26 марта 2024 г. |
Дело N А21-8527/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 26.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу N А21-8527/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Россети Янтарь", адрес: 236022, Калининград, Театральная улица, дом 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская улица, дом 4 (далее - Управление), о признании незаконными вынесенных Управлением решения от 12.07.2022 N 039/07/3-593/2022 и предписания от 12.07.2022 N 27-Т/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СБ "Регион", 236016, Калининград, улица 1812 года, дом 126, литер А, помещение XLII, ИНН 3906900775, ОГРН 1153926000150 (далее - ООО "СБ "Регион").
Решением суда первой инстанции от 19.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 13.10.2023 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверено в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 25.05.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru/) (далее - ЕИС) опубликовано извещение N 32211415534 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования по титулу "Реконструкция распределительных сетей 6-10 кВ в г. Калининграде с заменой КЛ 6 кВ протяженностью 27,675 км (без прироста), КЛ 10 кВ протяженностью 27,762 км (без прироста) и перевод ВЛ 6-10 кВ общей протяженностью 6,82 км в кабельное исполнение. Модернизация 300 ТП, РП 6-10 кВ с установкой пунктов учета электроэнергии и устройств телемеханики в г. Калининграде" (I этап) Лот 1" (далее - конкурс).
Закупка проводится на электронной торговой площадке АО "Российский аукционный дом" (далее - ЭТП) в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Дата начала срока подачи заявок на участие в конкурсе - 25.05.2022.
Дата окончания срока подачи заявок - 10.06.2022 года в 14 час. 00 мин. Дата подведения итогов - 24.06.2022.
Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 143 720 176,32 рублей с НДС / 119 766 813,60 рублей без НДС.
В соответствии с извещением N 32211415534 о проведении конкурса, документацией о закупке (утверждена 25.05.2022 на заседании Центральной конкурсной комиссии; далее - документация о закупке) количество поставляемого товара/ объем выполняемой работы/ объем оказываемой услуги и описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено в разделе V "Техническое задание" документации о закупке. Все указания в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара следует читать со словами "или эквивалент".
На основании пункта 4.2.1 Единого стандарта закупок ПАО "Россети" (Положение о закупке), утвержденного решением Совета директоров ПАО "Россети" (далее - Положение о закупке) заказчиком АО "Россети Янтарь" 01.06.2022 внесены изменения в извещение о проведении закупки и в документацию о закупке; соответствующее извещение о внесении изменений опубликовано 01.06.2022 в ЕИС и на ЭТП.
ООО "СБ "Регион" 10.06.2022 направило заявку на участие в конкурсе с приложением полного комплекта документов и сведений, поименованных в пункте 17 информационной карты закупки (часть II документации о закупке).
В соответствии с протоколом вскрытия от 10.06.2022 N 201483, на участие в конкурсе поступили заявки ООО "СБ "Регион", ООО "Прософт-Системы", ООО "Трансэнергоснаб" и ООО "СКБ Электронного приборостроения". Согласно протоколу от 24.06.2022, по результатам рассмотрения общих частей заявок, направленных ООО "СБ "Регион", ООО "Трансэнергоснаб" и ООО "СКБ Электронного приборостроения", общие части заявок этих юридических лиц отклонены от дальнейшего рассмотрения в силу несоответствия требованиям Положения о закупке и документации о закупке. Заявка ООО "Прософт-Системы" допущена к дальнейшему рассмотрению.
Этим же протоколом от 24.06.2022 на основании подпункта "в" пункта 7.5.1 Положения о закупке конкурс признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок принято решение о допуске только одного участника закупки.
В силу пункта 7.5.3 Положения о закупке принято решение о заключении договора с ООО "Прософт-Системы" как с единственным участником закупки, соответствующим требованиям документации о закупке. Как следует из протокола от 24 июня 2022 года, основанием для отклонения от дальнейшего рассмотрения заявки ООО "СБ "Регион" послужили выводы заказчика со ссылкой на пункт 3.5.6 части I документации о закупке о том, что в соответствии с проектной документацией (соответствующие разделы, подразделы, части, книги) (приложение к техническому заданию (часть V документации о закупке) заказчиком указано оборудование - шкаф ССПИ производства завода-изготовителя "Прософт-Системы".
В соответствии с требованиями проектной документации, в состав шкафа ССПИ должны входить: контроллер ССПИ, многофункциональный измерительный преобразователь, блок питания с функцией UPS TRIO-UPS, аккумуляторная батарея 12 В, 12 Ач, катушка Роговского в комплекте с кабелем 10 м, GSM антенна в комплекте с кабелем и кронштейном.
