19 марта 2024 г. |
Дело N А56-8547/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Ермаченковой О.В. (доверенность от 09.01.2024), от Федерального государственного казенного учреждения "Невский спасательный центр МЧС России" Воронина О.В. (доверенность от 09.01.2024 N 03-01/24), от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Ромашова Д.Р. (доверенность от 29.12.2023 N78-ЕФ-03/21808),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу N А56- 8547/2023,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - МТУ Росимущества), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, адрес: 196653, г. Колпино, бульвар Победы, д. 1, ОГРН 1027808752839, ИНН 7817006891 (далее - администрация), и Федеральному государственному казенному учреждению "Невский Краснознаменный Ордена Жукова спасательный центр МЧС России имени Ленсовета", адрес: 196655, г. Колпино, шоссе Вознесенское, д. 57, ОГРН 1027808762464, ИНН 7817002417 (далее - ФГКУ "Невский СЦ МЧС России"), об обязании освободить земельный участок площадью 137 987 +/-130 кв.м с кадастровым номером 78:37:1712601:26, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Вознесенское шоссе, д. 57, лит. А, путем сноса и демонтажа за счет собственных средств самовольной постройки, а именно: объекта строительства "общежитие на 180 квартир", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Лагерное шоссе (в настоящее время Вознесенское шоссе), д. 57, лит. А. (с учетом уточнений).
В качестве третьих лиц, не заявляющих требования относительно предмета спора, привлечены: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - Госстройнадзор Санкт-Петербурга); Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Решением от 08.06.2023 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 09.11.2023 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МЧС России просит решение и постановление отменить и прекратить производство по делу.
Податель жалобы ссылается на то, что вывод суда апелляционной инстанции о передаче функций заказчика по контракту ответчику не соответствует фактическим обстоятельствам дела, противоречит решению Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2017 по делу N А40-131970/2015, оставленному без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017, в соответствии с которым контракт расторгнут. По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанции в нарушение требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установили надлежащим образом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области просит решение и постановление оставить без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции МЧС России подтвердил выводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители МТУ Росимущества и ФГКУ "Невский СЦ МЧС России" обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Колпино, Вознесенское шоссе, д. 57,лит. А, площадью 137987+/- 130 кв.м с кадастровым номером 78:37:1712601:26 принадлежит Российской Федерации на праве собственности, о чем в ЕГРН внесена запись о регистрации права от 29.11.2010 N 78-78-02/046/2010-315.
Земельный участок закреплен на праве постоянного бессрочного пользования, запись в ЕГРН от 09.08.2011 N 78-78-02169/2011-115, за ФГКУ "Невский СЦ МЧС России".
На земельном участке находится незавершенный строительством объект - "общежитие на 180 квартир", расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Лагерное шоссе (в настоящее время Вознесенское шоссе), д. 57, лит. А.
Между Федеральным казенным учреждением "Управление капитального строительства МЧС России" (далее - ФКУ "УКС МЧС России") и закрытым акционерным обществом "Гранд Инвестментс" заключен государственный контракт от 18.12.2013 N 44 на строительство 180-квартирного общежития в Санкт-Петербург, г. Колпино.
ФКУ "УКС МЧС России" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ЗАО "Гранд Инвестментс" о расторжении контракта в связи с неисполнением ЗАО "Гранд Инвестментс" условий контракта. Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2017 по делу N А40-131970/2015 требования признаны обоснованными, контракт расторгнут.
В соответствии с решением Коллегии МЧС России N 10/IV от 27.04.2016 капитальные вложения в строительство указанного здания переданы ФКУ "УКС МЧС России" ответчику.
Извещением от 19.07.2016 N 67 ФКУ "УКС МЧС России" передал ФГКУ "Невский СЦ МЧС России" дебиторскую задолженность ЗАО "Гранд Инвестментс" по государственному контракту от 18.12.2013 N 44 в размере 193 676 995 руб. 20 коп.
МЧС России письмом от 12.01.2021 N М-25-22, направленным в адрес ФГКУ "Невский СЦ МЧС России", установило необходимость запросить в Госстройнадзоре Санкт-Петербурга, 103 отделе государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России, в 1 отделе государственной экспертизы Минобороны России архивные копии разрешения на строительство объекта, а также проектную документацию, в связи с отсутствием исходно-разрешительной и проектной документации в целях формирования комплекта документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на незавершенный строительством объект, а также установило необходимость организовать проведение работ по изготовлению технического плана за счет средств, доведенных ФГКУ "Невский СЦ МЧС России" в 2021 в рамках текущего финансирования.
Письмами от 19.01.2021 N ИВ-216-15, от 19.01.2021 N ИВ-216-16, от 19.01.2021 N М-216-52 ФГКУ "Невский СЦ МЧС России" запросило указанную разрешительную и проектную документацию.
