22 марта 2024 г. |
Дело N А56-133155/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бобарыкиной О.А., Боглачевой Е.В.,
при участии от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Сованова А.В. (доверенность от 28.12.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Севэнергосети" Егоровой В.Н. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севэнергосети" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по делу N А56-133155/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Севэнергосети", адрес: 188673, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Новое Девяткино, Промышленная ул., ЗД. 7А, ОГРН 1144703000144, ИНН 4703138627 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, лит. А, (далее - Комитет), оформленного в виде уведомления от 01.11.2022 N КТ-3-4601/2022, об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 и об обязании установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 на период регулирования 2023 год, с учетом величины необходимой валовой выручки Общества на 2023 год в размере 37 043 720 руб.
Решением от 12.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.09.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 12.05.2023 и постановление апелляционной инстанции от 29.09.2023 и принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, для любой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии независимо ни от каких обстоятельств должен быть установлен тариф на оказание данных услуг. Суды не учли, что данные для расчета фактических показателей надежности и качества представляют в территориальный орган не территориальные сетевые организации, а Министерство энергетики России (далее - Министерство).
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 29.04.2022 N 1/29-04/22 и материалами об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год по электрическим сетям, расположенным на территории Ленинградской области.
Комитет уведомлением от 01.11.2022 определил, что Общество не соответствует пункту 3 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии отнесения к ТСО), в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2023 год.
Ссылаясь на то, что решение, оформленное в виде уведомления Комитета от 01.11.2022 N КТ-3-4601/2022, не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалобы не подлежит удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках электрической энергии подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Территориальной сетевой организацией согласно статье Закона N 35-ФЗ является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Закона N 35-ФЗ, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона N 35-ФЗ).
Критерии отнесения к ТСО содержат критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике определены Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Согласно пункту 8 Правил N 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено названными Правилами.
В силу пункта 12 Правил N 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Пунктом 20 Правил N 1178 предусмотрено, что регулирующий орган в течение 14 рабочих дней с даты регистрации проводит анализ указанных предложений и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
В силу пункта 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество в адрес Комитета предоставило заявление от 29.04.2022 N 1/29-04/22 об открытии дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год по сетям, расположенным на территории Ленинградской области, с прилагаемыми обосновывающими материалами.
На основании указанного заявления открыто дело об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества, расположенным на территории Ленинградской области, на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годы, о чем Общество уведомлено письмом Комитета от 23.05.2022 N КТ-3-2287/2022.
По результатам изучения заявления Общества Комитет установил, что в период с 2020 по 2022 годы индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области для взаиморасчетов Общества и публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго", муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" устанавливались приказами Комитета от 27.12.2019 N 747-п, от 30.12.2020 N 665-п (с учетом изменений, внесенных приказом Комитета от 22.01.2021 N 1-п), от 30.12.2021 N 603-п.
Комитет производил расчет тарифов и необходимой валовой выручки (далее - НВВ) Общества в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э НВВ в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования без учета расчетной предпринимательской прибыли сетевой организации определяется по формулам 1 и 2 названного пункта.
В расчете по формуле 2 пункта 11 Методических указаний N 98-э участвует такой показатель как KHKi - понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий НВВ сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i, определяемый в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26.12.2010 N 254-э/1 (далее - Методические указания N 254-э/1).
В силу пункта 6 Методических указаний N 254-э/1, корректировка тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае предоставления сетевой организацией недостоверных отчетных данных или их непредставления, осуществляется с учетом следующих особенностей расчета KHKi: - в случае непредставления регулируемыми организациями отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, по всем показателям, коэффициент KHKi признается понижающим и устанавливается равным (- 3%). В этом случае расчета КНК (KHKi = Кobi * Пkopi), не применяется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1220 утверждено Положение об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг (далее - Положение N 1220).
Положение N 1220 устанавливает порядок определения показателей надежности и качества поставляемых товаров для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, а также для организаций, осуществляющих деятельность по производству и (или) передаче тепловой энергии (далее соответственно - показатели надежности и качества, организации) (пункт 1 Положения N 1220).