В протоколе от 24.06.2022 АО "Россети Янтарь" указало, что ООО "СБ "Регион" в своем техническом предложении предлагает аналогичный товар ("товар эквивалент") - шкаф "ИНБРЭС-ШТМ" (производитель ООО "ИНБРЭС").
При этом в нарушение требований пункта 3.5.6 части I документации о закупке в техническом предложении отсутствуют сведения в отношении полного состава предлагаемых шкафов и не приведены конкретные значения характеристик предлагаемой продукции по каждому показателю требований, изложенных в проектной документации.
Посчитав, что заявка ООО "СБ "Регион" не содержит информацию, требование о предоставлении которой установлено в документации о закупке, заказчиком принято решение об отклонении заявки ООО "СБ "Регион" на основании подпункта "д" пункта 5.4.2 части I документации о закупке.
ООО "СБ "Регион" не согласилось с решением АО "Россети Янтарь" об отклонении заявки и 01.07.2022 в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) обратилось с соответствующей жалобой в УФАС.
Решением УФАС от 12.07.2022 N 039/07/3-593/2022 жалоба ООО "СБ "Регион" на действия заказчика - организатора торгов АО "Россети Янтарь" при проведении упомянутого конкурса признана частично обоснованной. Закупочная комиссия заказчика - организатора торгов АО "Россети Янтарь" признана нарушившей пункт 2 части 1 и часть 6 статьи 3 Закона о закупках. Решено выдать заказчику - организатору торгов АО "Россети Янтарь", закупочной комиссии заказчика (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении нарушений.
На основании решения антимонопольный орган по правилам статьи 23 Закона N 135-ФЗ выдал АО "Россети Янтарь" предписание от 12.07.2022 N 27-Т/2022, согласно которому заказчику - организатору торгов АО "Россети Янтарь", закупочной комиссии заказчика - организатора торгов (в части имеющихся полномочий) предписано устранить нарушения пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, для чего в срок не позднее 29.07.2022:
- отменить протокол заочного заседания закупочной комиссии о рассмотрении заявок участников и подведении итогов от 24.06.2022 N 2/32211415534;
- вернуться на стадию рассмотрения общих частей заявок участников на участие в конкурсе в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования по титулу "Реконструкция распределительных сетей 6-10 кВ в г. Калининграде с заменой КЛ 6 кВ протяженностью 27,675 км (без прироста), КЛ 10 кВ протяженностью 27,762 км (без прироста) и перевод ВЛ 6-10 кВ общей протяженностью 6,82 км в кабельное исполнение. Модернизация 300 ТП, РП 6-10 кВ с установкой пунктов учета электроэнергии и устройств телемеханики в г. Калининграде" (I этап) Лот 1" (извещение N 32211415534 в ЕИС).
АО "Россети Янтарь" также надлежит в письменном виде сообщить Управлению об исполнении предписания, представив доказательства исполнения предписания.
Общество не согласилось с вышеуказанными решением и предписанием Управления и оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых решения и предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с решение суда первой инстанции и оставил его без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Советом директоров ПАО "Россети" 17.12.2018 утвержден Единый стандарт закупок ПАО "Россети" (Положение о закупке), пунктом 8.1.6.5 которого установлено, что требования к участникам закупки, а также критерии и порядок оценки заявок устанавливаются в документации о закупке в соответствии с приложением 2 к Положению о закупке "Требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок" (пункт 13.2 Положения о закупке), и могут касаться иных требований и критериев, установленных в соответствии с приложением 2 к названному Положению.
В соответствии с пунктом 8.1.6.11 Положения о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке.
Приложением 2 к Положению о закупке являются "Типовые требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок" (далее - Типовые требования).
Пунктом 7.2 Типовых требований установлено, что требования о предоставлении участником в составе заявки документов и сведений утверждаются закупочной комиссией и устанавливаются в зависимости от способа закупки, предмета и условий заключаемого по результатам закупки договора, установленных в документации о закупке отборочных критериев и критериев оценки.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5.4.2 части I документации о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника на этапе рассмотрения общих частей заявок в случае несоответствия заявки участника требованиям, установленным в закупочной документации, в том числе требованиям к содержанию и оформлению заявки, несоответствия по сроку действия оферты.
Требования к содержанию заявки на участие в закупке установлены разделом 3 части I документации о закупке.
В пункте 3.5.5 части I документации о закупке установлено, что описание участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик, осуществляется участниками закупки в соответствии с требованиями части V документации "Техническая часть" по формам, установленным в ее части III "Образцы форм для заполнения участниками закупки".
Согласно разделу "Техническая часть" документации о закупке технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе приложения N 2 к документации о закупке "Техническое задание".
Исчерпывающий перечень оборудования, являющегося предметом закупки, - шкафы ССПИ (САВС) в количестве 150 штук, поименован в разделе 8 Технического задания, а также в пункте 1.7.7 документации о закупке.
