27 марта 2024 г. |
Дело N А56-43855/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Строительномонтажный поезд N 375" генерального директора Борисенкова А.В. (решение единственного участника общества от 18.10.2022 N 14), от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области Кирилловой Е.М. (доверенность от 09.01.2024 N 1),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительномонтажный поезд N 375" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу N А56-43855/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительномонтажный поезд N 375", адрес: 196006, Санкт-Петербург, Рощинская ул., д. 3, лит. Е, оф. 11, ОГРН 1037851003497, ИНН 7826085000 (далее - ООО "СМП-375"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского Муниципального района Ленинградской области, адрес: 187342, г. Кировск, Новая ул., д. 1, ОГРН 1024701335515, ИНН 4706000923 (далее - КУМИ), о признании недействительным уведомления от 13.02.2023 N КУМИ-исх-2920/2023 о сумме годовой арендной платы по договору N1523-3 от 20.07.2009, о признании действий КУМИ по расчету арендной платы незаконными.
Решением суда от 07.08.2023 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 27.11.2023 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "СМП-375" просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается на то, что КУМИ с 01.01.2017 не является арендодателем по договору аренды земель для несельскохозяйственных целей от 20.07.2009 N 1523-з, в связи с чем не имеет полномочий на совершение юридически значимых действий в рамках заключенного договора от 20.07.2009 N 1523-з, уведомление N КУМИ-исх-2920/2023 от 13.02.2023 оформлено ненадлежащим лицом; при расчете арендной платы незаконно применено значение "Кри" - коэффициент разрешенного использования в размере 2 как для промышленного строительства по истечении указанного срока строительства. По мнению подателя жалобы, доводы суда апелляционной жалобы относительно соглашения о взаимодействии от 30.12.2022, заключенного между администрацией и КУМИ необоснованны, в материалах дела отсутствует соглашение о взаимодействии от 30.12.2022.
Податель жалобы ссылается на то, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, применен закон не подлежащий применению. По мнению подателя жалобы, приказ Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 11.01.2016 N 2 не является нормативным документом, не распространяется на отношения сторон в рамках заключенного договора аренды от 20.07.2009 N1523-з, не подлежит применению.
В отзыве на кассационную жалобу КУМИ просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "СМП-375" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель КУМИ обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между КУМИ (арендодатель) и ООО "СМП-375" (арендатор) на основании постановления главы администрации муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области N 1776 от 06.05.2009 заключен договор аренды земель для несельскохозяйственных целей от 20.07.2009 N 1523-3, предметом которого является земельный участок площадью 9 900 кв. м с кадастровым номером 47:16:08-01-012:0097, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кировский район, п. Мга, ул. Железнодорожная, уч. 2, земли населенный пунктов, с разрешенным использованием - "для строительства производственной базы по ремонту устройств транспорта", в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка (пункт 1.1 договора).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 27.11.2009, номер регистрации 47-78-20/051/2009-307, зарегистрировано обременение указанного земельного участка в виде аренды.
Договор заключен сроком до 16.04.2012. Условия заключенного договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 06.05.2009 (пункт 2.1 договора).
Пунктом 3.1 договора установлена сумма годовой арендной платы за арендованный участок в размере 152 638 руб. 42 коп.
В случае изменения методики расчета арендной платы, ставки земельного налога, вида деятельности арендатора, а также в иных случаях, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем (уведомительном) порядке не чаще одного раза в год (пункт 3.2 договора).
Постановлением администрации муниципального образования Мгинское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области от 26.04.2011 N 104 утвержден градостроительный план земельного участка для строительства производственной базы по ремонту устройств транспорта, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Кировский р-н, г.п. Мга, Железнодорожная ул., N2.
ООО "СМП-375" получило от КУМИ уведомление от 13.02.2023 N КУМИ-исх-2920/2023 о том, что на основании постановления Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" (далее - постановление Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520 и Порядок определения размера арендной платы) с 01.01.2023 сумма годовой арендной платы по договору от 20.07.2009 N1523-з составляет 590 257 руб. 80 коп.
