20 марта 2024 г. |
Дело N |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Кустова А.А. и Михайловской Е.А.,
при участии от казенного учреждения Ненецкого автономного округа "Служба материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти Ненецкого автономного округа" Костровой К.С. (доверенность от 27.07.2023), от Аппарата администрации Ненецкого автономного округа Костровой К.С. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрев 20.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 17.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 по делу N А05П-496/2023,
УСТАНОВИЛ:
Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, адрес: 166000, г. Нарьян-Мар, ул. Рабочая, д. 18 А, ОГРН 1028301648473, ИНН 8301020069 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа с иском, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с казенного учреждения Ненецкого автономного округа "Служба материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти Ненецкого автономного округа", адрес: 166000, г. Нарьян-Мар, ул. Авиаторов, д. 16, ОГРН 1058383009948, ИНН 2983003898 (далее - Учреждение), 157 528 руб. 95 коп. задолженности коммунальные услуги за период с июля 2021 года по март 2023 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ледкова Юлия Васильевна, Ненецкий автономный округ в лице Аппарата администрации Ненецкого автономного округа (далее - Аппарат администрации).
Решением суда первой инстанции от 17.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.12.2023, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 17.10.2023 и постановление от 12.12.2023 и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, правовое регулирование предоставления помещений по договорам социального найма и договорам специализированного жилищного фонда различно, в связи с чем именно на собственнике жилого помещения специализированного жилого фонда лежит обязанность по заключению договора о предоставлении коммунальных услуг и их оплате.
В отзывах на кассационную жалобу Учреждение и Аппарат администрации просят оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Учреждения и Аппарата администрации возражал против удовлетворения жалобы.
Предприятие о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение создано в целях осуществления материально-технического обеспечения исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа, государственных органов Ненецкого автономного округа, деятельности мировых судей Ненецкого автономного округа (подпункт 1 пункта 2.1 Устава).
Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, Учреждение, в том числе заключает в установленном порядке договоры найма служебного жилого помещения, жилого помещения маневренного фонда, жилого помещения в общежитии, жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 17 Устава).
Между Учреждением (наймодатель) и гражданкой Ледковой Ю.В. (наниматель) на основании распоряжения Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения "О предоставлении специализированных жилых помещений" от 17.08.2020 N 1821 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 01.07.2020 N С 4-130/2020 (далее - Договор), по условиям которого наймодатель передает нанимателю за плату во владение и пользование, а наниматель принимает по акту приема-передачи жилое помещение, находящееся в собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 20.04.2015, кадастровый номер 83:00:050903:270, состоящее из квартиры общей площадью 54,6 кв.м, расположенное по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. имени В.В. Сущинского, д. 4, кв. 130, для постоянного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства (пункт 1 Договора).
Спорное жилое помещение является собственностью Ненецкого автономного округа (специализированный жилой фонд), переданное на праве оперативного управления Учреждению.
Согласно пункту 3 Договора предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа.
Срок действия договора составляет 5 лет с 01.07.2020 по 30.06.2025 (пункт 5 Договора).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Договора наниматель имеет право на получение коммунальных услуг, предоставление которых осуществляется с момента заключения договора на основании договоров на предоставление жилищных и коммунальных услуг, заключенных нанимателем с управляющей компанией многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, с организациями на поставку бытового газа, электроэнергии и т.д.
Подпунктом 6 пункта 8 Договора предусмотрено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение (плата за наем), жилищные коммунальные услуги (обязательные платежи), для чего, в трехдневный срок с момента заключения настоящего договора, обязан заключить договоры на предоставление жилищных коммунальных услуг с управляющей компанией многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, с организациями на поставку бытового газа, электроэнергии и т.д.
По состоянию на июль 2023 года, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. имени В.В. Сущинского, д. 4, кв. 130, числится задолженность за коммунальные услуги на общую сумму 157 541 руб. 56 коп., за период неуплаты полученных коммунальных ресурсов с июля 2021 года по март 2023 года.
Поскольку претензии оставлены без ответа, задолженность за коммунальные ресурсы не оплачена, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (подпункт 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Указанная норма, в частности, предусматривает перечень лиц, имеющих обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также момент возникновения данных обязательств применительно к моменту возникновения соответствующего права на жилое помещение.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1.1. части 2 статьи 153 ЖК РФ); нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора (пункт 1.1. части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Как следует из части 9 статьи 157.2 ЖК РФ положения названной статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемыми в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Согласно позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 N 606-О, норма части 9 статьи 157.2 ЖК РФ, распространяющая действие положений статьи 157.2 ЖК РФ на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 данного Кодекса, и регулирующая, в частности, порядок предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме и в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, направлена на обеспечение предоставления коммунальных услуг указанным в ней лицам, не регулирует предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Следовательно, коль скоро в статье 157.2 ЖК РФ идет речь об отношениях с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда не относятся ни к одной категории из перечисленных.
Таким образом, модель регулирования по статье 157.2 ЖК РФ не влечет заключение прямых договоров между нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями. Прямые договоры ресурсоснабжения в такой ситуации должны быть заключены между ресурсоснабжающей организацией и наймодателем, а наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда сохраняют обязанность по оплате коммунальных услуг наймодателю, договоры с которым не утрачивают силы (статья 100 ЖК РФ). Обязанность по внесению платы за весь объем ресурса, потребленного нанимателями специализированных жилых помещений в виде коммунальных услуг, возникает у наймодателя (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 153 ЖК РФ, пункты 11, 12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
При таких обстоятельствах следует признать ошибочным вывод судов о том, что после заселения жилого помещения специализированного жилого фонда обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе такого помещения.
Из содержания обжалуемых судебных актов усматривается, что расчет задолженности, предъявленной ко взысканию, суды не проверяли.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении норм права, в связи с чем решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам сторон, проверить расчет задолженности, предъявленной Предприятием ко взысканию, и принять законное и обоснованное решение. По результатам рассмотрения спора надлежит распределить расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 17.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 по делу N А05П-496/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 N 606-О, норма части 9 статьи 157.2 ЖК РФ, распространяющая действие положений статьи 157.2 ЖК РФ на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 данного Кодекса, и регулирующая, в частности, порядок предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме и в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, направлена на обеспечение предоставления коммунальных услуг указанным в ней лицам, не регулирует предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Следовательно, коль скоро в статье 157.2 ЖК РФ идет речь об отношениях с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда не относятся ни к одной категории из перечисленных.
Таким образом, модель регулирования по статье 157.2 ЖК РФ не влечет заключение прямых договоров между нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями. Прямые договоры ресурсоснабжения в такой ситуации должны быть заключены между ресурсоснабжающей организацией и наймодателем, а наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда сохраняют обязанность по оплате коммунальных услуг наймодателю, договоры с которым не утрачивают силы (статья 100 ЖК РФ). Обязанность по внесению платы за весь объем ресурса, потребленного нанимателями специализированных жилых помещений в виде коммунальных услуг, возникает у наймодателя (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 153 ЖК РФ, пункты 11, 12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2024 г. N Ф07-613/24 по делу N А05П-496/2023
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17991/2024
24.10.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7276/2024
02.08.2024 Решение ПСП Арбитражного судов Архангельской области в г.Нарьян-Маре N А05П-496/2023
20.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-613/2024
12.12.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9121/2023
17.10.2023 Решение ПСП Арбитражного судов Архангельской области в г.Нарьян-Маре N А05П-496/2023