26 марта 2024 г. |
Дело N А56-41290/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 27.12.2023), Азизова О.Р. (доверенность от 09.01.2024), от товарищества собственников жилья "Рубинштейна 27" Новикова А.В. (доверенность от 20.04.2023),
рассмотрев 20.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Рубинштейна 27" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2023 по делу N А56-41290/2023,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Рубинштейна 27", адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 27, лит. А, кв. 104, ОГРН 1227800150710, ИНН 7840103050, (далее -ТСЖ "Рубинштейна 27", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжений Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - ГЖИ, Инспекция) от 08.12.2022 N 4072-рл "О приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург", от 25.01.2023 N 228-рл "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург", об оспаривании бездействий, выразившихся в непроведении Инспекцией внеплановой проверки на основании части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс, ЖК РФ), а также обязании Инспекции исключить из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург сведения о многоквартирном доме по вышеуказанному адресу.
Судом к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района", адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д.5, ОГРН 10898447181148, ИНН 7840389346 (далее - ООО "ЖКС N 2") и общество с ограниченной ответственностью "Зевс", адрес: 191036, Санкт-Петербург, 3-я Советская ул, д.7, лит.А, пом. 8Н, оф.2р.м.4, ОГРН 1227800069419, ИНН 7842204061 (далее - ООО "Зевс").
Решением суда от 03.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.11.2023, Товариществу отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В кассационной жалобе Товарищество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение и восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя. Податель жалобы указывает на необоснованность, в случае представления в Инспекцию уведомления о начале осуществления ТСЖ деятельности по управлению многоквартирным домом, применения пунктов 5 и 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр; далее - Порядок N 938/пр; Порядок). Как полагает Товарищество, представленный ООО "Зевс" протокол от 24.12.2022 N 11 не может служить основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий (т.е. служить обоснованием законности распоряжения от 25.01.2023 N 228-рл), а основанием для проведения внеплановой проверки. Кроме того, ТСЖ обращает внимание на то, что третье требование об оспаривании бездействия ГЖИ в непроведении внеплановой проверки на основании части 3 статьи 198 ЖК РФ судами вообще не рассматривалось.
Рассмотрение кассационной жалобы отложено на 20.03.2024 на 15 часов 10 минут (определение от 21.02.2024).
Определением председателя пятого судебного состава И.Г. Савицкой от 18.03.2024 для рассмотрения кассационной жалобы товарищества собственников жилья "Рубинштейна 27" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2023 по делу N А56-41290/2023 произведена замена судьи Толкунова В.М., ранее принимавшего участие в рассмотрении дела, на судью Аникину Е.А., в связи с нахождением судьи Толкунова В.М. в отпуске.
Рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы жалобы, а представители ГЖИ с доводами кассационной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 25.11.2022 от Товарищества в Инспекцию поступило уведомление о начале осуществления деятельности по управлению ТСЖ "Рубинштейна 27" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, улица Рубинштейна, д. 27 лит. А (далее - МКД).
Инспекцией по итогам рассмотрения заявления вынесено распоряжение от 08.12.2022 N 4072-рл о приостановлении рассмотрения заявления ТСЖ о внесении изменений в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург (далее - Реестр).
В период приостановления рассмотрения заявления ТСЖ в Инспекцию поступили решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленные протоколом от 24.12.2022, согласно которым собственниками помещений в указанном МКД, принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "Зевс".
Распоряжением Инспекции от 25.01.2023 N 228-рл Товариществу на основании подпункта "б" пункта 7, подпункта "а" пункта 9 Порядка N 938/пр отказано во внесении изменений в Реестр лицензий упомянутого МКД, в связи с несоответствием заявления и документов условиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Порядка (представленный протокол общего собрания от 05.11.2022 не является последним решением собственников в МКД).
Не согласившись с вышеуказанными распоряжениями от 08.12.2022 N 4072-рл и от 25.01.2023 N 228-рл, а также бездействием Инспекции, выразившимся в непроведении внеплановой проверки на основании части 3 статьи 198 ЖК РФ, Товарищество обратилось в суд с настоящим заявлением заявив также требование об обязании Инспекции исключить из Реестра лицензий сведения о многоквартирном доме по вышеуказанному адресу.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на правомерность оспариваемых распоряжений 08.12.2022 N 4072-рл и от 25.01.2023 N 228-рл (с тем содержанием и обоснованием, которые установлены судом).
