29 марта 2024 г. |
Дело N А56-44356/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Рожнова А.В. (доверенность от 01.01.2024 N 164/2024; до перерыва), Статкевич В.О. (доверенность от 01.01.2024 N 26/2024; после перерыва), от Федеральной антимонопольной службы Каревой Е.А. (доверенность от 19.06.2023 N МШ/47860/23; до перерыва), Савостиной Е.В. (доверенность от 09.01.2024 N МШ/3/24; после перерыва), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Маслова И.И. (доверенность от 09.01.2024 N 552; после перерыва),
рассмотрев 20.03.2024 - 27.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А56-44356/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", адрес: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, Ладожская ул., д. 3А, ОГРН 1044700565172, ИНН 4703074613 (далее - Общество, АО "ЛОЭСК"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Федеральной антимонопольной службы, адрес: 123001, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539 (далее - ФАС России), от 25.04.2023 (исх. от 02.05.2023 N 09/34151/23) по жалобе на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - УФАС, Управление), от 20.10.2022 о прекращении производства по делу N 047/04/9.21-2626/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ковалев Владимир Николаевич, адрес: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить требования заявителя. По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание доводы Общества об отсутствии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ФАС России возражала против удовлетворения данной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 20.03.2024 был объявлен перерыв до 27.03.2024.
После перерыва судебное заседание продолжено судом в том же судебном составе при участии представителей Общества, ФАС России и Управления.
Третье лицо, участвующее в деле, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Ковалев В.Н. подал в АО "ЛОЭСК" заявку от 29.06.2022 N 22-17/04-701Ф на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) максимальной мощностью 150 кВт по 2 категории надежности электроснабжения нежилого здания, которое будет располагаться на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1301049:60, находящемся по адресу: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Заводская ул., д. 18 (далее - объект).
В ответ на указанное обращение АО "ЛОЭСК" направило в адрес Ковалева В.Н. письмо от 30.06.2022 N 17-03/1896, в котором сообщило о том, что с его стороны состоялся выезд на объект для определения технической возможности технологического присоединения и установлено отсутствие сетей Общества в непосредственной близости от объекта заявителя, а также, что на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя расположены объекты электрического хозяйства, принадлежащие муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей" (далее - МП "ВПЭС"), и предложило обратиться в указанную организацию с соответствующей заявкой.
Кроме того, АО "ЛОЭСК" был установлен факт существующего технологического присоединения объекта, расположенного на указанном земельном участке, к электрическим сетям МП "ВПЭС".
На основании установленных обстоятельств Общество 05.07.2022 в отношении заявки Ковалева В.Н. в его личном кабинете, расположенном на официальном сайте АО "ЛОЭСК", внесло запись - "аннулирована в ЛОЭСК" и направило в адрес заявителя письмо от 11.07.2022 N 17-03/2014, в котором сообщалось о наличии технологического присоединения ЭПУ объекта к электрическим сетям МП "ВПЭС" и необходимости соблюдения принципа однократности технологического присоединения.
Признавая указанные действия Общества в качестве незаконного отказа в заключении договора на технологическое присоединение, Ковалев В.Н. обратился в Управление с соответствующей жалобой, что послужило УФАС основанием для возбуждения 05.09.2022 в отношении АО "ЛОЭСК" дела об административном правонарушении N 047/04/9.21-2626/2022 и проведения по нему административного расследования.
В ходе административного расследования Управление установило, что ранее по объекту, расположенному по адресу: Ленинградская обл., г. Всеволожск, Заводская ул., д. 18, было осуществлено технологическое присоединение ЭПУ объекта, принадлежащего Теховой И.Г., к электрической сети МП "ВПЭС" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 21.08.2012, договор энергоснабжения от 04.09.2012 N 1300160071, выписка из Единого государственного реестра недвижимости).
По результатам оценки установленных обстоятельств УФАС пришло к выводу, что АО "ЛОЭСК" не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, в связи с чем постановлением от 20.10.2022 по делу N 047/04/9.21-2626/2022 прекратило производство по указанному делу.
