г. Вологда |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А05-7622/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 декабря 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ригиной Е.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СМП "ШАНС" Скачковой О.А. по доверенности от 08.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 октября 2023 года по делу N А05-7622/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СМП "ШАНС" (ОГРН 1067746585961, ИНН 7714647678; адрес: 163046, город Архангельск, улица Суфтина, дом 18; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317; адрес: 163000, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 28; далее - отделение) о признании недействительным и не соответствующим нормам постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организации (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762) уведомления о результатах рассмотрения материалов проверки от 22.05.2023 N 40 в части непринятия расходов на выплаты медицинским работникам в размере 238 578 руб., а также пункта 2, которым на общество возложена обязанность возместить расходы, излишне понесенные на специальную социальную выплату за период с 01.11.2020 по 31.07.2022 в размере 238 578 руб., и пункта 3, которым на общество возложена обязанность провести корректировку ранее предоставленного реестра на право получения работником специальной социальной выплаты за период с 01.11.2020 по 31.07.2022 в размере 238 578 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 октября 2023 года заявленные требования удовлетворены, на отделение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, с отделения в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Отделение с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих факт контакта фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой помощи (код категории работника 91) с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Полагает, что в отсутствие таких доказательств неправомерно учитывать смены фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи для назначения специальных социальных выплат.
Представитель общества в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Отделение надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, отделением в отношении общества проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, представленных для осуществления медицинским и иным работникам специальной социальной выплаты за период с 01.11.2020 по 31.07.2022, на работников общества - Моксенкову Т.В. и Дрочневу Г.Н.
В ходе проверки отделение пришло к выводу об излишне понесенных расходах на специальную социальную выплату Моксенковой Т.В. в размере 238 578 руб.
Так, отделением установлено, что Моксенкова Т.В. принята на должность фельдшера скорой медицинской помощи по основному месту работы (до 1,0 ставки за фактически отработанное время) и на должность фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи по совместительству (до 0,5 ставки за фактически отработанное время).
В представленных обществом реестрах для специальной социальной выплаты на Моксенкову Т.В. в должности фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи указана сумма 238 578 руб.
При этом документы, подтверждающие факт контакта фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Моксенковой Т.В. с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, с лицами из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией обществом не представлены, в связи с чем отделением сделан вывод об отсутствии у фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Моксенковой Т.В. права на специальную социальную выплату по Постановлению N 1762.
По итогам проверки отделением составлен акт от 03.04.2023 N 40.
Рассмотрев данный акт, материалы проверки и возражения общества, отделение направило заявителю уведомление о результатах рассмотрения материалов проверки от 22.05.2023 N 40, согласно которому отделением принято решение о признании обоснованными результатов проверки в части непринятых расходов в размере 238 578 руб., на общество возложена обязанность возместить излишне понесенные отделением расходы в названном размере и осуществить корректировку ранее представленного расчета на право получения работником специальной социальной выплаты в размере 238 578 руб.
Не согласившись с данным уведомлением, заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Пунктом 2 Постановления N 1762 в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) установлено совершение ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 специальных социальных выплат за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2 430 руб., 1 215 руб., 950 руб. соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 руб. за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3 880 руб., 2 430 руб. и 1 215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2 430 руб., 1 215 руб. и 600 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3 880 руб., 2 430 руб. и 1 215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1 215 руб. за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1 215 руб. за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2 430 руб., 1 215 руб., 600 руб. соответственно за одну нормативную смену.
Постановлением N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Правила N 1762).
Согласно пункту 3 данных Правил специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах.
Размер специальной социальной выплаты повышается на сумму, определяемую умножением специальной социальной выплаты (без учета районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах), на повышающий коэффициент к специальным социальным выплатам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1962).
Исходя из пункта 4 Правил N 1762 для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
В силу пункта 5 Правил N 1762 реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.
В пункте 6 тех же Правил определено, что реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику:
а) категория, должность (профессия);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);
г) фактическое число нормативных смен;
д) размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах;
е) территория осуществления трудовой деятельности работника, если она относится к территориям, для которых применяется повышающий коэффициент, установленный Постановлением N 1962.