Изучив материалы дела и доводы жалобы ТСЖ, суд кассационной инстанции находит доводы кассационной жалобы обоснованными.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 7 статьи 135 ЖК РФ).
Из системного толкования норм статей 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 135, 191, 192, 195, 198 Жилищного кодекса, Порядка N 938/пр следует, что сведения об управлении МКД товариществом собственников недвижимости не включаются в реестр лицензий, поскольку оно не является лицензиатом и осуществляет деятельность по управлению МКД на основании принятого собственниками решения непосредственно с момента своей государственной регистрации в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ (такая позиция, изложенная судами в рамках рассмотрения дела N А41-24685/2022 поддержана Верховным судом Российской Федерации определением от 14.06.2023 N 305-ЭС23-8873).
В случае изменения способа управления МКД (ранее управлявшегося управляющей организацией на управление ТСЖ), Инспекцией вносятся изменения в реестр лицензий об исключении сведений о МКД из перечня домов, управление которыми осуществляется управляющей организацией, на основании уведомления ТСЖ, направленного в Инспекцию с приложением документов, предусмотренных подпунктом "д" пункта 3 Порядка N 938/пр.
Так подпунктом "д" пункта 3 Порядка предусмотрено, что в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с выбором способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом прилагаются следующие документы:
- сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора;
- сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о дате начала управления многоквартирным домом в системе;
- копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В рассматриваемом случае во исполнение вышеизложенных требований, от Товарищества в Инспекцию 25.11.2022 поступило уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом ТСЖ "Рубинштейна 27", с приложением к заявлению копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии листа единого государственного реестра юридических лиц, доказательство направления протокола в адрес Инспекции, копии уведомления ООО "ЖКС N 2", копии уведомления о расторжении договора с ООО "ЖКС N 2", копия Устава ТСЖ.
Согласно пункту 6 данного Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Пунктом 7 Порядка N 938/пр определено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Рассмотрев представленные документы, актом от 07.12.2022 Инспекция установила отсутствие признаков ничтожности в решении общего собрания собственников, оформленного протоколом от 05.11.2022 N 01.
Однако, в заключении от 08.12.2022 по результатам проверки заявления и документов, представленных Товариществом, Инспекция констатировала несоответствие подпункта "б" пункта 5 и подпункта "в" пункта 5 Порядка N 968. Так, прилагаемые к уведомлению документы, не содержали сведений о размещении копии протокола от 21.11.2022 N2/22 очередного заседания Правления ТСЖ "Рубинштейна 27" о дате начала управления МКД в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее- система).
Кроме того, установлено, что сведения о МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 27, размещены в разделе Реестра, содержащем перечень адресов многоквартирных домов управление которыми осуществляет ООО "ЖКС N 2". При этом, в связи с расторжением договора управления МКД по указанному адресу лицензиат ООО "ЖКС N 2" в Инспекцию не обращался.
Для получения недостающей информации, воспользовавшись правом, предусмотренным пунктом 7 Порядка N 938/пр, Инспекция 08.12.2022 вынесла распоряжение N 4072-рл о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в Реестр, направив в адрес ТСЖ "Рубинштейна 27", а также ООО "ЖКС N 2" соответствующие запросы.
Согласно Приказу Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ, предусмотрен Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 N 368/691/пр.
Приказом от 29.09.2015 N 368/691/пр установлено, что в составе сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства "в системе" подлежат размещению электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы (пункт 2.1 Состава сведений).
Согласно подпункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" эксплуатация ГИС ЖКХ осуществляются, в том числе на основе принципа открытости, прозрачности и общедоступности информации, содержащейся в ГИС ЖКХ, недискриминационный доступ к такой информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
При рассмотрении спора надлежало проверить предпринимались ли ТСЖ меры по размещению копии протокола от 21.11.2022 N 2/22 очередного заседания Правления ТСЖ "Рубинштейна 27" о дате начала управления МКД в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее- система).
