15 марта 2024 г. |
Дело N А26-10414/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Бира О.И. (доверенность от 19.10.2023), от Миховича А.И.- Родионова А.В. и Иссар Т.А. (доверенность от 23.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по делу N А26-10414/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Герцена, д. 13, ОГРН 1031000016850, ИНН 1001040110, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к индивидуальному предпринимателю Миховичу Александру Ивановичу, ОГРНИП 319470400029908, об изъятии для государственных нужд Республики Карелия указанных в иске объектов недвижимости: земельного участка и находящихся на нём зданий, сооружений, объекта незавершенного строительства, всего 43 наименования.
Истец также просил суд установить размер возмещения 66 946 000 руб. в соответствии с отчетом о рыночной стоимости объектов от 31.08.2020 N 112, подготовленным государственным унитарным предприятием Республики Карелия "Республиканский государственный центр "Недвижимость" (далее - ГУП РК "РГЦ "Недвижимость"), за счет средств бюджета Республики Карелия;
установить следующие условия изъятия объектов недвижимости:
- предприниматель предоставляет в министерство реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости возмещения;
- выплата возмещения производится в безналичном порядке в течение 60 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу;
- датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета министерства;
после выплаты предпринимателю возмещения настоящее решение суда является основанием для внесения записей в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН):
- о государственной регистрации прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 10:02:0090107:22 и о государственной регистрации прекращения права собственности на иные объекты недвижимости;
- о государственной регистрации права собственности Республики Карелия на объекты недвижимости;
предприниматель обязан передать объекты недвижимости, перечисленные в пункте 1 решения суда, министерству по акту приема-передачи в течение 10 рабочих дней со дня государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости (с учётом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Кемский лесозавод", ГУП РК "РГЦ "Недвижимость".
В деле участвует прокуратур Республики Карелия.
Решением суда от 02.06.2023 иск удовлетворен частично, у предпринимателя для государственных нужд Республики Карелия изъяты указанные объекты недвижимости, размер возмещения за земельный участок и объекты недвижимого имущества, изымаемые для государственных нужд Республики Карелия, установлен в размере 193 531 020 руб. Выплата возмещения производится в безналичном порядке в течение 45 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу путем перечисления денежных средств по реквизитам предпринимателя. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет предпринимателя. После выплаты предпринимателю возмещения вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения записей в ЕГРН: о государственной регистрации прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 10:02:0090107:22 и о государственной регистрации прекращения права собственности на иные объекты недвижимости, перечисленные в пункте 2 резолютивной части решения суда; о государственной регистрации права собственности Республики Карелия на объекты недвижимости, перечисленные в подпунктах 2 - 43 пункта 2 резолютивной части решения суда. Предприниматель обязан передать объекты недвижимости, перечисленные в пункте 2 резолютивной решения суда, министерству по акту приема-передачи в течение 10 рабочих дней со дня государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости, а министерство обязуется их принять. В удовлетворении остальной части требований отказано. С министерства в пользу предпринимателя взыскано 420 000 руб. судебных расходов за проведение экспертизы.
Постановлением апелляционного суда от 25.10.2023 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит постановление отменить, решение изменить, изложить пункт 3 резолютивной части решения в следующей редакции: "Установить размер возмещения за земельный участок и объекты недвижимости, изымаемые для государственным нужд Республики Карелия, в размере 66 946 000 руб. за счёт средств бюджета Республики Карелия"; изложить абзац 3 пункта 6 резолютивной части решения в следующей редакции: " - о государственной регистрации права собственности Республики Карелия на объекты недвижимости, перечисленные в пункте 2 резолютивной части решения суда".
Податель жалобы ссылается на то, что в рамках дела проведены две экспертизы на разные даты оценки, дата оценки не устанавливалась судом, указанное обстоятельство привело к той ситуации, когда решение суда вынесено на основании доказательства (по сути отчёта о рыночной стоимости) по состоянию на дату годичной давности, по мнению подателя жалобы, изъятие объектов в 2023 году со стоимостью возмещения, рассчитанной по состоянию на 2022 год не является экономически обоснованной; учитывая указанную позицию, податель жалобы настаивает на удовлетворении первоначально заявленных требований, поскольку проведение судебных экспертиз объективного результата не принесло.
Податель жалобы полагает, что отсутствие указания на то, что возмещение осуществляется за счёт средств бюджета Республики Карелия, затрудняет исполнение судебного акта.
Податель жалобы указывает на то, что в решении не отражены выводы суда относительно отказа в признании права собственности Республики Карелия на земельный участок.
