26 марта 2024 г. |
Дело N А56-3950/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,
рассмотрев 13.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 по делу N А56-3950/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ""Линк Девелопмент", адрес: 143409, Московская обл., г. Красногорск, Успенская ул., д. 3, пом. I, оф. 307, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д.20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконными решений Комитета об отказе в заключении договоров на размещение объектов от 23.12.2022 N 05-26-46094/22-0-0, от 12.01.2023 N 05-26-646/23-0-0, от 13.01.2023 N 05-26-885/23-0-0, от 21.11.2022 N 05-26-42049/22-0-0, от 21.11.2022 N 05-26-42151/22-0-0 и возложении на Комитет обязанности в течение десяти дней с даты вступления в силу решения суда принять решения о заключении с Обществом без проведения аукциона договоров на размещение антенно-мачтовых сооружений связи согласно заявлениям Общества от 05.12.2022 N ЛД-757, от 24.11.2022 N ЛД-734, от 22.12.2022 N ЛД-786, от 08.11.2022 N ЛД-682, от 07.11.2022 N ЛД-679.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 данное решение изменено, признаны незаконными решения Комитета об отказе в заключении договоров на размещение объектов от 23.12.2022 N 05-26-46094/22-0-0, от 12.01.2023 N 05-26-646/23-0-0, от 13.01.2023 N 05-26-885/23-0-0, от 21.11.2022 N 05-26-42151/22-0-0, на Комитет возложена обязанность в течение десяти дней с даты вступления в силу решения суда принять решения о заключении с Обществом без проведения аукциона договоров на размещение антенно-мачтовых сооружений связи согласно заявлениям Общества от 05.12.2022 N ЛД-757, от 24.11.2022 N ЛД-734, от 22.12.2022 N ЛД-786, от 07.11.2022 N ЛД-679; в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2023 была принята к производству кассационная жалоба Общества на постановление от 21.09.2023.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.02.2024, принятым по результатам рассмотрения кассационной жалобы Общества, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 оставлено без изменения.
После объявления резолютивной части названного постановления в суд кассационной инстанции 01.02.2024 поступила кассационная жалоба Комитета на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023, поданная Комитетом в пределах процессуального срока на кассационное обжалование.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит изменить постановление апелляционного суда от 21.09.2023, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, использование испрашиваемых земельных участков в целях размещения антенных опор сооружений связи нарушит режим использования территории зеленых насаждений, установленный законодательством Санкт-Петербурга, а также требования градостроительных регламентов применительно к территориальным зонам, в пределах которых расположены земельные участки.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" (далее - Постановление N 13), в случае если после рассмотрения кассационной жалобы и принятия по результатам ее рассмотрения постановления суд кассационной инстанции принял к своему производству кассационную жалобу лица, участвующего в деле и подавшего жалобу в срок, установленный процессуальным законодательством, либо лица, не привлеченного к участию в деле, права и обязанности которого затронуты обжалуемым судебным актом, такую жалобу следует рассматривать применительно к правилам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.02.2024 кассационная жалоба Комитета принята к производству.
Участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Кассационная жалоба Комитета рассмотрена в соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 39 Постановления N 13, применительно к правилам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 4 и 5 постановления от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" разъяснил, что обстоятельства, которые согласно пункту 1 статьи 311 АПК РФ являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта. При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу. К существенным для дела обстоятельствам могут быть отнесены обнаруженные нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 АПК РФ, допущенные судом кассационной инстанции при принятии судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Комитет с заявлениями о выдаче разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена:
- от 05.12.2022 N ЛД-757 о заключении договора на размещение на земельном участке площадью 4 кв.м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Сытнинская ул., севернее д. 5, лит. А, антенно-мачтового сооружения связи высотой 15 м согласно приложенной к заявлению схеме границ земельного участка сроком на три года,
- от 24.11.2022 N ЛД-734 о заключении договора на размещение на земельном участке площадью 2 кв.м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Красного Курсанта, западнее д. 43, лит. Б, антенно-мачтового сооружения связи высотой 30 м согласно приложенной к заявлению схеме границ земельного участка сроком на три года,
- от 22.12.2022 N ЛД-786 о заключении договора на размещение на земельном участке площадью 4 кв.м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 8, корп. 2, лит. А, антенно-мачтового сооружения связи высотой 20 м согласно приложенной к заявлению схеме границ земельного участка сроком на три года,
- от 08.11.2022 N ЛД-682 о заключении договора на размещение на земельном участке площадью 12 кв.м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург г. Сестрорецк, Приозёрная ул., севернее д. 3, стр. 5, антенно-мачтового сооружения связи высотой 30 м согласно приложенной к заявлению схеме границ земельного участка сроком на три года,
- от 07.11.2022 N ЛД-679 о заключении договора на размещение на земельном участке площадью 6 кв.м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург Быковская ул., южнее д. 11, лит. А, антенно-мачтового сооружения связи высотой 30 м согласно приложенной к заявлению схеме границ земельного участка сроком на три года.
