02 апреля 2024 г. |
Дело N А05-9296/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 01.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ковалевского Сергея Павловича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 по делу N А05-9296/2022,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ковалевский Сергей Павлович, ОГРНИП 304290535500034, ИНН 291500756142 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор", адрес: 163046, г. Архангельск, Поморская ул., д. 45, пом. 1-Н, ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Решением суда первой инстанции от 31.05.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.09.2023, урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, раздел I "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов" приложения 1 к Договору изложен в редакции, предложенной ответчиком.
В кассационной жалобе (с учетом дополнения) Предприниматель просит изменить состоявшиеся судебные акты и установить периодичность вывоза ТКО 3 раза в месяц (10, 20 и 30 числа) на объектах Предпринимателя, на которых установлен способ коммерческого учета по количеству и объему контейнеров. Считает, что требования Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), не являются препятствием для установления в Договоре предлагаемой истцом периодичности вывоза ТКО. Исходя из реальных условий осуществления предпринимательской деятельности истца, его спорные объекты не производят такое количество отходов, которое необходимо было бы вывозить.
Общество в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Обществом 29.10.2019 заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области, Общество наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области и с 01.01.2020 приступило к выполнению своих обязательств.
На официальном сайте Общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.eco-tko.ru в разделе "Потребителям" размещена форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Указанная форма в целом соответствует форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Общество 16.01.2020, исполнив обязанность, предусмотренную пунктом 8(17) Правил N 1156, разместило в газете "Архангельск" (выпуск N 1 (4930)) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Предприниматель в апреле 2022 года направил Обществу заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО. В заявке в составе сведений о количестве образующихся отходов Предприниматель указал два объекта, на которых образуются отходы: магазин "Ваш дом" (с. Яренск, ул. Братьев Покровских, д. 6) и магазин "Ваш дом" (п. Урдома, ул. Гагарина, д. 10).
Рассмотрев данную заявку, Общество с сопроводительным письмом от 29.04.2022 N 10103/04-22 направило Предпринимателю два экземпляра проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.04.2022 N 11206 (далее - Договор), подписанного региональным оператором.
По условиям Договора Общество (региональный оператор) обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Предприниматель (потребитель) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 Договора).
Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению 1 к Договору (пункт 1.2 Договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определена 01.01.2022 (пункт 1.4 Договора).
В пункте 4.1 Договора содержалось условие о том, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, одним из следующих способов: количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц; нормативов накопления ТКО, установленных постановлением Правительства Архангельской области. Способ коммерческого учета для каждого объекта указывается в приложении 1 к Договору.
Предприниматель Договор не подписал, свои возражения привел в направленном Обществу письме. Так, Предприниматель считал, что в разделе I "Информация по предмету договора" приложения 1 к Договору указаны объекты, которые с ним не согласовывались и не были указаны в заявке Предпринимателя как объекты, от которых образуются отходы. По утверждению Предпринимателя, часть спорных объектов состоит из складских помещений, на которых не образуются ТКО. Кроме того, Предприниматель счел, что в названном разделе не указаны название объектов и площадь, которая учитывается при расчетах. Также Предприниматель настаивал на своем праве выбрать один из двух способов коммерческого учета ТКО: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Общество, рассмотрев возражения Предпринимателя, отклонило их.
Поскольку стороны не урегулировали разногласия по Договору, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности и взаимной связи, урегулировал разногласия сторон, возникшие при заключении договора по обращению с ТКО.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
На основании пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Как предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно пункту 8(14) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) названных Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В соответствии с пунктом 8(15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) названных Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Пунктом 1 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрен срок временного накопления несортированных ТКО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.
Изложенное в пункте 11 СанПиН 2.1.3684-21 требование фактически устанавливает предельный срок временного накопления несортированных ТКО при определенной температуре наружного воздуха. Соблюдение указанного срока временного накопления ТКО возложено на собственника отходов, одновременно являющегося и собственником места накопления ТКО, который обязан не допускать превышения периода временного накопления несортированных ТКО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха.
Нарушения потребителем сроков временного накопления ТКО не допускается, а региональный оператор обязан обеспечить вывоз ТКО по мере их накопления.
Между тем предложенная истцом периодичность вывоза ТКО - 3 раза в месяц (10, 20 и 30 числа месяца), - то есть независимо от среднесуточной температуры воздуха, нарушает обязательные требования пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21, предъявляемые к режиму обеспечения своевременного вывоза ТКО.
В силу вышеуказанного суды двух инстанций правомерно определили следующую периодичность вывоза ТКО: при среднесуточной температуре наружного воздуха в течение трех суток: плюс 5°С и выше - ежедневно; плюс 4°С и ниже - один раз в трое суток.
Аргументированных возражений на судебные акты в иной части кассатор не привел.
Таким образом, судебные акты в обжалуемой части являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств соответствует требованиям статей 9, 65-71 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 по делу N А05-9296/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ковалевского Сергея Павловича - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрен срок временного накопления несортированных ТКО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.
Изложенное в пункте 11 СанПиН 2.1.3684-21 требование фактически устанавливает предельный срок временного накопления несортированных ТКО при определенной температуре наружного воздуха. Соблюдение указанного срока временного накопления ТКО возложено на собственника отходов, одновременно являющегося и собственником места накопления ТКО, который обязан не допускать превышения периода временного накопления несортированных ТКО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха.
Нарушения потребителем сроков временного накопления ТКО не допускается, а региональный оператор обязан обеспечить вывоз ТКО по мере их накопления.
Между тем предложенная истцом периодичность вывоза ТКО - 3 раза в месяц (10, 20 и 30 числа месяца), - то есть независимо от среднесуточной температуры воздуха, нарушает обязательные требования пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21, предъявляемые к режиму обеспечения своевременного вывоза ТКО."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2024 г. N Ф07-20285/23 по делу N А05-9296/2022