29.08.2023),
рассмотрев 05.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тандем" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по делу N А21-2517/2023,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня, адрес: 109240, Москва, ул. Яузская, д. 8, ОГРН 1027700552065 (далее - Таможня), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Тандем", адрес: 236023, Калининград, Советский пр-кт, д. 81, к. 4, пом. 12, оф. 4, ОГРН 1213900013051, ИНН 3906407506 (далее - ООО "Тандем", Общество), 3 329 250 руб. утилизационного сбора, 89 057,44 руб. пеней, а также пеней за просрочку уплаты утилизационного сбора с 11.02.2023 по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
Решением суда первой инстанции от 05.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.09.2023, исковые требования Таможни удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение от 05.06.2023 и постановление от 29.09.2023 отменить, принять новый судебный акт - об отказе в иске в полном объеме. По мнению подателя жалобы, в отношении ввезенной самоходной дорожной фрезы утилизационный сбор не уплачивается, поскольку данная техника не эксплуатировалось, паспорт на ввезенную самоходную машину не оформлялся.
В судебном заседании представитель ООО "Тандем" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Таможня о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). От таможенного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов, Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало на Калининградском таможенном посту (Центр электронного декларирования) по декларации на товары N 10009100/101022/3124336 товар "самоходная дорожная фреза, марки WIRTGEN, тип W 100FI, б/у, 2012 года выпуска, производитель WIRTGEN GMBH", код 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС; в графе 31 декларации указано, что товар предназначен для разборки на запасные части, узлы и агрегаты и будет использоваться исключительно для ремонта фрезы WIRTGEN.
Товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Установив, что утилизационный сбор в отношении ввезенной самоходной дорожной фрезы не уплачен, Таможня направила в адрес Общества уведомление от 03.11.2022 N 13-12/26965 о необходимости уплаты сбора и пеней.
Согласно произведенному таможенным органом расчету сумма подлежащего уплате утилизационного сбора составила 3 329 250 руб., сумма пеней за просрочку уплаты утилизационного сбора за период с 27.10.2022 по 10.02.2023 составила 89 057,44 руб.
Поскольку в установленный срок утилизационный сбор декларантом не уплачен, таможенный орган обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ввезенная самоходная машина относится к категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, и поскольку декларантом утилизационный сбор не уплачен, удовлетворили исковые требования, взыскав утилизационный сбор в заявленном размере, а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, и пени, начисленные на указанную сумму утилизационного сбора за каждый календарный день просрочки, начиная с 11.02.2023 по день фактической уплаты утилизационного сбора включительно, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В силу пункта 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данного сбора.
Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Правила N 81).
Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты изложен в разделе II Правил N 81 (пункты 11 - 14).
Как правильно указали суды, утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
При таком положении доводы подателя жалобы о том, что ввезенная самоходная дорожная фреза в качестве самоходной машины не оформлялась и не эксплуатировалась, паспорт самоходной машины на нее не получался, машина предназначалась для разборки на запчасти, правового значения не имеют, на выводы суда кассационной инстанции не влияют, поскольку не освобождают Общество как лицо, осуществившее ввоз самоходной машины в Российскую Федерацию, от обязанности уплатить утилизационный сбор.
Кроме того, образовавшиеся в результате разборки запчасти в дальнейшем также подлежат утилизации, то есть оказывают влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, что относится к целям и одной из характеристик, учитываемых при установлении размера утилизационного сбора.
Сумма подлежащего уплате утилизационного сбора исчислена Таможней в соответствии Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также исходя из размеров утилизационного сбора, утвержденных указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, и Обществом не оспорена.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили требования таможенного органа о взыскании утилизационного сбора.
Пунктом 11 Правил N 81 установлен перечень документов, которые плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
В силу пункта 11(1) Правил N 81 (в редакции, действовавшей в спорный период) документы, предусмотренные пунктом 11 этих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска самоходных машин и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 этих Правил, является основанием для начисления пеней за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Установив неисполнение Обществом обязательства по оплате утилизационного сбора, суды пришли к выводу о необходимости взыскания пеней за его неуплату по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно.
Поскольку нормы материального права применены судами правильно, выводы судебных инстанций по существу спора соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), то основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по делу N А21-2517/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тандем" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 Правил N 81 установлен перечень документов, которые плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
В силу пункта 11(1) Правил N 81 (в редакции, действовавшей в спорный период) документы, предусмотренные пунктом 11 этих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска самоходных машин и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
...
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2024 г. N Ф07-21514/23 по делу N А21-2517/2023