Податель жалобы считает необоснованным возложение на министерство судебных расходов, понесенных ответчиком на оплату проведения судебных экспертиз.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить решение и постановление без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель министерства подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители предпринимателя обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 10:02:0090107:22 площадью 469 427 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - "для размещения производственных объектов, для промышленного строительства", расположенный в поселке Рабочеостровск Кемского муниципального района Республики Карелия, предоставлен предпринимателю в аренды. На участке находятся принадлежащие предпринимателю на праве собственности 42 объекта недвижимости, указанные в иске. Право собственности предпринимателя на эти объекты зарегистрировано в ЕГРН.
Министерств имущественных и земельных отношений Республики Карелия издало распоряжение от 01.09.2020 N 520-р об изъятии земельного участка с кадастровым номером 10:02:0090107:22 и расположенных на нем 42 объектов недвижимости, указанных в приложении к распоряжению, в целях размещения объекта капитального строительства регионального значения "Строительство причальных сооружений".
В связи с этим министерство 10.09.2020 направило предпринимателю проект соглашения об изъятии объектов недвижимости, в котором размер возмещения указан в сумме 66 946 000 руб. в соответствии с рыночной стоимостью объектов, установленной на основании отчета от 04.09.2020 N 112, выполненного ГУП РК "РГЦ "Недвижимость".
Предприниматель, рассмотрев проект соглашения, представил в министерство предложение об ином размере возмещения в сумме 532 282 777 руб. в соответствии с отчетом об оценке от 16.11.2020 N 000108/НБИ/10/-20, выполненным ООО Центр профессиональной оценки и экспертизы "ЭкспертГарант".
Ссылаясь на то, что стороны не пришли к соглашению о размере возмещения за изымаемое у предпринимателя имущество, министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции назначил проведение по делу судебной экспертизы для установления размера возмещения стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества, а затем назначил проведение повторной комиссионной экспертизы, оценил имеющиеся в деле доказательства и удовлетворил требования министерства частично, установив размер возмещения в соответствии с выводами, изложенными в заключении повторной судебной экспертизы N 10414/22.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 5 этой же статьи в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. В случае если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения. Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения.
Суды правильно применили указанные нормы права и дали мотивированную оценку установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам в их совокупности. При этом суд первой инстанции, исходя из того, что сторонами представлены в дело отчёты о рыночной стоимости изымаемого имущества, содержащие противоречащие выводы, назначил проведение по делу оценочной экспертизы, а затем, усмотрев предусмотренные частью 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основания, назначил проведение повторной экспертизы.
Суды подробно проанализировали составленные по делу заключения экспертов, письменные пояснения эксперта относительно поставленных министерством вопросов, а также пояснения эксперта, данные в судебном заседании, и мотивированно признали заключение экспертизы N 10414/22 надлежащим доказательством по делу и посчитали, что результат оценки в данном заключении является достоверным.
Принимая заключение комиссионной экспертизы N 10414/22 в качестве надлежащего доказательства, суды правильно исходили из того, что оно не содержат неясностей и противоречий, сделанные экспертами выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
На основании оценки доказательств суды пришли к обоснованному выводу о том, что размер компенсации, подлежащей выплате предпринимателю в связи с изъятием находящегося у него в аренде земельного участка и принадлежащих ему объектов недвижимости составляет 193 531 020 руб.
При этом суды учли правовые позиции, приведённые в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, в том числе в пункте 7 Обзора, и исходили из того, что определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.
Доводы подателя жалобы в этой части являются несостоятельными, поскольку основаны не неправильном толковании норм права.
Отклоняя доводы подателя жалобы, обоснованные представленным им отчётом об оценке, суды правомерно исходили из того, что он выполнен ГУП РК "РГЦ "Недвижимость", аффилированным по отношению к заказчику оценки лицу, поскольку учредителем ГУП РК "РГЦ "Недвижимость" является Республика Карелия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республика Карелия.
Суды правомерно исходили из того, что не имеется необходимости дополнительно указывать в резолютивной части решения на источник выплаты возмещения, в связи с тем, что объекты недвижимого имущества изымаются для государственных нужд Республики Карелия.
Отклоняя доводы министерства относительно государственной регистрации права собственности Республики Карелия на изымаемый земельный участок, суды правомерно исходили из того, что государственная собственность на указанный земельный участок в соответствии со сведениями ЕГРН не разграничена, соответственно, предприниматель является ненадлежащим ответчиком по данному требованию.
Судебные расходы распределены судом между участвующими в деле лицами в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Приведённые в кассационной жалобе доводы получили правильную правовую оценку при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены судами.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по делу N А26-10414/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2023 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по делу N А26-10414/2020 отменить.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1, 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
...
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2023 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по делу N А26-10414/2020 отменить."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2024 г. N Ф07-20977/23 по делу N А26-10414/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33994/2024
08.10.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20238/2024
16.09.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16949/2024
15.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20977/2023
25.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24308/2023
02.06.2023 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-10414/20