Решениями Комитета от 12.01.2023 N 05-26-646/23-0-0, от 23.12.2022 N 5-26-46094/22-0-0, от 13.01.2023 N 05-26-885/23-0-0, от 21.11.2022 N 05-26-42049/22-0-0, от 21.11.2022 N 05-26-42151/22-0-0 в заключении договоров отказано на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118), в соответствии с которым уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения (в заключении договора) в случае, если размещение объекта на земельном участке и(или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. При этом Комитет указал, что использование земельных участков в заявленных целях (размещение антенно-мачтовых сооружений связи) нарушает режим использования территории зеленых насаждений, установленный Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 396-88), повлечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений.
Кроме того, в решении от 21.11.2022 N 05-26-42151/22-0-0 Комитет сослался на нахождение испрашиваемой территории в зоне влияния аэропорта Пулково.
Посчитав указанные решения Комитета незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции признал требования Общества обоснованными и удовлетворил заявление.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в отношении решений Комитета от 23.12.2022 N 05-26-46094/22-0-0, от 12.01.2023 N 05-26-646/23-0-0, от 13.01.2023 N 05-26-885/23-0-0, от 21.11.2022 N 05-26-42151/22-0-0, а применительно к решению Комитета от 21.11.2022 N 05-26-42049/22-0-0 не установил наличия совокупности оснований для признания его незаконным, посчитав недоказанной необходимость испрашиваемой площади для размещения антенно-мачтового сооружения связи.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, установлены Законом Санкт-Петербурга N 521-118.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона Санкт-Петербурга.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам оценки совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и доводов сторон, суды пришли к выводу, что Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представил доказательства, с определенностью подтверждающие расположение испрашиваемых по заявлениям от 05.12.2022 N ЛД-757, от 24.11.2022 N ЛД-734, от 22.12.2022 N ЛД-786, от 07.11.2022 N ЛД-679 участков в границах территорий, правовой режим использования которых исключает установку антенно-мачтовых сооружений связи.
Апелляционный суд исследовал и мотивированно отклонил довод подателя жалобы о неправомерности размещения антенно-мачтового сооружения высотой 30 м на земельном участке площадью 6 кв.м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург Быковская ул., южнее д. 11, лит. А ввиду его нахождения в зоне влияния аэропорта Пулково.
Иные доводы Комитета со ссылкой на местоположение испрашиваемых по заявлениям от 05.12.2022 N ЛД-757, от 24.11.2022 N ЛД-734, от 22.12.2022 N ЛД-786, от 07.11.2022 N ЛД-679 не были приняты судом апелляционной инстанции, поскольку при принятии оспариваемых решений Комитет на данные обстоятельства не ссылался, а в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций не обосновал - каким образом размещение сооружений на участках с подобными характеристиками противоречит нормативным требованиям. Соответствующего обоснования не приведено Комитетом и в кассационной жалобе.
При таком положении, проверив обоснованность кассационной жалобы Комитета применительно к разъяснениям, изложенным в пункте 39 Постановления N 13, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 311, 316, 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
отказать Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга в удовлетворении кассационной жалобы на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 по делу N А56-3950/2023 применительно к правилам пересмотра судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
...
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона Санкт-Петербурга.
...
отказать Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга в удовлетворении кассационной жалобы на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 по делу N А56-3950/2023 применительно к правилам пересмотра судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2024 г. N Ф07-1910/24 по делу N А56-3950/2023
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1910/2024
14.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20811/2023
21.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23554/2023
27.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-3950/2023