Согласно пункту 14 Положения N 1220 организации, а в отношении показателей надежности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций - Министерство энергетики Российской Федерации с учетом особенностей, установленных пунктом 14 (1) названного Положения, предоставляют регулирующим органам до 1 апреля года, следующего за отчетным, отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности в соответствии с методическими указаниями.
Суды установили, что отчетные данные о фактических значениях показателей надежности и качества за 2018, 2019 и 2020 годы в отношении Общества в Комитет не были предоставлены в установленный срок.
В связи с этим при расчете НВВ Общества на 2020, 2021 и 2022 годы Комитет применил понижающий коэффициент (- 3%), что отражено в экспертных заключениях по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества, расположенным на территории Ленинградской области, на 2020,2021 и 2022 годы соответственно, а именно: на странице 32 экспертного заключения на 2020 год; на странице 34 экспертного заключения на 2021 год; на странице 39 экспертного заключения на 2022 год.
В силу Критериев отнесения к ТСО одним из шести критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является отсутствие у владельца объектов электросетевого хозяйства за три предшествующих расчетных периода регулирования трех фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных (пункт 3 Критериев отнесения к ТСО).
Комитет настаивает на том, что вышеуказанные отчетные данные не были представлены ему ни Обществом, ни Министерством в отношении Общества.
Доказательства того, что Общество представило отчетные данные о фактических значениях показателей надежности и качества за 2018, 2019 и 2020 годы в Комитет или в Министерство, в деле отсутствуют.
Суды не приняли ссылку истца на письмо ФГБУ "Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России" от 29.03.2022 N 211-146/4-2, поскольку из него однозначно не следует, что Общество представляло необходимые отчетные данные за 2018, 2019 и 2020 годы в Министерство.
При таких обстоятельствах Комитет сделал обоснованный вывод о том, что Общество не соответствует пункту 3 Критериев отнесения к ТСО, поскольку факт применения понижающего коэффициента в течение трехлетнего периода не дает возможности отнести Общество к сетевой организации и, соответственно, установить ему тариф на 2023 год.
Апелляционный суд правомерно отклонил довод Общества о том, что для любой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии должен быть установлен тариф на оказание данных услуг, указав, что он основан на неправильном толковании норм материального права.
Отклоняя довод Общества о неверном применении Комитетом понижающего коэффициента (- 3%) при расчете индивидуальных тарифов на 2022, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что Общество в установленном законом порядке не оспорило индивидуальные тарифы, установленные ему приказами Комитета от 27.12.2019 N 747-п, от 30.12.2020 N 665-п (с учетом изменений, внесенных приказом Комитет от 22.01.2021 N 1-п), от 30.12.2021 N 603-п. Названные приказы Комитета утратили юридическую силу в связи с прекращением срока действия установленных тарифов.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции сделали обоснованный вывод о том, что оспариваемое решение Комитета соответствует действующему законодательству и правомерно отказали в иске.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 по делу N А56-133155/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СевЭнергоСети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу Критериев отнесения к ТСО одним из шести критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является отсутствие у владельца объектов электросетевого хозяйства за три предшествующих расчетных периода регулирования трех фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных (пункт 3 Критериев отнесения к ТСО).
...
Суды не приняли ссылку истца на письмо ФГБУ "Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России" от 29.03.2022 N 211-146/4-2, поскольку из него однозначно не следует, что Общество представляло необходимые отчетные данные за 2018, 2019 и 2020 годы в Министерство.
При таких обстоятельствах Комитет сделал обоснованный вывод о том, что Общество не соответствует пункту 3 Критериев отнесения к ТСО, поскольку факт применения понижающего коэффициента в течение трехлетнего периода не дает возможности отнести Общество к сетевой организации и, соответственно, установить ему тариф на 2023 год."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2024 г. N Ф07-21105/23 по делу N А56-133155/2022
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21105/2023
29.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20897/2023
12.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-133155/2022