01 апреля 2024 г. |
Дело N А05-1667/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" Лоншаковой В.В. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрев 25.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А05-1667/2023,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа "Город Архангельск", адрес: 163000, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о возложении на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис", адрес: 163045, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 157, корп. 1, оф. 12, 13, 14, ОГРН 1092901010498, ИНН 2901197885 (далее - Общество), обязанности организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для многоквартирного дома N 40 по Партизанской улице в городе Архангельске (далее - МКД) в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Архангельскоблгаз", адрес: 163045, г. Архангельск, пр. Обводный Канал, д. 96, ОГРН 1022900531070, ИНН 2900000543 (далее - АО "Архангельскоблгаз").
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Общество обратилось со встречным исковым заявлением к Администрации о возложении обязанности согласовать установленную контейнерную площадку вблизи МКД в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а в случае невозможности согласования установленной контейнерной площадки - установить (утвердить) место для размещения, а также согласовать контейнерную площадку общества вблизи МКД в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением суда первой инстанции от 05.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.12.2023, исковые требования Администрации удовлетворены, на Общество возложена обязанность организовать место (площадку) накопления ТКО для МКД в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии с Правилами благоустройства городского округа "Город Архангельск", утвержденными решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581 (далее - Правила N 581), Порядком определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск", утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 (далее - Порядок N 285); с Общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. Податель кассационной жалобы указывает на невозможность оборудования контейнерной площадки с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, в связи с чем полагает, что создание (определение) места накопления ТКО надлежит возложить на Администрацию.
Представитель Общества в судебном заедании поддержала доводы кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Администрации и АО "Архангельскоблгаз", извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией МКД, расположенного по адресу: г. Архангельск, Партизанская ул., д. 40, на основании договора от 01.06.2022.
В ходе обследования придомовой территории МКД Администрация выявила, что в нарушение пункта 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), Обществом не организовано место сбора и накопления ТКО.
Общество инициировало сбор комиссии для определении места накопления ТКО в соответствии с Порядком N 285, и актом от 05.12.2022 N 22 определено предполагаемое место накопления ТКО.
Администрацией Северного территориального округа администрации письмом от 12.12.2022 N 33-24/1720 ответчику сообщено, что утвержденный акт об определении места накопления ТКО не является разрешительным документом на размещение места накопления ТКО, а является основанием для обращения в Департамент градостроительства для прохождения процедуры согласования и установке контейнерной площадки соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. Администрация указала на необходимость согласования контейнерной площадки с ресурсоснабжающими организациями, Департаментом городского хозяйства, Управлением Роспотребнадзора и выполнения обустройства контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Впоследствии Общество самостоятельно в декабре 2022 года установило площадку накопления ТКО с кодовым замком вблизи МКД без предварительной процедуры согласования создания мест (площадки) накопления ТКО.
По результатам проведенного Администрацией обследования составлен акт от 08.02.2023, в котором зафиксировано, что установленная Обществом контейнерная площадка не согласована в соответствии с Порядком N 285.
Обществом подготовлено заявление, а также перечень приложений, установленных пунктом 2.2 Порядка согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории муниципального образования "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство, утвержденного постановлением администрации от 22.03.2019 N 390 (далее - Порядок N 390), которые направлены в адрес Департамента градостроительства администрации для выдачи рекомендательного письма.
Департамент градостроительства администрации направил Обществу рекомендательное письмо от 17.03.2023 N 043-3072/049-09 о необходимости получения согласований для размещения контейнерной площадки с владельцами инженерных сетей (АО "Архангельскоблгаз", ООО "РВК-Архангельск", ООО "АГТС").
Общество 30.03.2023 направило заявление о выдаче согласования на благоустройство территорий владельцами инженерных сетей.
АО "Архангельскоблгаз" в уведомлении от 03.04.2023 отказало Обществу в согласовании указанного места накопления ТКО.
Поскольку место накопления ТКО для МКД не организовано Обществом в соответствии с Правилами N 581, Порядком N 285, Администрация обратилась в суд.
Общество, полагая, что контейнерная площадка для накопления ТКО организована надлежащим образом, обратилось со встречным исковым заявлением.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования и отказывая в удовлетворении встречного иска, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5, статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил N 1039).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, согласно пункту 26(1) которого в этот перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В подпункте "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в МКД и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491; далее - Правила N 491), указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя, в частности, работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Правилами N 170 определен конкретный перечень работ по организации уборки придомовой территории, сбору мусора и вторичных материалов (раздел III).
В рассматриваемом случае процедуру определения (согласования) мест накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Архангельск" регламентирует Порядок N 285.
Согласно пункту 1.3 Порядка N 285 организации, управляющие жилищным фондом, обязаны организовывать место накопления ТКО путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
В силу пункта 1.5 Порядка N 285 заявитель подает в администрацию территориального округа по месту планируемого расположения контейнерной площадки заявку по утвержденной форме.
