21 марта 2024 г. |
Дело N А21-7727/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Россети Янтарь" Геймура А.Н. (доверенность от 01.01.2022 N 208-21),
рассмотрев 18.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.10.2023 м постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А21-7727/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго", адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (в настоящее время - акционерное общество "Россети Янтарь"; далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление), от 02.07.2021 N 039/04/9.21-370/2021. Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением от 23.10.2023 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Управления от 02.07.2021.
Постановлением апелляционного суда от 21.12.2023 решение суда первой инстанции от 23.10.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления.
Управление суд полагает ошибочным вывод судов о применении к правоотношениям Общества и АО "РЭК" пункта 13(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), а также о том, что трансформаторная подстанция является объектом электросетевого хозяйства, а не энергопринимающим устройством.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
В силу положений статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по обращению АО "РЭК" от 31.07.2020 Обществом зарегистрирована заявка N 3672/20 от 31.07.2020 на технологическое присоединение ПС 110 кВ Северо-Западная, отпайка до ПС 110 кВ Северо-Западная от ВЛ 110 кВ Морская-Янтарное с отпайкой на ПС Карьер и отпайка до ПС ПО кВ Северо-Западная от ВЛ НО кВ ПС 0-9 "Светлогорская" - ПС 0-8 "Янтарный" с максимальной мощностью 12,064 МВт по II категории надежности на земельном участке с кадастровым номером 39:17:000000:1179 в Зеленоградском р-не Калининградской обл.
В качестве документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, приложен договор аренды от 13.07.2020 N 941 земельного участка находящегося в собственности Калининградской области, с кадастровым номером 39:17:000000:1179 в целях строительства подстанции 110 кВ сроком на 3 года.
Рассмотрев указанную заявку, Общество направило в адрес Компании письмо (от 04.08.2020 N ЯЭ/5/5207) о необходимости предоставления сведений о присоединяемых ЭПУ и правоустанавливающих документах, в связи с тем, что вышеуказанный договор аренды предоставляет только право строительства электросетевого объекта ПС 110 кВ, а не ЭПУ, а указанные в заявке объекты являются объектами электросетевого хозяйства и не являются ЭПУ.
Поскольку необходимые документы и сведения Компания не направила, Общество письмом от 12.10.2020 N ЯЭ/5/6933 аннулировало заявку N 3672/20 от 31.07.2020.
По результатам проверки изложенных в обращении АО "РЭК" обстоятельств по факту нарушения пунктов 3, 11, 15 Правил N 861, выразившемся в аннулировании заявки и уклонении от заключения договора на технологическое присоединение, в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 02.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-370/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения выражается в повторном несоблюдении требований нормативных правовых актов, регулирующих также правоотношения, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер; технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом; указанный договор является публичным; технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Согласно Приложению к Приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30.12.2019 N 154-05э/19 АО "РЭК" на момент подачи заявки являлось сетевой организацией.
АО "РЭК" в качестве энергопринимающего устройства при подаче заявки указало подстанцию (ПС 110/15 кВ).
Применительно к обстоятельствам данного дела, суды со ссылкой на положения Закона об электроэнергетике обоснованно заключили, что указанные АО "РЭК" в заявке от 31.07.2020 N 3672/20 объекты являются объектами электросетевого хозяйства и не могут быть квалифицированы как энергопринимающие устройства.
Присоединение объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации осуществляется в соответствии с Правилами N 861 с учетом раздела V Правил N 861.
В силу абзаца 6 пункта 43 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора о технологическом присоединении. В случае если сетевая организация, обязанная в соответствии с названными Правилами подать заявку на технологическое присоединение, не подает ее в течение 30 дней, смежная сетевая организация вправе запросить у нее информацию и документы, указанные в пункте 13(1) Правил N 861, а также направить ей предложение о заключении договора, а сетевая организация обязана представить сведения и документы, указанные в пункте 13(1) Правил N 861, в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса смежной сетевой организации и заключить договор в соответствии с Правилами N 861.
Таким образом, в зависимости от категории обратившегося в сетевую организацию заявителя - потребитель или смежная сетевая организация (пункты 12, 12(1), 14, 40(4), 41 - 43 Правил N 861) Правилами N 861 предусмотрен различный порядок рассмотрения заявок и заключения договоров об осуществлении технологического присоединения, равно как и перечень и объем документов и сведений, которые должны быть указаны в заявке и представлены одновременно с заявкой, также поставлены в зависимость от категории заявителя (пункты 9, 10, 13(1) Правил N 861).
В рассматриваем случае Управление ошибочно посчитало, что АО "РЭК" вправе обратиться с заявкой в общем порядке присоединения энергопринимающих устройств, как принадлежащих потребителю.
Порядок подачи сетевой организацией в смежную сетевую организацию заявки на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства регламентирован Правилами N 861 с особенностями, установленными пунктами 13(1), 41 - 43 Правил N 861.
В пункте 41 Правил N 861 установлены случаи, когда сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации.