Письмом от 03.02.2021 N М158-199 Госстройнадзор Санкт-Петербурга сообщил, что оригиналы или архивные копии разрешения на строительство и разделов проектной документации по объекту отсутствуют.
Письмом от 04.02.2021 N 49/1/30 1 отдел государственной экспертизы Минобороны России сообщил об отсутствии запрашиваемых документов.
Письмом от 07.04.2021 N 197/103139 103 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России сообщил о том, что проектная документация по объекту капитального строительства "Общежитие на 180 квартир" не поступала, разрешение на строительство не выдавалось.
В связи с отсутствием исходно-разрешительной и проектной документации в целях формирования комплекта документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет, а также проведения государственной регистрации вещных прав на объект капитального строительства, МТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на упомянутый объект незавершенного строительства, а впоследствии, сославшись на то, что указанный объект не соответствует строительным нормам и правилам, имеет неустранимые дефекты, уточнило требования и просило суд обязать ответчика снести (демонтировать) данный объект.
Суд первой инстанции посчитал установленными основания для обязания ответчика освободить земельный участок путём сноса (демонтажа) объекта незавершенного строительства, учел признание иска ФГКУ "Невский СЦ МЧС России" и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании оценки имеющихся в деле доказательств, с учётом отсутствия проектной и разрешительной документации на строительство упомянутого здания и заключения судебной строительно-техническая экспертиза спорного объекта, проведенной на основании определения Арбитражного суда города Москвы в рамках дела N А40-131970/2015, в соответствии с которым на объекте выявлены многочисленные дефекты монолитных железобетонных конструкций, характеризующиеся по "Классификатору основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов", как критические и значительные, суды обеих инстанций правильно применили положения пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришли к выводу о том, что приведение объекта в соответствии с установленными требованиями не представляется возможным, и удовлетворили иск, обязав ФГКУ "Невский СЦ МЧС России" снести указанный объект путем демонтажа.
Ссылка подателя жалобы на то, что ответчику не передавались функции заказчика по строительству спорного объекта, а были переданы только капитальные вложения в его строительство, не может быть положена в основу отмены решения и постановления.
Как указывает податель жалобы, в отношении объекта принято решение о его сносе в установленном законодательством порядке (пункт 60 протокола заочного голосования членов Президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 22.12.2022 N 91), что подтверждает обоснованность принятого судами по настоящему делу решения.
Доводы подателя жалобы, касающиеся того, что на объект незавершенного строительства может быть признано право собственности, подлежат отклонению, в связи с тем, что в деле не имеется доказательств, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, для признания права собственности на спорный объект. В соответствии с заключением проведённой по делу N А40-131970/2015 строительно-технической экспертизы выполненные на объекте строительно-монтажные работы не соответствуют техническому заданию, проектно-сметной документации, действующим стандартам, нормам и правилам производства данного вида работ; на объекте экспертизы выявлены многочисленные дефекты монолитных железобетонных конструкций, характеризующиеся по "Классификатору основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов" как критические и значительные; результаты строительно-монтажных работ на объекте выше отметки -2,470 невозможны для их дальнейшего использования заказчиком.
Вопреки доводам подателя жалобы, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом основания для прекращения производства по делу (статья 150 АПК РФ) не установлены.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также не подтверждают наличие обстоятельств, свидетельствующих о принятии судами неверного решения по существу спора.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу N А56-8547/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании оценки имеющихся в деле доказательств, с учётом отсутствия проектной и разрешительной документации на строительство упомянутого здания и заключения судебной строительно-техническая экспертиза спорного объекта, проведенной на основании определения Арбитражного суда города Москвы в рамках дела N А40-131970/2015, в соответствии с которым на объекте выявлены многочисленные дефекты монолитных железобетонных конструкций, характеризующиеся по "Классификатору основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов", как критические и значительные, суды обеих инстанций правильно применили положения пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришли к выводу о том, что приведение объекта в соответствии с установленными требованиями не представляется возможным, и удовлетворили иск, обязав ФГКУ "Невский СЦ МЧС России" снести указанный объект путем демонтажа.
...
Доводы подателя жалобы, касающиеся того, что на объект незавершенного строительства может быть признано право собственности, подлежат отклонению, в связи с тем, что в деле не имеется доказательств, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, для признания права собственности на спорный объект. В соответствии с заключением проведённой по делу N А40-131970/2015 строительно-технической экспертизы выполненные на объекте строительно-монтажные работы не соответствуют техническому заданию, проектно-сметной документации, действующим стандартам, нормам и правилам производства данного вида работ; на объекте экспертизы выявлены многочисленные дефекты монолитных железобетонных конструкций, характеризующиеся по "Классификатору основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов" как критические и значительные; результаты строительно-монтажных работ на объекте выше отметки -2,470 невозможны для их дальнейшего использования заказчиком."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2024 г. N Ф07-703/24 по делу N А56-8547/2023