Полагая, что расчёт арендной платы в части значения базовой ставки арендной платы (29.811, вместо 23.43) и коэффициента разрешенного использования земельного участка (примененного в двукратном размере) выполнен в нарушение постановления Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520, в связи с чем уведомление КУМИ является необоснованным и незаконным, ООО "СМП - 375" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что КУМИ при направлении арендатору оспариваемого уведомления действовал в пределах своей компетенции, уведомление не противоречит закону и нормативному правовому акту, и не усмотрел оснований для удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора осуществляется по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
28.12.2015 в отношении земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, Правительством Ленинградской области принято Постановление N 520, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы и признаны утратившими силу отдельные постановления Правительства Ленинградской области, в том числе постановление Правительства Ленинградской области N 46 от 02.03.2009.
В соответствии с пунктом 2.8 постановления Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520, начиная с 2018 года базовая ставка арендной платы ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка подлежит индексации в соответствии с уровнем инфляции, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Индексация осуществляется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор аренды. Показатель уровня инфляции, применяемый для индексирования размера базовой ставки арендной платы ежегодно не позднее 1 марта каждого года, определяется Правительством Ленинградской области.
На основании оценки установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суды обоснованно посчитали, что при расчете базовой ставки арендной платы КУМИ была правомерно применена индексация базовой ставки с учетом ставок инфляции на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы. Суды обоснованно посчитали, что КУМИ правильно применен коэффициент разрешенного использования "Кри" в размере 2. Действуя в пределах своих полномочий в соответствии с пунктом 3.2. договора от 07.2009 N 1523-з и соглашением о взаимодействии от 30.12.2022, заключенным между администрацией муниципального образования Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области и КУМИ, последний правомерно подготовил и направил в адрес ООО "СМП-375" уведомление от 13.02.2023 N КУМИ-исх-2920/2023 о сумме годовой арендной платы с 01.01.2023 по договору N1523-3 от 20.07.2009.
Суды пришли к правильному выводу о том, что начиная с 01.01.2016 расчет арендной платы за использование земельным участком, предоставленного ООО "СМП-375" в аренду по договору, осуществляется по формуле, установленной в пункте 2.1 Порядка определения размера арендной платы.
Суды, руководствуясь положениями Порядка определения размера арендной платы, пришли к выводу о том, что в соответствии с базовой ставкой арендной платы для категории земельных участков Кировского муниципального района - земли населенных пунктов, в городских населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. чел.
, составляет 23,45 руб./м
, а также ставок инфляции на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы, установленных указанными постановлениями Правительства Ленинградской области, базовая ставка в 2023 году, указанная КУМИ в уведомлении, правомерно определена исходя из расчета - 23,45 * 104% * 104,3% * 103% * 103,7% * 104% * 105,5%, и составляет 29,811 руб./м
.
Доводы подателя жалобы, касающиеся неправильного применения "Кри", равного 2, основанные на том, что препятствием для сдачи построенного на участке объекта в эксплуатацию является наличие реестровой ошибки при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах земельного участка, не могут быть приняты судом, поскольку они не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Сведений о том, что имеет место реестровая ошибка, а также о том, что заявитель обращался в регистрирующий орган или в суд с заявлением об исправлении реестровой ошибки, в деле не имеется. Материалы настоящего дела не содержат доказательств, которые подтверждали бы, что имелись объективные не зависящие от воли арендатора обстоятельства, препятствующие завершению строительства объекта и ввода его в эксплуатацию в установленный срок.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают наличие обстоятельств, свидетельствующих о принятии судами неверного решения по существу спора.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
При принятии кассационной жалобы к производству подателю жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до завершения производства по кассационной жалобе. В связи с тем, что в удовлетворении кассационной жалобы отказано с подателя жалобы в доход федерального бюджета следует взыскать 150 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу N А56-43855/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительномонтажный поезд N375" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строительномонтажный поезд N 375" в доход федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
28.12.2015 в отношении земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, Правительством Ленинградской области принято Постановление N 520, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы и признаны утратившими силу отдельные постановления Правительства Ленинградской области, в том числе постановление Правительства Ленинградской области N 46 от 02.03.2009."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2024 г. N Ф07-1699/24 по делу N А56-43855/2023