19 марта 2024 г. |
Дело N А56-103971/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" Кононенко О.В. (доверенность от 09.01.2024 N 03-01/2024),
рассмотрев 13.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Луч" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по делу N А56-103971/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Кривононосова, д. 13, пом. 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078 (далее - Компания, региональный оператор), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с садоводческого некоммерческого товарищества "Луч", адрес: 188514, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Новая Ропша, 8-й Западный пр-д, д. 102, ОГРН 1024702183990, ИНН 4720007350 (далее - Товарищество, СНТ "Луч"), 441 353,16 руб. задолженности за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.05.2020 по 31.10.2020.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2023 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 решение от 29.05.2023 отменено, требования Компании удовлетворены.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 14.11.2023 и оставить в силе решение от 29.05.2023.
По мнению подателя жалобы, у апелляционного суда отсутствовали основания для взыскания с СНТ"Луч" оплаты за услуги по обращению с ТКО в силу неоказания таковых. Товарищество считает, что судом апелляционной инстанции дано неверное толкование положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Податель жалобы обращает внимание на следующие обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11.11.2021 по делу N 2-1089/2021, оставленные апелляционным судом без должного внимания: в реестре мест (площадок) накопления ТКО, утвержденном постановлением главы администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) от 28.12.2020 N 496, СНТ "Луч" не поименовано; место (площадка) накопления ТКО для Товарищества не согласовано и такая площадка фактически отсутствует; договор между региональным оператором и СНТ "Луч" на оказание услуг по обращению с ТКО не заключен.
Также податель жалобы указывает на то, что со стороны СНТ "Луч" осуществлялись и предпринимаются действия по организации площадки накопления ТКО; в период согласования с Администрацией места размещения ТКО Товарищество вынуждено было сохранить действие договора от 01.07.2012 N 52/12, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "СпецСервис", на оказание услуг по организации вывоза отходов, в том числе твердых бытовых отходов (далее - ТБО), разрешенных к размещению на полигонах специальных по переработке, имеющих соответствующие разрешения, лимиты и лицензии, наличие которого подтверждено решением суда по делу N 2-1089/2021.
Кроме того, Товарищество не согласно с утверждением суда апелляционной инстанции о включении СНТ "Луч" в территориальную схему обращения с ТКО, утвержденную приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 22.07.2019 N 5.
В отзыве Компания просит оставить обжалуемое постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Компании возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Товарищество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ленинградской области и с 01.11.2019 приступила к деятельности на территории Ломоносовского района Ленинградской области.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, региональным оператором опубликованы в установленном порядке и размещены на сайте www.uko-lenobl.ru.
Заявка на заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО от Товарищества в установленные сроки в адрес истца не поступила.
Ссылаясь на то, что между Компанией и Товариществом заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора и СНТ "Луч" несвоевременно исполнено обязательство по оплате стоимости услуг по обращению с ТКО за период с 01.05.2020 по 31.10.2020 в размере 441 353,16 руб., региональный оператор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции установил, что в спорный период в реестре места накопления ТКО на территории муниципального образования Ропшинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области отсутствовала соответствующая площадка СНТ "Луч" (постановление главы Администрации от 28.12.2020 N 496), при этом ближайшая к СНТ "Луч" площадка накопления ТКО расположена на расстоянии 8 км, а услуги по вывозу ТКО оказаны иным лицом (ООО "СпецСервис") в рамках заключенного договора, принял во внимание обстоятельства, установленные и изложенные во вступившем в законную силу решении Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11.11.2021 по делу N 2-1089/2021, и, руководствуясь статьями 432, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 11 Типового договора, статьей 69 АПК РФ, положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд по-иному оценил установленные судом первой инстанции обстоятельства и пришел к выводу, что между Компанией и СНТ "Луч" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО по правилам абзаца 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 на условиях типового договора, указал на включение СНТ "Луч" в территориальную схему обращения с отходами, утвержденную приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 22.07.2019 N 5 (далее - Приказ N 5), в качестве источника образования ТКО объемом накопления 38, 2228 тонн в год (строка 98184); на отсутствие правового значения удаленности на 8 км места нахождения контейнерной площадки от места нахождения СНТ "Луч"; не признал наличие преюдициального значения решения суда от 11.11.2021 по делу N 2-1089/2021 и доказательств оказания услуг ООО "СпецСервис" по вывозу ТКО, в связи с чем отменил решение от 29.05.2023 и удовлетворил иск в полном размере.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Законом N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Разделом I (1) Правил N 1156 установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил).
Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
Отсутствие подписанного сторонами договора не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Суды установили, что Товарищество в адрес регионального оператора с заявкой о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО не обращалось.
Удовлетворяя исковые требования в заявленном региональным оператором размере, апелляционный суд счел, что между Товариществом и Компанией заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, предложение СНТ "Луч" о складировании ТКО в пакеты и вывозе их "сигнальным" методом (по графику) признал не основанным на Законе N 89-ФЗ и Правилах N 1156, а услугу по обращению с ТКО - оказанной региональным оператором.
Между тем апелляционным судом не было учтено следующее.
