27 марта 2024 г. |
Дело N А56-57087/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Ерохова Л.И. (доверенность от 29.12.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Маленький Мук" Сергеева Д.П. (доверенность от 30.10.2023),
рассмотрев 13.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2023 по делу N А56-57087/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Маленький Мук", адрес: 194223, Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д. 6, корп. 2, лит. А, кв. 64, ОГРН 1217800042778, ИНН 7801696590 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), от 21.04.2023 N 05-15-35885/23-0-1 об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для размещение нестационарных объектов для оказания бытовых услуг, принятого по результатам рассмотрения заявлений Общества от 12.04.2023 N 05-15-35885/23-0-0, 05-15-35886/23-0-0, 05-15-35887/23-0-0, 05-15-35888/23-0-0, 05-15-35889/23-0-0, 05-15-35891/23-0-0, 05-15-35892/23-0-0, а также об обязании Комитета устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем выдачи ему в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда разрешений на использование земельных участков в соответствии с названными заявлениями Общества.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2023 требования Общества удовлетворены.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2024 апелляционная жалоба Комитета на указанное решение возвращена в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока на ее подачу.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение от 07.11.2023, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы считает, что нестационарный объект оказания услуг является новым установленным Правительством Российской Федерации видом объектов, размещение которых может осуществляться на публичных землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов, поэтому в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118) его размещения осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 2 статьи 7 Закона N 521-118, - на основании договора, заключаемого по результатам аукциона, а не на основании разрешения, как посчитал суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение от 07.11.2023 без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлениями о выдаче разрешений на использование земель и земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения нестационарных объектов оказания услуг в отношении следующих земельных участков:
- площадью 14,68 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., у д. 118,
- площадью 18,51 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., у д. 118,
- площадью 21,79 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., у д. 129,
- площадью 51,84 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., у д. 130/6,
- площадью 26,57 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., у д. 128,
- площадью 18,53 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., у д. 130/6,
- площадью 14,08 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., у д. 29.
Указанные заявления зарегистрированы Комитетом 12.04.2023 за N 05-15-35885/23-0-0, 05-15-35886/23-0-0, 05-15-35887/23-0-0, 05-15-35888/23-0-0, 05-15-35889/23-0-0, 05-15-35891/23-0-0, 05-15-35892/23-0-0.
По результатам рассмотрения названных заявлений Комитетом принято решение от 21.04.2023 N 05-15-35885/23-0-1 об отказе в выдаче разрешений на размещение нестационарных объектов оказания услуг на испрашиваемых земельных участках на основании подпункта 14 пункта 14 статьи 4 Закона N 521-118, указав, что размещение таких объектов осуществляется на основании договора, заключаемого по результатам аукциона.
Полагая отказ в выдаче разрешения на размещение нестационарных объектов оказания услуг незаконным, нарушающим права Общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, указав, что нестационарные объекты оказания бытовых услуг не предусмотрены статьей 7 Закона N 521-118 в числе объектов, размещение которых осуществляется на публичных землях на основании договора, признал требования Общества обоснованными и удовлетворил заявление.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что решение от 07.11.2023 подлежит отмене в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 той же статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, определены Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300).
Порядок и условия размещения таких объектов на территории Санкт-Петербурга установлены Законом N 521-118.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 521-118 размещение объектов на земельных участках, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании: разрешения на использование земельного участка для размещения объекта (далее - разрешение); договора на размещение объекта в случаях, предусмотренных статьей 7 названного Закона (далее - договор).
Виды объектов, размещение которых осуществляется на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона, определены пунктом 1 статьи 7 Закона N 521-118, по результатам аукциона - пунктом 2 той же статьи.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 521-118 на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом по результатам аукциона, на земельных участках размещаются следующие виды объектов:
1) сезонные аттракционы, а также элементы благоустройства территории - аттракционы;
2) передвижные цирки, передвижные зоопарки, передвижные луна-парки;
3) лодочные станции;
4) нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, временные павильоны и киоски, туалеты, пункты проката инвентаря);
5) платежные терминалы для оплаты услуг и штрафов;
6) элементы благоустройства территории - индивидуальные ограждающие конструкции парковочных мест, парковочные столбики.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 521-118 в случае установления Правительством Российской Федерации новых видов объектов их размещение осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 2 статьи 7 того же Закона, - то есть на основании договора, заключаемого по результатам аукциона.
Порядок выдачи разрешений регламентирован статьей 4 Закона N 521-118.
Пунктом 4 названной статьи определены основания для отказа уполномоченным органом в выдаче разрешения. Согласно подпункту 14 указанной нормы уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения, если объект, указанный в заявлении, относится к видам объектов, размещаемых на основании договора в соответствии со статьей 7 Закона N 521-118.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 N 385 "О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300", Перечень был дополнен, в частности, пунктом 19, согласно которому к числу объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, были отнесены нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 N 440 пункт 19 Перечня изложен в новой редакции, согласно которой в числе видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, определены нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов.
Изменения, внесенные в Перечень постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 N 440, свидетельствуют о дополнении пункта 19 Перечня такими объектами как нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг.
С учетом изменений, внесенных в Перечень постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 N 440, нестационарные объекты для оказания бытовых услуг являются новым видом объектов, размещение которых осуществляется на публичных землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов, ранее не поименованным в Перечне. Вывод суда первой инстанции об обратном основан на неверном толковании названного правового акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 521-118 размещение таковых новых видов объектов осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 2 статьи 7 названного Закона, - то есть на основании договора.
Кроме того, объекты, указанные в пункте 19 Перечня в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 N 440 (нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов), в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 7 Закона N 521-118 также отнесены к числу объектов, размещение которых осуществляется на основании договора.
При таком положении у Комитета имелось предусмотренное подпунктом 14 пункта 4 статьи 4 Закона N 521-118 основание для отказа в выдаче Обществу испрашиваемых разрешений, соответственно, принятое им решение от 21.04.2023 N 05-15-35885/23-0-1 является правомерным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобе арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 названной статьи.
Поскольку суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применил нормы материального права, решение от 07.11.2023 подлежит отмене, и при этом суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2023 по делу N А56-57087/2023 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом изменений, внесенных в Перечень постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 N 440, нестационарные объекты для оказания бытовых услуг являются новым видом объектов, размещение которых осуществляется на публичных землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов, ранее не поименованным в Перечне. Вывод суда первой инстанции об обратном основан на неверном толковании названного правового акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 521-118 размещение таковых новых видов объектов осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 2 статьи 7 названного Закона, - то есть на основании договора.
Кроме того, объекты, указанные в пункте 19 Перечня в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 N 440 (нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов), в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 7 Закона N 521-118 также отнесены к числу объектов, размещение которых осуществляется на основании договора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2024 г. N Ф07-1825/24 по делу N А56-57087/2023