26 марта 2024 г. |
Дело N А05-7622/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е.И., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
рассмотрев 26.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 по делу N А05-7622/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СМП "Шанс", адрес: 163046, Архангельск, ул. Суфтина, д. 18, ОГРН 1067746585961, ИНН 7714647678 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163069, Архангельск, наб. Северной Двины, д. 28, ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317 (далее - Отделение), о признании недействительным и не соответствующим нормам постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организации (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762) уведомления о результатах рассмотрения материалов проверки от 22.05.2023 N 40 в части непринятия расходов на выплаты медицинским работникам в размере 238 578 руб., а также пункта 2, которым на Общество возложена обязанность возместить расходы, излишне понесенные на специальную социальную выплату за период с 01.11.2020 по 31.07.2022 в размере 238 578 руб., пункта 3, которым на Общество возложена обязанность провести корректировку ранее предоставленного реестра на право получения работником специальной социальной выплаты за период с 01.11.2020 по 31.07.2022 в размере 238 578 руб.
Решением суда от 11.10.2023 заявленные требования удовлетворены, на Отделение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением апелляционного суда от 26.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 11.10.2023 и постановление от 26.12.2023 отменить, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, требования неправомерно удовлетворены, специальная социальная выплата не распространяется на фельдшера скорой помощи, принимающего вызовы скорой медицинской помощи, так как отсутствуют доказательства факта непосредственного контакта этого работника с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Отделением в отношении Общества проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, представленных для осуществления медицинским и иным работникам специальной социальной выплаты за период с 01.11.2020 по 31.07.2022, на работников Общества - Моксенкову Т.В. и Дрочневу Г.Н.
В ходе проверки Отделение пришло к выводу об излишне понесенных расходах на специальную социальную выплату Моксенковой Т.В. в размере 238 578 руб.
Отделением установлено, что Моксенкова Т.В. принята на должность фельдшера скорой медицинской помощи по основному месту работы (до 1,0 ставки за фактически отработанное время) и на должность фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи по совместительству (до 0,5 ставки за фактически отработанное время).
В представленных Обществом реестрах для специальной социальной выплаты на Моксенкову Т.В. в должности фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи указана сумма 238 578 руб.
При этом документы, подтверждающие факт контакта фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Моксенковой Т.В. с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, с лицами из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией Обществом не представлены, в связи с чем Отделением сделан вывод об отсутствии у фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Моксенковой Т.В. права на специальную социальную выплату по Постановлению N 1762.
По итогам проверки Отделением составлен акт от 03.04.2023 N 40.
Рассмотрев данный акт, материалы проверки и возражения Общества, Отделение направило заявителю уведомление о результатах рассмотрения материалов проверки от 22.05.2023 N 40, согласно которому Отделением принято решение о признании обоснованными результатов проверки в части непринятых расходов в размере 238 578 руб., на Общество возложена обязанность возместить излишне понесенные Отделением расходы в названном размере и осуществить корректировку ранее представленного расчета на право получения работником специальной социальной выплаты в размере 238 578 руб.
Общество оспорило уведомление Отделения в судебном порядке.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признав их обоснованными.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктом 2 Постановления N 1762 в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 производятся специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2 430 руб., 1 215 руб., 950 руб. соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 руб. за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3 880 руб., 2 430 руб. и 1 215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2 430 руб., 1 215 руб. и 600 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3 880 руб., 2 430 руб. и 1 215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1 215 руб. за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1 215 руб. за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2 430 руб., 1 215 руб., 600 руб. соответственно за одну нормативную смену.
Согласно пункту 3 Постановления N 1762 специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (нормативная смена). Специальная социальная выплата производится ежемесячно, рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце. Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах.
Размер специальной социальной выплаты повышается на сумму, определяемую умножением специальной социальной выплаты (без учета районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах), на повышающий коэффициент к специальным социальным выплатам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1962).
В силу пункта 4 упомянутых Правил для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
На основании пункта 5 Постановления N 1762 реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.