Судами установлено, что Министерством спорта Российской Федерации в лице ФКУ "Дирекция Программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Дирекция) осуществляется проектирование и строительство, в том числе технологическое присоединение к электрическим сетям, объекта "Детский круглогодичный спортивно-оздоровительный центр, Калининградская область. 1-й этап" (далее - Объект) в районе пос. Филино и пгт. Приморье Светлогорского ГО Калининградской области.
На основании заявки Дирекции от 27.09.2019 N 1330 АО "РЭК" выданы индивидуальные технические условия от 18.02.2020 по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Объекта, которые содержат сведения об обязанности АО "РЭК" в целях присоединения энергопринимающих устройств Объекта построить новую ПС 110/15 кВ - с условным названием "Северо-Западная", а также ЛЭП 110 кВ протяженностью ориентировочно 12,5 км.
Согласно пункту 13(1) Правил N 861, в заявке, направляемой сетевой организацией в смежную Сетевую организацию в соответствии с пунктами 41 и 42 настоящих Правил, должны быть указаны: основание (основания) подачи заявки, предусмотренное пунктом 41 настоящих Правил, а также сведения, подтверждающие наличие такого основания (сведения об общей максимальной мощности энергопринимающих устройств, присоединенных (присоединяемых) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации. Подающей заявку на основании абзаца второго пункта 41 настоящих Правил, и (или) сведения о включении указанной сетевой организацией в технические условия для заявителя мероприятии на объектах смежной сетевой организации, и (или) сведения о включении мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности); сведения о сетевой организации, подающей заявку, предусмотренные подпунктами "а" и "в" пункта 9 настоящих Правил; сведения об объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, к которым осуществляется присоединение и (или) на которых необходимо проведение мероприятий по технологическому присоединению; сведения о присоединяемых объектах электросетевого хозяйства сетевой организация, подавшей заявку, предусмотренные подпунктами "б", "г", "д" и "и" пунктом 9 настоящих Правил, - в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 41 настоящих правил; сведения о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, определяемом в соответствии с настоящими Правилами (в случаях, когда заявка подана в связи с включением мероприятий на объектах такой организации, в технические условия (их проект), выданные заявителю); сведения о сроке осуществления мероприятий по обеспечению возможности вывода объекта по производству электрической энергии из эксплуатации, определенном в решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятом в соответствии с Правилами вывода объектов электроэнергетики и ремонт и из-за эксплуатации.
К указанной заявке прилагаются документы, указанные в подпункте "д" пункта 10 настоящих Правил, а также копии технических условий, выданных заявителем максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт, подтверждающих наличие оснований для подачи заявки в соответствии с абзацем вторым пункта 41 настоящих Правил.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "РЭК" подало заявку от 31.07.2020, содержание которой не соответствовало требованиям пунктов 13 (1) и 41 Правил N 861. В заявке отсутствовали: основание (основания) подачи заявки, предусмотренное пунктом 41 Правил N 861, а также сведения, подтверждающие наличие такого основании (сведения об общей максимальной мощности энергопринимающих устройств, присоединенных к объектам электросетевой организации; сведения об объектах электросетевого хозяйства смежной организации, к которой осуществляется присоединение или на которых необходимо проведение мероприятий по технологическому присоединению.
Кроме того, к заявке не были приобщены копии технических условий, выданных заявителям, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт, подтверждающих наличие оснований для подачи заявки в соответствии с абзацем вторым пункта 41 настоящих Правил.
Судами принято во внимание, что в пункте 10 заявки от 31.07.2020 АО "РЭК" указало заявляемый характер нагрузки - передача электрической энергии, что также свидетельствует о подаче заявки как сетевой организацией на объект электросетевого хозяйства.
Исходя из технических условий от 18.02.2020, сооружение подстанции ПС 110/15 кВ необходимо исключительно для присоединения к ней энергопринимающих устройств Объекта.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оцененные в совокупности, руководствуясь указанными выше нормами права, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушения Правил N 861, поскольку у Общества не возникло обязанности по направлению АО "РЭК" проекта договора об осуществлении технологического присоединения ввиду нарушения последним порядка подачи заявки на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Установив, что антимонопольным органом не доказано наличие в действиях Общества события административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суды правомерно признали незаконным и отменили постановление Управления от 02.07.2021 N 039/04/9.21-370/2021.
Вопреки доводам Управления нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.10.2023 м постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А21-7727/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "РЭК" подало заявку от 31.07.2020, содержание которой не соответствовало требованиям пунктов 13 (1) и 41 Правил N 861. В заявке отсутствовали: основание (основания) подачи заявки, предусмотренное пунктом 41 Правил N 861, а также сведения, подтверждающие наличие такого основании (сведения об общей максимальной мощности энергопринимающих устройств, присоединенных к объектам электросетевой организации; сведения об объектах электросетевого хозяйства смежной организации, к которой осуществляется присоединение или на которых необходимо проведение мероприятий по технологическому присоединению.
...
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Установив, что антимонопольным органом не доказано наличие в действиях Общества события административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суды правомерно признали незаконным и отменили постановление Управления от 02.07.2021 N 039/04/9.21-370/2021."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2024 г. N Ф07-2087/24 по делу N А21-7727/2021
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2087/2024
21.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37928/2023
23.10.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7727/2021
29.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5507/2023
28.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39152/2022
08.11.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7727/2021