Ковалев В.Н. с указанным постановлением Управления не согласился и обратился в ФАС России с жалобой от 29.10.2022 N 01-29/22 (регистрационный номер 185361/22 от 08.11.2022) на постановление от 20.10.2022.
Решением от 02.05.2023 N 09/34151/23 ФАС России, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, отменила постановление от 20.10.2022 по административному делу N 047/04/9.21-2626/2022 и возвратила материалы указанного дела на новое рассмотрение в Управление. По мнению ФАС России, Управлением не дана оценка обстоятельствам дела в части взаимосвязи между участком заявителя с кадастровым номером 47:07:1301049:60 и участком Теховой И.Г. по адресу: Ленинградская обл., г. Всеволожск, Заводская ул., д. 18, а также обстоятельствам в части установления наличия технологического присоединения ЭПУ заявителя.
Не согласившись с решением ФАС России от 25.04.2023, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции согласился с доводами ФАС России об отсутствии в постановлении УФАС от 20.10.2022 оценки по результатам исследования всех обстоятельств административного дела, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд поддержал названные выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу АО "ЛОЭСК" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
За нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Такой порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно абзацу двенадцать пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил N 861.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 указанных Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с названными Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные пунктом 15 Правил N 861 для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 этих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17; счет на оплату технологического присоединения по договору; подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) указанных Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В данном случае Управление исследовало документы, представленные Обществом и поступившие по запросу УФАС от иных организаций, а также информацию, размещенную в открытых источниках сети "Интернет" (в том числе официальных), и установило, что к границе земельного участка с кадастровым номером 47:07:1301049:60, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Всеволожск, Заводская ул., д. 18, подведена ответвительная ВЛИ-0,4 кВ от магистральной ВЛ-0,4 КВ, которая принадлежит МП "ВПЭС" и находится на его техническом обслуживании.
При таких обстоятельствах, как сочло Управление, у АО "ЛОЭСК" отсутствует обязанность по выполнению требований пунктов 15 и 105 Правил N 861, следовательно, Общество не может быть признано субъектом ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
ФАС России заключила, что Управление недостаточно полно исследовало все обстоятельства административного дела, что послужило основанием для вынесения оспариваемого решения и направления административного дела на новое рассмотрение с целью выполнения требований статьи 26.1 КоАП РФ.
В оспариваемом решении не устанавливалось наличие в действиях Общества события административного нарушения по статье 9.21 КоАП РФ, а лишь указывалось на необходимость дополнительного исследования обстоятельств по делу.
У судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания не согласиться с указанными в оспариваемом решении доводами ФАС России.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А56-44356/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 этих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17; счет на оплату технологического присоединения по договору; подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) указанных Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В данном случае Управление исследовало документы, представленные Обществом и поступившие по запросу УФАС от иных организаций, а также информацию, размещенную в открытых источниках сети "Интернет" (в том числе официальных), и установило, что к границе земельного участка с кадастровым номером 47:07:1301049:60, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Всеволожск, Заводская ул., д. 18, подведена ответвительная ВЛИ-0,4 кВ от магистральной ВЛ-0,4 КВ, которая принадлежит МП "ВПЭС" и находится на его техническом обслуживании.
При таких обстоятельствах, как сочло Управление, у АО "ЛОЭСК" отсутствует обязанность по выполнению требований пунктов 15 и 105 Правил N 861, следовательно, Общество не может быть признано субъектом ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
ФАС России заключила, что Управление недостаточно полно исследовало все обстоятельства административного дела, что послужило основанием для вынесения оспариваемого решения и направления административного дела на новое рассмотрение с целью выполнения требований статьи 26.1 КоАП РФ.
В оспариваемом решении не устанавливалось наличие в действиях Общества события административного нарушения по статье 9.21 КоАП РФ, а лишь указывалось на необходимость дополнительного исследования обстоятельств по делу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 марта 2024 г. N Ф07-2323/24 по делу N А56-44356/2023