Согласно пункту 6 Постановления N 1762 реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику:
а) категория, должность (профессия);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);
г) фактическое число нормативных смен;
д) размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах;
е) территория осуществления трудовой деятельности работника, если она относится к территориям, для которых применяется повышающий коэффициент, установленный Постановлением N 1962.
В силу пункта 8 Постановления N 1762 специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
На основании пункта 10 Постановления N 1762 организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Постановления N 1762 контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Постановления N 1762 расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, требования неправомерно удовлетворены, специальная социальная выплата не распространяется на фельдшера скорой помощи, принимающего вызовы скорой медицинской помощи, так как отсутствуют доказательства факта непосредственного контакта этого работника с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Указанный довод несостоятелен по следующим основаниям.
Из буквального толкования Постановления N 1762 (подпункт "а" пункта 2) следует, что фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют право на специальную социальную выплату.
Как установлено судами, заявителем в ходе камеральной проверки представлены запрошенные Отделением документы, необходимые для получения Моксенковой Т.В. специальной социальной выплаты по должности "фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи": 1) диплом специалиста о среднем профессиональном образовании, специальность - фельдшер, квалификация - лечебное дело, сертификат специалиста по специальности скорая и неотложная помощь; 2) приказы о приеме на работу Моксенковой Т.В., трудовой договор с дополнительными соглашениями; 3) трудовая книжка; должностная инструкция фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам; 4) табели учета рабочего времени.
В ходе рассмотрения дела Обществом были представлены карты вызова скорой медицинской помощи, согласно которым фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Моксенкова Т.В. в каждую из спорных нормативных смен, указанных в представленных в отделение реестрах работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, принимала вызовы, связанные с оказанием медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и (или) передавала такие вызовы выездным бригадам, то есть обеспечивала оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Моксенкова Т.В. в спорный период осуществляла прием вызовов скорой медицинской помощи не в соответствии с памяткой согласно приложению 1 к Временному порядку, то есть обеспечивала оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации Временным порядком.
Судами правомерно отклонена ссылка Отделения на пункт 4 разъяснений по применению Постановления N 1762, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 894н.
Согласно указанной норме специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762 получают медицинские работники общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездных бригад скорой медицинской помощи, осуществляющих медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Суды правильно указали, что данное разъяснение касается только медицинских работников общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, которые наравне с фельдшерами (медицинскими сестрами) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи указаны в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 1762 отдельной строкой и к которым Моксенкова Т.В. в данном случае не относится.
Суды правомерно сделали вывод об ошибочности довода Отделения о необходимости для осуществления выплаты фельдшеру по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Моксенковой Т.В. специальной социальной выплаты по Постановлению N 1762 факта контакта с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, с лицами из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, поскольку он основан на неверном толковании действующего законодательства.
Материалами дела подтверждено и Отделением не опровергнуто, что Моксенкова Т.В. обеспечивала оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, в котором факт контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) как обязательное условие для специальной социальной выплаты не указан.
Судами учтено, что исполнение должностных обязанностей фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи не предполагает непосредственного контакта с пациентами.
Следовательно, оценив материалы дела, доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды правильно пришли к выводу о правомерности спорных расходов в виде специальной социальной выплаты фельдшеру по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, в связи с чем законно и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
При таких обстоятельствах суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 по делу N А05-7622/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами правомерно отклонена ссылка Отделения на пункт 4 разъяснений по применению Постановления N 1762, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 894н.
Согласно указанной норме специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762 получают медицинские работники общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездных бригад скорой медицинской помощи, осуществляющих медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Суды правильно указали, что данное разъяснение касается только медицинских работников общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, которые наравне с фельдшерами (медицинскими сестрами) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи указаны в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 1762 отдельной строкой и к которым Моксенкова Т.В. в данном случае не относится.
...
Материалами дела подтверждено и Отделением не опровергнуто, что Моксенкова Т.В. обеспечивала оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, в котором факт контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) как обязательное условие для специальной социальной выплаты не указан."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2024 г. N Ф07-3152/24 по делу N А05-7622/2023
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3991/2024
26.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3152/2024
26.12.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9214/2023
11.10.2023 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-7622/2023