Согласно пункту 8 Правил N 1762 специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
В силу пункта 11 данных Правил контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктами 10, 12 Правил N 1762 установлено, что организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласно буквальному толкованию приведенных норм право на специальную социальную выплату имеют в числе прочих фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (подпункт "а" пункта 2 Постановления N 1762).
Согласно пункту 2.3 Временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н (далее - Временный порядок), руководителям медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь, предписано обеспечить в числе прочего прием вызовов скорой медицинской помощи медицинскими работниками станции (отделения) скорой медицинской помощи по приему вызова скорой медицинской помощи, который осуществляется в соответствии с памяткой согласно приложению 1 к настоящему Временному порядку.
По мнению апеллянта, специальная социальная выплата назначается фельдшерам за дни, когда они контактировали с пациентами при оказании медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, фельдшеры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи не входят в состав выездной бригады скорой медицинской помощи, в связи с чем неправомерно учитывать их смены для назначения специальных социальных выплат.
Данные доводы апелляционный суд считает подлежащими отклонению, поскольку, как верно отметил суд первой инстанции, в буквальном толковании Постановления N 1762 (подпункт "а" пункта 2) усматривается, что фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют право на специальную социальную выплату.
В данном случае в ходе проверки обществом представлены запрошенные отделением документы, необходимые для получения спорной выплаты по должности "фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи" (диплом специалиста о среднем профессиональном образовании, специальность - фельдшер, квалификация - лечебное дело, сертификат специалиста по специальности скорая и неотложная помощь; приказы о приеме на работу Моксенковой Т.В., трудовой договор с дополнительными соглашениями; трудовая книжка; должностная инструкция фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам; табели учета рабочего времени).
В ходе рассмотрения дела обществом также представлены карты вызова скорой медицинской помощи, согласно которым фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Моксенкова Т.В. в каждую из спорных нормативных смен, указанных в представленных в отделение реестрах работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, принимала вызовы, связанные с оказанием медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и (или) передавала такие вызовы выездным бригадам, то есть обеспечивала оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762.
Данный факт отделением не опровергается.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Моксенкова Т.В. в спорный период осуществляла прием вызовов скорой медицинской помощи не в соответствии с памяткой согласно приложению 1 к Временному порядку, то есть обеспечивала оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации Временным порядком.
Ссылка отделения на пункт 4 Разъяснений по применению Постановления N 1762, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 894н, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Согласно указанной норме специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762 получают медицинские работники общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций и внебольничной пневмонии, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездных бригад скорой медицинской помощи, осуществляющих медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Суд первой инстанции верно отметил, что данное разъяснение касается только медицинских работников общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, которые наравне с фельдшерами (медицинскими сестрами) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи указаны в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 1762 отдельной строкой и к которым Моксенкова Т.В. в спорном случае не относится.
Данный вывод соответствует правовой позиции, приведенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.11.2023 по делу N А05-13332/2022.
Таким образом, вывод отделения о том, что для осуществления специальной социальной выплаты по Постановлению N 1762 фельдшеру по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи необходим факт контакта с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, с лицами из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, основан на ошибочном толковании норм права.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждено и отделением не опровергнуто, что Моксенкова Т.В. обеспечивала оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, в котором факт контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) как обязательное условие для специальной социальной выплаты не указан.
Кроме того, судом первой инстанции верно учтено, что исполнение должностных обязанностей фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи не предполагает непосредственного контакта с пациентами.
При таких обстоятельствах не может быть признана обоснованной позиция отделения об излишнем несении расходов на специальную социальную выплату Моксенковой Т.В. как фельдшеру по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Несогласие апеллянта с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не является правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 октября 2023 года по делу N А05-7622/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7622/2023
Истец: ООО "СМП "ШАНС"
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: АО ГБУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр"
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3991/2024
26.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3152/2024
26.12.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9214/2023
11.10.2023 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-7622/2023