28 марта 2024 г. |
Дело N А56-68735/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К., Старченковой В.В.,
при участии от Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения" Кипрельской И.В. (доверенность от 09.01.2024 N 9),
рассмотрев 26.03.2024 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения" и Комитета по социальной защите населения Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2023 по делу N А56-68735/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Предприятия бытового обслуживания населения "Меркурий - В", адрес: 188382, Ленинградская область, Гатчинский район, городской поселок Вырица, улица Баркановская, дом 3, ОГРН 1024702087024, ИНН 4719011390 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения", адрес: 195197, Санкт-Петербург, улица Замшина, дом 6, литер А, ОГРН 1157847387906, ИНН 7804550977 (далее - Учреждение), о взыскании 207 583 руб. 73 коп. неосновательного обогащения в виде не возмещенной стоимости оказанных Обществом услуг по погребению, 17 363 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 01.09.2022 и далее по день фактической оплаты суммы неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по социальной защите населения Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, улица Лафонская, дом 6, литер А, ОГРН 1027802503189, ИНН 4700000571 (далее - Комитет), Администрация Рождественского сельского поселения муниципального района, Администрация Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района, Администрация Веревского сельского поселения Гатчинского муниципального района, Администрация Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района, Администрация Кобринского сельского поселения Гатчинского муниципального района (далее вместе - Администрации).
Решением суда первой инстанции от 14.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.10.2023, уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ). Вывод судов о том, что Общество является специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органами местного самоуправления, противоречит нормам действующего законодательства, не предусматривающим возможность наделения таким статусом коммерческой организации на конкурсной основе. Податель жалобы полагает, что специализированной организацией может быть лишь муниципальное учреждение или предприятие. Как указывает податель жалобы, по этой причине между Обществом и Учреждением не могло быть и не было заключено соглашение о возмещении стоимости услуг по погребению, отсутствие которого является основанием для отказа в иске. Общество, заключив договоры об оказании ритуальных услуг с Администрациями, должно требовать оплату оказанных услуг от сельских поселений.
Доводы кассационной жалобы Комитета аналогичны доводам жалобы Учреждения.
В отзыве Общество возражает против доводов кассационных жалоб и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебное заседание 06.02.2024 явился представитель Учреждения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.02.2024 (судьи Пастухова М.В., Серова В.К., Старченкова В.В.) рассмотрение кассационной жалобы Учреждения на основании статьи 158 АПК РФ и пункта 40 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" было отложено на 26.03.2024 на 10 час. 50 мин. для совместного рассмотрения с кассационной жалобой Комитета.
После отложения судебное разбирательство продолжено тем же составом суда.
От Комитета в суд округа 14.03.2024 поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с очередным отпуском представителя Комитета, участвующего в судебных разбирательствах по настоящему делу, и отсутствием иных представителей для участия в судебном заседании.
В силу части 5 статьи 158 АПК РФ отложение судебного разбирательства в связи с заявлением стороной ходатайства об отложении судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В настоящем деле необеспечение лицами, участвующими в деле, явки своих представителей в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационных жалоб по существу.
На основании изложенного, рассмотрев заявленное ходатайство Комитета, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для отложения судебного заседания.
В судебном заседании 26.03.2024 представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в своей кассационной жалобе и жалобе Комитета.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договоров от 08.06.2021, 12.03.2020, 22.11.2016, 15.03.2021, 11.01.2021, 04.12.2020 (далее - договоры), заключенных соответственно с Администрациями Рождественского сельского поселения, Вырицкого сельского поселения, Веревского сельского поселения, Новосветского сельского поселения, Кобринского сельского поселения Гатчинского муниципального района, осуществляло функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории перечисленных муниципальных образований и оказывало ритуальные услуги в соответствии со статьями 9, 12 Закона N 8-ФЗ.
Во исполнение условий заключенных договоров Общество по заданию местных муниципальных органов осуществило захоронение 33 тел умерших, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не относились к категории пенсионеров, умершего ребенка по истечении 154 дней беременности, а также лиц, личность которых не была установлена органами внутренних дел.
Полагая, что обязанность возместить затраты, понесенные в связи с захоронением указанных лиц, лежит на Учреждении, Общество 01.07.2019 на основании пункта 3.3 Порядка предоставления социального пособия и возмещения стоимости услуг на погребение умерших граждан отдельных категорий в Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 15.02.2019 N 53 (далее - Порядок), обратилось к Учреждению с заявлением о заключении соглашения о возмещении стоимости услуг на погребение умерших граждан отдельных категорий в Ленинградской области.
Отказ Учреждения в заключении с Обществом соответствующего соглашения и в возмещении ему понесенных затрат (письмо от 29.07.2019 N 2-01- 19/4286) явился основанием для предъявления настоящего иска.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь нормами Закона N 8-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", областного закона Ленинградской области от 17.11.2017 N 72-ОЗ "Социальный кодекс Ленинградской области" (далее - Социальный кодекс), статьями 1102 и 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, установили факт оказания Обществом услуг на погребение умерших граждан отдельных категорий и в отсутствие доказательств их оплаты удовлетворили иск за счет Учреждения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалоб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
На основании статьи 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела умершего на кладбище; погребение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ услуги по погребению, указанные в пункте 1 этой статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В пункте 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ указано, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 названного Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
С учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 29.01.2020 N 61, от 28.01.2021 N 73, от 27.01.2022 N 57 размер выплаты в 2020 году составлял 6 124 руб. 86 коп., в 2021 году - 6 424 руб. 98 коп., в 2022 году - 6 964 руб. 68 коп.