Существенными условиями заключаемого договора в силу пункта 25 Правил N 1156 являются планируемый объем и (или) масса транспортируемых ТКО, состав таких отходов, периодичность и время вывоза ТКО, способ коммерческого учета количества ТКО, места их приема и передачи, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Аналогичное требование предъявляется к потребителям, которые должны осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункты 9 и 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039; далее - Правила N 1039).
Следовательно, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определены, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
Источник накопления и место накопления ТКО, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО.
Признавая наличие заключенного между сторонами договора по обращению с ТКО по форме типового договора, апелляционный суд сослался на Приказ N 5.
Однако в территориальной схеме обращения с отходами в Ленинградской области, утвержденной Приказом N 5, СНТ "Луч" указано только как источник образования ТКО, что не ставится под сомнение. При этом указанная схема не содержит данных о нахождении источника накопления ТКО Товарищества (контейнерной площадки с нанесением на карту субъекта Российской Федерации и указанием географических координат), схемы потоков отходов от источника их образования до объекта размещения отходов (пункты 1 и 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ, пункты 5 и 6 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130).
В силу пункта 11 Правил N 1039 реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО.
В такой реестр включаются данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО (пункт 15 Правил N 1039).
В реестре мест (площадок) накопления ТКО, утвержденном постановлением главы Администрации от 28.12.2020 N 496, СНТ "Луч" не поименовано.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Компания неоднократные предложения СНТ "Луч" о заключении договора о транспортировании ТКО "сигнальным способом" (вывоз ТКО, складированных в пакеты) ввиду невозможности по объективным причинам организации им площадки накопления ТКО оставила без ответа и в 2020 году вывоз ТКО Товарищества с места их накопления не осуществляла.
Оценивая предложение СНТ "Луч" о "сигнальном способе" сбора ТКО, суд апелляционной инстанции признал, что предлагаемый Товариществом способ по существу является способом индивидуального сбора отходов (без организации контейнерной площадки), однако счел такой способ сбора ТКО не соответствующим требованиям Закона N 89-ФЗ и Правилам N 1156.
С данным выводом апелляционного суда нельзя согласиться, поскольку такой способ, как накопление ТКО в пакетах или других емкостях, прямо предусмотрен подпунктом "в" пункта 10 Правил N 1156.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11.11.2021 по делу N 2-1089/2021 на СНТ "Луч" возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления его в силу согласовать с Администрацией создание мест (площадки) накопления ТКО; в течение шести месяцев со дня вступления его в силу оборудовать контейнерную площадку для сбора ТКО и заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
В письмах от 07.02.2022 N 205 и от 19.09.2022 N 651/2022 Администрация указала, что при невозможности размещения площадки (места) накопления ТКО в границах СНТ вывоз мусора без накопления на специализированной площадке ("сигнальным методом") является допустимым.
Письмом от 09.01.2023 N 02и-31/2023 Администрация сообщила об отсутствии земельных участков, свободных от прав третьих лиц, для целей сбора ТКО Товарищества.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, истец, требуя уплаты задолженности за вывоз ТКО, не доказал из какого именно места накопления отходов в спорный период им производились забор и вывоз ТКО Товарищества; в счетах и актах, составленных Компанией в одностороннем порядке, такие сведения также не указаны.
Суд первой инстанции, отклоняя ссылку истца на оказание спорной услуги посредством вывоза ТКО с площадки накопления отходов, расположенной на территории Ленинградской области наиболее близко к ответчику, указал, что такая площадка находится от места нахождения СНТ "Луч" удаленностью в 8 км, следовательно, она не может быть признана возможным местом накопления ТКО Товарищества.
Также суд первой инстанции учел наличие договора от 01.07.2012 N 52/12, заключенного с ООО "СпецСервис", по организации вывоза "сигнальным" способом отходов, относящихся к III классу опасности, в том числе ТБО, крупногабаритного мусора, вторсырья, разрешенных к размещению на полигонах специальных предприятий по переработке, имеющих соответствующие разрешения, лимиты и лицензии, который также был указан в качестве установленного обстоятельства в ходе рассмотрения судом дела N 2-1089/2021.
Устанавливая порядок оказания услуг по обращению с ТКО посредством заключения соответствующего договора исключительно с региональным оператором, законодатель в пункте 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрел, что договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Следовательно, ранее заключенные договоры в отсутствие специальных оснований для прекращения обязательств сохраняют силу (пункт 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023).
Принимая во внимание изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены законного решения от 29.05.2023, в связи с чем постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по делу N А56-103971/2022 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2023 по указанному делу оставить в силе.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С данным выводом апелляционного суда нельзя согласиться, поскольку такой способ, как накопление ТКО в пакетах или других емкостях, прямо предусмотрен подпунктом "в" пункта 10 Правил N 1156.
...
Устанавливая порядок оказания услуг по обращению с ТКО посредством заключения соответствующего договора исключительно с региональным оператором, законодатель в пункте 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрел, что договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Следовательно, ранее заключенные договоры в отсутствие специальных оснований для прекращения обязательств сохраняют силу (пункт 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2024 г. N Ф07-1092/24 по делу N А56-103971/2022