26 марта 2024 г. |
Дело N А56-118243/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Рябковой И.А. (доверенность от 27.12.2023 N 243, Жамова А.Е. (доверенность от 27.12.2023 N 236), от Жилищно-строительного кооператива N 116 Можаева Е.И. (доверенность от 01.02.2024),
рассмотрев 26.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 116 на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А56-118243/2022,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 116, адрес: 198216, Санкт-Петербург, Ленинский проспект, дом 128, литера "А", ОГРН 1037811024030, ИНН 7805032015 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная улица, дом 1, корпус 2, литера "А", помещение 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1263954-2022/ТКО в части пункта 2.1.1 и 4.1 договора.
Решением суда первой инстанции 25.08.2023 разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора от 30.12.2021 N 1263954-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы следующим образом:
- дополнить пункт 2.1.1. следующего содержания: стоимость оказанных услуг в каждом календарном месяце определяется путем произведения суммы объемов фактически вывезенных отходов каждого типа (твердые коммунальные и крупногабаритные) на цену вывоза одного кубического метра отходов, утвержденного Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга;
- согласовать пункт 4.1. договора от 30.12.2021 N 1263024-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции ответчика.
Постановлением апелляционного суда от 20.12.2023 указанное решение отменено, разногласия между Кооперативом и Обществом урегулированы следующим образом. Пункт 4.1 договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021 N 12633954-2022-ТКО изложен в редакции Общества: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения". Пункт 2.1.1 в договор не включен.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права в части урегулирования разногласий по пункту 4.1 договора, просит изменить (отменить) решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда полностью или в части, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представители Общества, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, заключенного между Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и Обществом (региональный оператор по обращению с ТКО на территории г. Санкт-Петербурга).
Предмет Договора пункт 1.1 - оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Региональный оператор обязуется принимать твердые отходы в объёме и в месте, которые определены в приложении N 1 к настоящему Договору, и обеспечить их сбор, транспортирования, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленной норме единого тарифа за услугу регионального оператора.
При заключении между истцом и ответчиком договора N 1263954-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возникли разногласия по пунктам 2.1.1. и 4.1 договора.
Региональный оператор в редакции Кооператива отклонил протокол разногласий по пунктам 2.1. и 4.1. Договора, а также приложения N 1.
В протоколе разногласий Кооператив (в дальнейшем - Потребитель) предложил дополнить пункт 2.1.1. следующего содержания стоимость казанных услуг в каждом календарном месяце определяется путем произведения суммы объёмов фактически вывезенных отходов каждого типа(твёрдые коммунальные и крупногабаритные) на цену вывоза одного кубического метра отходов, утверждённого Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.
Общество (в дальнейшем - Региональный оператор) ссылается на пункт 148(30) Постановления Правительства РФ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг", а также на распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга N 30-р от 14.07.2017 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга" (далее - распоряжение N 30-р).
В пункте 4.1. в редакции Регионального оператора следующее: стороны согласились производить учет объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и ( или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммунального учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) следующим способом расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО какие нормативы применяются в отношении сторон с даты вступления в силу (начала) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения. Потребитель предложил в протоколе разногласий следующий вариант: стороны согласились производить учет объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов d соответствии с Правилами N 505 следующим способом расчетным путем исходя из фактического количества и объема вывезенных контейнеров.
Поскольку между сторонами по пунктам 2.1.1. и 4.1 договор возникли разногласия, Кооператив обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о включении в договор пункта 2.1.1 стоимость оказанных услуг в каждом календарном месяце определяется путем произведения суммы объёмов фактически вывезенных отходов каждого типа (твёрдые коммунальные и крупногабаритные) на цену вывоза одного кубического метра отходов, утверждённого Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, а также пункта 4.1 в редакции ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции в части включения в договор пункта 4.1. в редакции ответчика, однако не усмотрел правовых оснований для включения в договор пункта 2.1.1.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права в переделах доводов жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 в Правилах N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8 (1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8 (1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Такая позиция поддержана Верховным Судом РФ в определениях от 11.01.2024 N 307-ЭС23-21450 по делу N А56-66706/2022 и от 16.01.2024 N 307-ЭС23-21438 по делу N А56-64923/2022.
При этом, в силу пункта 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 и указал, что, потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 01.07.2022 N 371-р, установлены правила раздельного накопления с разделением на указанные в разделе 4 категории, с необходимостью складирования их в определенные виды контейнеров, соответствующих установленным разделом 6 требованиям, со специальной маркировкой.
При этом для организации разделенного накопления ТКО отходов в многоквартирном доме требуется, в том числе принятие решения всех собственников жилых и нежилых помещений в доме и обращение к региональному оператору с указанием предлагаемой системы накопления отходов. На основании представленных документов региональный оператор направляет соответствующее уведомление, содержащее информацию о месте нахождения площадки для раздельного накопления, тип реализуемой системы раздельного накопления, технические характеристики и количество контейнеров.
Следовательно, несоблюдение указанных правил раздельного накопления свидетельствует об отсутствии у отходообразователя права требовать установления платы за услуги оператора исходя из объема контейнеров.
В данном случае как установили суды, Кооператив не подтвердил осуществление раздельного накопления сортированных ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным актом на территории Санкт-Петербурга.
Ввиду изложенного суды обоснованно изложили пункт 4.1 Договора в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А56-118243/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 116 - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Такая позиция поддержана Верховным Судом РФ в определениях от 11.01.2024 N 307-ЭС23-21450 по делу N А56-66706/2022 и от 16.01.2024 N 307-ЭС23-21438 по делу N А56-64923/2022.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2024 г. N Ф07-3598/24 по делу N А56-118243/2022