В пункте 2 статьи 10 Закона N 8-ФЗ указано, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Таким органом в Ленинградской области является Учреждение (пункт 1.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона N 8-ФЗ услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
Как следует из частей 4 - 6 Социального кодекса, возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела по погребению умершего либо в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности осуществляется в случае отсутствия супруга (супруги), близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, за погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел личности умершего, а также погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Возмещение стоимости услуг осуществляется при условии, если умерший на день смерти не являлся пенсионером и не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, за исключением возмещения стоимости услуг по погребению умершего, личность которого не установлена органами внутренних дел.
Возмещение стоимости услуг по погребению осуществляется специализированной службе по вопросам похоронного дела, созданной в соответствии со статьей 29 Закона N 8-ФЗ, в размере, определенном на дату погребения умершего и равном стоимости услуг, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
Согласно пункту 3.1 Порядка возмещение стоимости услуг специализированной службе согласно гарантированному перечню услуг по погребению осуществляется в соответствии с частями 4 - 6 статьи 11.1 Социального кодекса.
Пунктом 3.3 Порядка предусмотрено заключение соглашения между Учреждением и специализированной службой.
Возмещение стоимости услуг по погребению осуществляется в 10-дневный срок со дня обращения специализированной службы при условии представления документов, предусмотренных пунктом 3.3 настоящего Порядка (пункт 3.5 Порядка).
Как указано в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2018 N 9-АПГ18-9, из положений статей 9 и 10 Закона N 8-ФЗ в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в соответствии со статьей 29 Закона N 8-ФЗ в спорный период являлось специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органами местного самоуправления Сусанинского сельского поселения, Новосветского сельского поселения, Кобринского сельского поселения, Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, на которое в соответствии с указанным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела определен каждым органом местного самоуправления самостоятельно на территории каждого поселения.
Иной специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории указанных поселений не имеется.
Факт оказания Обществом услуг подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается Учреждением и Комитетом.
Из материалов дела также следует, что Обществу отказано в заключении соглашения о возмещении стоимости услуг на погребение умерших граждан отдельных категорий в Ленинградской области и возмещении фактически понесенных расходов.
Размер заявленных Обществом расходов на погребение соответствует пункту 1 статьи 10 Закона N 8-ФЗ.
Суды приняли во внимание, что Общество, действуя как добросовестный исполнитель (специализированная служба по вопросам похоронного дела) по договорам, заключенным с органами местного самоуправления, обязано производить за свой счет захоронение вышеуказанных категорий граждан, но не получает соответствующего возмещения понесенных расходов за счет средств бюджета Ленинградской области.
Доводы подателей жалоб о том, что спорная сумма расходов подлежит возмещению Обществу органами местного самоуправления, заключившими с ним соответствующие договоры, отклоняются судом округа как противоречащие пункту 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ, согласно которому стоимость услуг возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Кроме того, областным законом Ленинградской области от 09.04.2018 N 28-оз прекращено с 01.07.2018 осуществление администрациями муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти Ленинградской области, и отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере социальной защиты населения, которыми органы местного самоуправления были наделены областным законом от 30.12.2005 N 130-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения" (далее - Закон N 130-оз), в связи с наступлением обстоятельств, при которых дальнейшее осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий становится нецелесообразным.
Пунктом 12 статьи 2 Закона N 130-оз органы местного самоуправления наделялись государственными полномочиями по назначению социального пособия и возмещению стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела на погребение умерших граждан отдельных категорий, право которых определено областным законом "Социальный кодекс Ленинградской области".
Вопреки доводам подателей жалоб признание в последующем (после спорного периода) решениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам N N А56-38360/2023, А56-38362/2023, А56-38364/2023 недействительными договоров, заключенных Обществом с Администрациями, не отменяет факт оказания услуг по захоронению отдельных категорий граждан и необходимости возмещения затрат, понесенных при их оказании.
Суд округа принимает во внимание, что деятельность Общества по захоронению отдельных категорий граждан не противоречит публичному порядку Российской Федерации и соответствует традиционным культурно-нравственным ценностям.
С учетом установленных обстоятельств дела суды правомерно удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Иное толкование подателями жалоб норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2023 по делу N А56-68735/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения" и Комитета по социальной защите населения Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в соответствии со статьей 29 Закона N 8-ФЗ в спорный период являлось специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органами местного самоуправления Сусанинского сельского поселения, Новосветского сельского поселения, Кобринского сельского поселения, Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, на которое в соответствии с указанным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
...
Размер заявленных Обществом расходов на погребение соответствует пункту 1 статьи 10 Закона N 8-ФЗ.
...
Доводы подателей жалоб о том, что спорная сумма расходов подлежит возмещению Обществу органами местного самоуправления, заключившими с ним соответствующие договоры, отклоняются судом округа как противоречащие пункту 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ, согласно которому стоимость услуг возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2024 г. N Ф07-22268/23 по делу N А56-68735/2022