Прием, первичная обработка и регистрация обращений заявителей (заявок) о согласовании места накопления ТКО производится администрацией округа в соответствии с распределением обязанностей среди членов Комиссии по определению (согласованию) мест накопления ТКО при администрации округа (далее - Комиссия). Рассмотрение обращений заявителей (заявок) о согласовании места накопления ТКО на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется Комиссией в течение 10 дней с момента регистрации. В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 2.2 Порядка N 285).
Исходя из пункта 2.3 Порядка N 285 место накопления ТКО определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, санитарными нормами и правилами, с учетом данных единой топографической основы масштаба 1:500 территорий городского округа "Город Архангельск", при визуальном осмотре комиссией места планируемой установки.
В силу пункта 2.4 Порядка N 285 место накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей вывоз ТКО, с учетом требований, предусмотренных СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", и Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск".
В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных санитарным законодательством разрывов от мест накопления ТКО, расстояния устанавливаются комиссией (пункт 2.5 Порядка N 285).
Запрещается самовольная установка контейнеров, бункеров, контейнерных площадок без согласования с администрацией (пункт 2.6 Порядка N 285).
Согласно пункту 2.8 Порядка N 285 обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Пунктом 2.9 Порядка N 285 предусмотрено, что по результатам обследования территории уполномоченной комиссией составляется акт об определении места накопления твердых коммунальных отходов (приложение N 5 к Порядку N 285).
Согласно пункту 2.11 Порядка N 285 утвержденный акт об определении мест накопления ТКО не является разрешительным документом на размещение места накопления ТКО (за исключением случаев размещения места накопления ТКО на земельном участке, переданном для эксплуатации здания).
В силу пункта 2.12 Порядка N 285 при определении места накопления ТКО на территории общего пользования утвержденный акт об определении места накопления ТКО является основанием для обращения заявителем в департамент градостроительства администрации в соответствии с Порядком N 390.
В целях разработки проекта благоустройства заинтересованное лицо обращается в Департамент градостроительства администрации с заявлением о выдаче рекомендательного письма для сбора согласований на благоустройство территории (пункт 2.1 Порядка N 390).
В последующем заявителю необходимо согласовать проект благоустройства с организациями, указанными в рекомендательном письме, выдаваемом Департаментом градостроительства администрации (пункт 2.13 Порядка N 390).
В силу пункта 2.6 Порядка N 390 исходя из анализа конкретной градостроительной оценки благоустройства территории, указанной в заявлении, Департамент градостроительства принимает решение о выдаче рекомендательного письма или об отказе в выдаче рекомендательного письма.
В рекомендательном письме согласно пункту 2.8 Порядка N 390 указывается в том числе перечень государственных (муниципальных) органов и организаций, от которых необходимо получить согласования, и (или) технические условия для проведения работ по благоустройству.
В силу пункта 2.14 Порядка N 390 согласованный проект благоустройства заявитель направляет в Департамент градостроительства с заявлением о согласовании проекта благоустройства.
При этом, после согласования проекта благоустройства, место (площадка) накопления ТКО должна быть включена в соответствующий реестр.
В данном случае, как обоснованно указали суды применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, в акте об определении места накопления твердых коммунальных отходов от 05.12.2022 установлено только предполагаемое место накопления ТКО для спорного дома, что не освобождает Общество от соблюдения процедуры определения места сбора ТКО в соответствии с положениями Порядка N 285 и Порядка N 390.
Суды, констатировав несоблюдение Обществом требований действующего законодательства при организации контейнерной площадки, не установив обстоятельств, объективно препятствующих Обществу исполнить обязанность по организации места сбора ТКО в соответствии с положениями Порядка N 285 и Порядка N 390, пришли к правильному выводу об обоснованности требования Администрации.
Доводы Общества о невозможности определения иного места сбора ТКО, кроме места размещения установленной им в отсутствии необходимых согласований контейнерной площадки, суды признали документально неподтвержденными.
Судами принято во внимание, что доказательств обращения за определением иного места накопления ТКО для МКД и уклонения Администрации от исполнения своих обязанностей, Обществом не представлено.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права; они направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств, отличных от тех, которые были установлены судами по делу в пределах своей компетенции и положены в основу принятых судебных актов.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А05-1667/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пункта 2.3 Порядка N 285 место накопления ТКО определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, санитарными нормами и правилами, с учетом данных единой топографической основы масштаба 1:500 территорий городского округа "Город Архангельск", при визуальном осмотре комиссией места планируемой установки.
В силу пункта 2.4 Порядка N 285 место накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей вывоз ТКО, с учетом требований, предусмотренных СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", и Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск".
...
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А05-1667/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2024 г. N Ф07-3039/24 по делу N А05-1667/2023