22 марта 2024 г. |
Дело N А56-20092/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Рожнова А.В. (доверенность от 01.01.2024 N 164/2024), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Каревой Е.А. (доверенность от 09.01.2024 N 01/5),
рассмотрев 20.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А56-20092/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", адрес: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, Ладожская ул., д. 3 А, ОГРН 1044700565172, ИНН 4703074613 (далее - Общество, АО "ЛОЭСК"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - УФАС, Управление), от 22.02.2023 N 047/04/9.21-117/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 14.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.12.2023, оспариваемое постановление изменено в части санкции, размер штрафа снижен до 330 000 руб.; в удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, Управлением и судами не было дано должной оценки доводу заявителя о том, что несоблюдение срока выполнения мероприятия по технологическому присоединению вызвано объективными причинами и не связано с виновными действиями Общества. В указанном случае, как считает Общество, у Управления отсутствовали основания для вынесения оспариваемого постановления, а у судов - причин для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель УФАС возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Балудиным Павлом Михайловичем и Обществом заключен договор от 06.06.2022 N 08-454-/005-ПСФ-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта: земельный участок с кадастровым номером 47:15:01100214:242 для дачных домов с земельными участками, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ДНТ "Звезда", уч. N 2 (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня его заключения.
Таким образом, Общество должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта в срок до 06.10.2022.
В Управление поступило заявление Балудина П.М. от 06.12.2022, содержащее сведения о нарушении Обществом требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), что послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела N 047/04/9.21-117/2023 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ, и проведения по нему административного расследования (определение УФАС от 19.01.2023 N ИМ/308/23).
По результатам административного расследования Управление пришло к выводу о нарушении Обществом требований пункта 16 Правил N 861, выразившемся в неосуществлении технологического присоединения в срок, установленный Договором (4 месяца с даты его заключения).
По факту выявленного нарушения Управление 02.02.2023 составило в отношении Общества протокол по делу N 047/04/9.21-117/2023 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 22.02.2023 по указанному делу Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал в действиях Общества наличие состава вменяемого правонарушения, не установил нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, а равно исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал. При этом суд счел возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 330 000 руб. с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции и оставил принятое им решение без изменения.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу АО "ЛОЭСК" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению (абзац 1).
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить соответствующий договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению ( абзац 2).
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 4 (четыре) месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) Правил N 861), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
В рассматриваемом случае в срок, указанный в Договоре и подпункте "б" пункта 16 Правил N 861, технологическое присоединение Обществом не было осуществлено, что свидетельствует о нарушении АО "ЛОЭСК" требований указанной нормы и, как следствие, о наличии в его действиях объективной стороны вменяемого правонарушения.
Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Общество в ходе рассмотрения административного дела Управлению и суду заявляло об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Согласно перечню мероприятий, содержащемуся в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью Договора, АО "ЛОЭСК" осуществляет мероприятия по проектированию и строительству ВЛИ - 0,4 кВ от ТП-С-28 до границы земельного участка заявителя, согласование трассы, проектируемой ВЛИ - 0,4 кВ с землепользователями, монтаж узла учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности энергопринимающих устройств.
В силу части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и сервитутов", пункта 2 порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта.
В связи с чем сетевая организация обязана получить разрешение органа местного самоуправления в целях исполнения своих обязательств по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
Во исполнение принятых на себя обязательств в рамках заключенного Договора Общество направило в администрацию Сосновоборского городского округа Ленинградской области (далее - Администрация) заявление от 18.07.2022 N 08-02/219 о выдаче разрешения на размещение объекта электросетевого хозяйства нижнего напряжения "ВЛИ-0,4 от ТП-С-28 до границы земельного участка ДНТ "Звезда" в г. Сосновый Бор" на землях, находящихся в муниципальной собственности в границах кадастрового квартала 47:15:0110019, а также повторно аналогичное заявление от 13.10.2022 N 08-02/350, которые оставлены Администрацией без ответа.
Письмом от 25.11.2022 N 8-02/408 Общество вновь просило Администрацию выдать разрешение на размещение линейного объекта электросетевого хозяйства на землях муниципальной собственности.
Постановлением Администрации от 07.12.2022 N 2925 Обществу дано разрешение на размещении объекта электросетевого хозяйства ВЛИ - 0,4 кВ от ТП-С-28 до границ земельного участка заявителя на землях, находящихся в муниципальной собственности, после чего АО "ЛОЭСК" незамедлительно (в течение трех рабочих недель) осуществило технологическое присоединение, о чем 09.01.2023 выдало соответствующий акт N 08080001606.
Таким образом, по мнению АО "ЛОЭСК", нарушение установленного срока на технологическое присоединение было обусловлено внешним фактором (действием Администрации), на которые сетевая организация не могла повлиять; на дату возбуждения административного дела и вынесения по нему оспариваемого постановления имело место исполнение Договора, что свидетельствует о принятии Обществом необходимых мер для надлежащего соблюдения установленных правил и исключает привлечение заявителя к административной ответственности ввиду отсутствия одного из элементов состава административного правонарушения - наличия субъективной стороны во вменяемом нарушении.
Суды приводимые Обществом доводы отклонили признанием оспариваемого решения УФАС законным и обоснованным.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А56-20092/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и сервитутов", пункта 2 порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2024 г. N Ф07-1353/24 по делу N А56-20092/2023