01 апреля 2024 г. |
Дело N А56-71620/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Соколовой С.В.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Каревой Е.А. (доверенность от 09.01.2024 N 01/5), от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Поповой А.О. (доверенность от 12.07.2023 N 190-23), Кривобокова К.В. (доверенность от 10.06.2022 N 115-22),
рассмотрев 25.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 по делу N А56-71620/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197349, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление), от 27.06.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1280/2023, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.; признании недействительным решения Управления от 18.07.2023 N ТК/6202/23 по жалобе на постановление от 27.06.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1280/2023.
Решением от 29.09.2023 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Управления от 27.06.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1280/2023, в удовлетворении заявленных требований в остальной части отказал.
Постановлением апелляционного суда от 15.12.2023 решение суда первой инстанции от 29.09.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Управление полагает, что в силу пунктов 11, 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), необходимость предоставления документов, в том числе акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения балансовой принадлежности электросетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта согласования технологической и (или) аварийной брони предусмотрена при их наличии; сетевая организация вправе в целях определения технических характеристик энергопринимающих устройств, необходимых для оказания услуг по передаче электрической энергии, запросить у соответствующих лиц и (или) уполномоченных органов государственной власти сведения и документацию о технологическом присоединении.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы кассационной жалобы, представители Общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Энергосбытовая компания "Красное Сормово" (далее - Компания) направило в Управление жалобы на действия (бездействие) Общества (от 20.03.2023 вх. N 2665/23, от 13.04.2023 N 3745-ЭП/23).
Согласно указанным заявлениям 20.02.2023 Компания обратилась в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств общества с ограниченной ответственностью "Невский судостроительный-судоремонтный завод" (далее - Завод), расположенных по адресу: Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Шлиссельбург, ул. Фабричный остров, д. 2.
Общество приостановило преддоговорную работу и письмом от 01.03.2023 N ЛЭ/05-01/338 уведомило Компанию о необходимости предоставления документов о технологическом присоединении, в которых содержалась бы информация о величине максимальной мощности с разбивкой по каждой точке поставки, заявленной на включение в договор.
Компания в письме от 07.03.2023 N 488/23 выразила несогласие с указанными требованиями, сослалась на возможность предоставить сведения о величине максимальной мощности, не подтверждая их соответствующими актуальными документами о технологическом присоединении.
Впоследствии участники преддоговорных отношений остались на прежних позициях, о чем сообщили друг другу в письмах от 15.03.2023 N ЛЭ/05-01/409, от 22.03.2023, N 612/23, от 30.03.2023, N ЛЭ/05-01/496, от 30.03.2023 N 652/23, от 05.04.2023, N ЛЭ/05-01/545.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо Управления пришло к выводу, что сетевая организация обязана была в установленный пунктом 20 Правил недискриминационного доступа срок рассмотреть заявку Компании и направить в ее адрес проект договора.
Установив, что сетевая организация в установленный срок проект договора в адрес Компании не направила, Управление пришло к выводу о нарушении Обществом пунктов 18, 20 Правил недискриминационного доступа.
Постановлением Управления от 27.06.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1280/2023 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Общество обратилось с жалобой вышестоящему должностному лицу на постановление от 27.06.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1280/2023.
Решением от 18.07.2023 N ТК/6202/23, постановление от 27.06.2023 по делу N 047/04/9.21-1280/2023 об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения.
Общество не согласилось с вынесенными постановлением и решением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии состава вмененного административного правонарушения в действиях Общества, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения выражается в повторном несоблюдении требований нормативных правовых актов, регулирующих также правоотношения, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 18 Правил недискриминационного доступа лицо, намеренное заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии, направляет в сетевую организацию заявление о заключении договора с указанием сведений о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки, подтверждаемых прилагаемыми к нему копиями документов.
Существенные условия договоров оказания услуг по передаче электрической энергии названы в пункте 13 Правил недискриминационного доступа.
К их числу относится условие о согласовании сторонами величины максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения (подпункт "а" пункта 13).
При этом пункт 13(1) Правил недискриминационного доступа устанавливает, что величина максимальной мощности энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) определяется в процессе технологического присоединения или в соответствии с разделом IV Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и указывается в документах о технологическом присоединении, если иное не установлено настоящим пунктом.
В случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана и (или) если документы о технологическом присоединении утеряны, величина максимальной мощности определяется в соответствии с разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В рассматриваемом случае сведения о величине максимальной мощности с распределением по каждой точке поставки представлены Компанией в выписке к договору энергоснабжения от 13.10.2022 N 74-ОЗЭС, которая не является документом о технологическом присоединении, и, как следствие, не может подтверждать представленные сведения.
Как установлено судами, из представленных Компанией документов для заключения договора на передачу электрической энергии, надлежащей сетевой организацией, отвечающей за переоформление документов о технологическом присоединении, является акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - АО "ЛОЭСК").
В рамках процедуры переоформления документов о технологическом присоединении, с целью указания в документах о технологическом присоединении корректных данных, включая информацию с разбивкой мощности по точкам присоединения (поставки), АО "ЛОЭСК" подготовило акт об осуществлении технологического присоединения в отношении Завода с указанием сведений с перечнем точек присоединения.
Подписанный и переоформленный в надлежащем порядке акт технологического присоединения поступил в адрес сетевой организации 26.07.2023 с письмом от потребителя (Завода), в интересах которого заключается договор передачи электрической энергии.
Судами обоснованно принято во внимание, что информация о величине максимальной мощности с разбивкой мощности по точкам присоединения, содержащаяся в выписке из договора электроснабжения от 13.10.2022 N 74-03ЭС, не совпадала с информацией, содержащейся в акте технологического присоединения от 17.07.2023 N 00-013-ПМ-23.
Кроме того, после переоформления акта технологического присоединения между Компанией и Обществом подписано дополнительное соглашение к договору оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителя (Завода) о включении актуальных сведений по точкам поставки, в том числе с указанием информации с разбивкой мощности по точкам присоединения (поставки).
Указанное дополнительное соглашение представлено заявителем и приобщено апелляционным судом к материалам дела в порядке пункта 2 статьи 268 АПК РФ.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оцененные в совокупности, руководствуясь указанными выше нормами права, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушения пунктов 18, 20 Правил недискриминационного доступа.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Установив, что антимонопольным органом не доказано наличие в действиях Общества события административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суды правомерно признали незаконным и отменили постановление Управления от 27.06.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1280/2023.
Вопреки доводам Управления нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 по делу N А56-71620/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обоснованно принято во внимание, что информация о величине максимальной мощности с разбивкой мощности по точкам присоединения, содержащаяся в выписке из договора электроснабжения от 13.10.2022 N 74-03ЭС, не совпадала с информацией, содержащейся в акте технологического присоединения от 17.07.2023 N 00-013-ПМ-23.
Кроме того, после переоформления акта технологического присоединения между Компанией и Обществом подписано дополнительное соглашение к договору оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителя (Завода) о включении актуальных сведений по точкам поставки, в том числе с указанием информации с разбивкой мощности по точкам присоединения (поставки).
Указанное дополнительное соглашение представлено заявителем и приобщено апелляционным судом к материалам дела в порядке пункта 2 статьи 268 АПК РФ.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оцененные в совокупности, руководствуясь указанными выше нормами права, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушения пунктов 18, 20 Правил недискриминационного доступа.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Установив, что антимонопольным органом не доказано наличие в действиях Общества события административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суды правомерно признали незаконным и отменили постановление Управления от 27.06.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1280/2023."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2024 г. N Ф07-3085/24 по делу N А56-71620/2023