Суды двух инстанций также проверили законность вынесения Распоряжения Инспекции от 25.01.2023 N 228-рл об отказе ТСЖ во внесении изменений в Реестр лицензий, отметив следующее.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"- "е" пункта 5 настоящего Порядка (подпункт "а"); несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка (подпункт "б").
Поскольку в период приостановления рассмотрения заявления ТСЖ в Инспекцию поступили решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленные протоколом от 24.12.2022, согласно которым собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 27 лит. А, принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "Зевс" (кворум имелся, собрание было правомочным-акт от 12.01.2023 N б/н), означенные обстоятельства Инспекция расценила как достаточные основания (на основании части 3 статьи 198 Жилищного Кодекса, подпункта "б" пункта 7, подпункта "а" пункта 9 Порядка) для принятия 05.01.2023 Распоряжение N 228-рл об отказе от внесения изменений в Реестр лицензий.
Между тем, согласно части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания (часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ).
Обстоятельства проведения такой проверки (либо ее невозможности) судами не устанавливались.
Тогда как проведение внеплановой проверки способствовало бы разрешению спорного вопроса с желаемым ТСЖ результатом. Так от собственников помещений МКД в Инспекцию поступили заявления об их неучастии в общем собрании, оформленном протоколом от 24.12.2022 (о выборе в качестве управляющей компании ООО "Зевс"), по результатам исследования которых установлены ГЖИ признаки ничтожности решения общего собрания по вопросу выбора управляющей компании, что послужило основанием для издания 27.02.2023 распоряжения от отказе лицензиату - ООО "Зевс" во внесении изменений в Реестр лицензий (письмо ГЖИ от 10.03.2023 N ОБ-4411-1/23-0-1).
Следовательно, по настоящему делу судами (ввиду ошибочной правовой позиции) не выяснены все значимые обстоятельства, связанные с формированием ГЖИ правового обоснования законности оспариваемого Распоряжения от 25.01.2023 N 228-рл.
Все означенные выше вопросы подлежат решению ввиду предмета доказывания по настоящему делу, изложенного выше толкования норм права, положений статьи 200 АПК РФ. Эти вопросы являются не только вопросами права, но и вопросами факта, требуют дополнительного исследования и повторной оценки доказательств.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статья 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ); поэтому необходимо новое рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Суд округа также соглашается с утверждением ТСЖ о нерассмотрении судами всех его требований.
Как усматривается из заявления Товарищества, им заявлено не только требование о проверке законности двух распоряжений от 08.12.2022 N 4072-рл и от 25.01.2023 N 228-рл, но об оспаривании бездействия, выразившегося в непроведении Инспекцией внеплановой проверки на основании части 3 статьи 198 Жилищного кодекса, а также обязании Инспекции исключить из Реестра лицензий сведения о МКД по вышеуказанному адресу. Доказательств того, что Товарищество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило свои требовании и частично отказалось от них в деле отсутствуют.
Нерассмотрение заявления в полном объеме служит безусловным основанием для направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит принять во внимание указанное выше толкование закона, оценить представленные участниками спора доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне и объективно установить все значимые обстоятельства дела, после чего принять законное и обоснованное решение, распределив в порядке статьи 110 АПК РФ судебные расходы, возникшие в связи с рассмотрением дела в судах трех инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2023 по делу N А56-41290/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в период приостановления рассмотрения заявления ТСЖ в Инспекцию поступили решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленные протоколом от 24.12.2022, согласно которым собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 27 лит. А, принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "Зевс" (кворум имелся, собрание было правомочным-акт от 12.01.2023 N б/н), означенные обстоятельства Инспекция расценила как достаточные основания (на основании части 3 статьи 198 Жилищного Кодекса, подпункта "б" пункта 7, подпункта "а" пункта 9 Порядка) для принятия 05.01.2023 Распоряжение N 228-рл об отказе от внесения изменений в Реестр лицензий.
Между тем, согласно части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания (часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2024 г. N Ф07-1135/24 по делу N А56-41290/2023