Пунктом 5.7 Технического задания установлено, что предлагаемое оборудование должно соответствовать техническому заданию и проектной документации, являющейся приложением к Техническому заданию.
При этом поставка товара с абсолютно аналогичными техническими характеристиками и потребительскими свойствами (пункт 5.9 Технического задания).
Пунктом 3.5.6 части I документации о закупке предусмотрено, что участник закупки должен принять во внимание, что, если иное не установлено документацией о закупке, ссылки в документации о закупке на конкретный тип продукции, производителя, носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер. Участник закупки может представить в своей заявке иные типы продукции, при условии, что произведенные замены совместимы между собой, по существу равноценны (эквивалентны) или превосходят по качеству требуемую продукцию, указанную в части V "Техническая часть". В случае предложения участником закупки продукции иного типа ("аналог", "товар эквивалент") и в случае, если в документации о закупке установлено требование о соответствии продукции требованиям конкретных государственных стандартов, технических условий, стандартов организации либо проектной документации, участник закупки в составе своего технического предложения (входящего в заявку участника) должен привести конкретные значения характеристик предлагаемой продукции по каждому показателю требований, изложенных в государственных стандартах, технических условиях, стандартах организации и проектной документации, требование о соответствии которым установлено в документации о закупке.
В пункте 5.14 Технического задания установлены конкретные технические требования, которым должно соответствовать оборудование; установлены требования к шкафу ССПИ (САВС) и контроллеру САВС.
В данном случае суды установили, что в проектной документации заказчиком указано оборудование - шкаф ССПИ производства завода-изготовителя "Прософт-Системы". В состав шкафа ССПИ должны входить: контроллер ССПИ, многофункциональный измерительный преобразователь, блок питания с функцией UPS TRIO-UPS, аккумуляторная батарея 12 В, 12 Ач, катушка Роговского в комплекте с кабелем 10 м, GSM антенна в комплекте с кабелем и кронштейном.
Суды указали, что ООО "СБ "Регион" предложило аналогичный товар ("товар эквивалент") - шкаф "ИНБРЭС-ШТМ" (производитель ООО "Инбрэс").
Закупочная комиссия заказчика посчитала, что в нарушение требований пункта 3.5.6 части I документации о закупке в техническом предложении участника отсутствуют сведения в отношении полного состава предлагаемых шкафов и не приведены конкретные значения характеристик предлагаемой продукции по каждому показателю требований, изложенных в проектной документации.
Вместе с тем, судами установлено, что направленное ООО "СБ "Регион" в составе заявки техническое предложение подготовлено по форме, установленной в части III "Образцы форм для заполнения участниками закупки" и содержало конкретные предложения участника по всем приведенным в пункте 5.14 Технического задания характеристикам поставляемого оборудования (шкаф ССПИ (САВС) и контроллер САВС).
В техническом предложении ООО "СБ "Регион" выразило свое согласие на поставку товара в полном соответствии с документацией о закупке, в том числе с Техническим заданием и проектом договора, и представило в табличной форме сведения о конкретных значениях показателей продукции, соответствующих требованиям документации о закупке (пункту 5.14 Технического задания).
Суды не выявили, что предложенное ООО "СБ "Регион" оборудование и оборудование завода-изготовителя "Прософт-Системы" (указанное в проектной документации) относятся к разным типам продукции в силу различия их назначения, принципов работы, конструкций и технических параметров.
В пункте 5.14 Технического задания указаны характеристики к типам оборудования: "Шкаф ССПИ (САВС)" и "Контролер САВС".
Как установлено судами, в техническом предложении ООО "СБ "Регион" указаны характеристики оборудования "Шкаф ССПИ (САВС)" и "Контролер САВС", которые по всем параметрам совпадают с параметрами, указанными в пункте 5.14 Технического задания.
Также судами установлено, что проектная документация не содержит иных требований к поставляемой продукции, помимо тех, которые приведены в пункте 5.14 Технического задания и подлежали бы отражению в техническом предложении участника закупки.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды мотивированно согласились с выводом Управления о незаконном отклонении заявки ООО "СБ "Регион" от участия в закупке, что свидетельствует о нарушении АО "Россети Янтарь" требований пункта 2 части 1 части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу N А21-8527/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
...
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды мотивированно согласились с выводом Управления о незаконном отклонении заявки ООО "СБ "Регион" от участия в закупке, что свидетельствует о нарушении АО "Россети Янтарь" требований пункта 2 части 1 части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2024 г. N Ф07-22720/23 по делу N А21-8527/2022
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22720/2023
13.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7362/2023
11.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8559/2023
21.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3170/2023
11.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3168/2023
19.01.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8527/2022