01 апреля 2024 г. |
Дело N А56-92216/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Баженовой Ю.С., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Войсковой Части 6944 Гладченкова К.В. (доверенность от 25.12.2023), от акционерного общества "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина" Шейко-Мусатовой О.С. (доверенность от 28.12.2023),
рассмотрев 20.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А56-92216/2022,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 6944, ОГРН 1177847371074, ИНН 7807187198 (далее - Войсковая часть), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина", ОГРН 1137847503100, ИНН 7802846922 (далее - Общество), о взыскании 699 021 руб. 50 коп. расходов на выплату военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за период с 01.05.2020 по 31.07.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова национального исследовательского центра "Курчатовский институт", ОГРН 1034701242443, ИНН 4705001850 (далее - Институт).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2023 исковые требования удовлетворены частично: с Общества в пользу Войсковой части взыскано 135 060 руб. 92 коп. в счет компенсации расходов; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 данное решение изменено: с Общества в пользу Войсковой части взыскано 641 700 руб.в счет компенсации; в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление от 21.12.2023 и оставить в силе решение от 11.07.2023.
По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции сделан ошибочной вывод о месте дислокации Войсковой части, что привело к определению неверного размера компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Войсковая часть в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным о обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Войсковой части возражал против ее удовлетворения.
Институт извещен в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направил, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Войсковая часть является воинской частью, осуществляющей охрану важных государственных объектов, в частности Общества.
Войсковая часть выплачивала военнослужащим денежную компенсацию за наем (поднаем) служебных помещений.
Ссылаясь на неисполнение Обществом обязанности по возмещению соответствующих затрат, рассчитанных по ставке компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, установленной для военнослужащих проходящих военную службу в Санкт-Петербурге (15 000 руб.), в отношении 40 военнослужащих, которые согласно расчету истца составили 699 021 руб. 50 коп., Войсковая часть обратилась в арбитражный суд с иском по настоящему делу, указав в его просительной части, что соответствующая компенсация начислена за период с 01.05.2020 по 31.07.2020.
Общество в ходе рассмотрения дела представило контррасчет подлежащих возмещению расходов, произведенный в отношении лиц, непосредственно осуществляющих охрану площадки Общества.
Общество при расчете исходило из того, что комендатура по охране Института и площадки N 3 Общества расположена в Ленинградской области (г. Гатчина, мкр. Орлова роща, д. 1), то есть местом прохождения службы является Ленинградская область, в связи с чем денежная компенсация военнослужащим, проходящим службу по контракту, выплачивается в размере, не превышающем 3600 руб. (предельный размер компенсации, установленный в других городах и районных центрах).
Суд первой инстанции, указав, что охраняемый объект Общества находится в Ленинградской области (г. Гатчина), пришел к выводу, что предельный размер денежной компенсации в данном случае составляет 3600 руб. в месяц, признав обоснованным расчет суммы компенсации, представленный 19.04.2023 Обществом.
Апелляционный суд, сославшись на сведения из государственного адресного реестра об адресе объекта адресации - Санкт-Петербург, Волхонское ш., д. 4, не согласился с выводами суда первой инстанции о месте дислокации Войсковой части в Ленинградской области, признал обоснованным представленный Обществом справочный расчет компенсации исходя из предельного размера 15 000 руб. в месяц и задействованных в охране объекта Общества военнослужащих.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что решение от 11.07.2023 и постановление от 21.12.2023 подлежат отмене в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом N 76-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ) организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций (пункт 1 части 1); при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда указанные организации обязаны предоставлять перечисленным лицам на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности (часть 2); военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 названной статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3); в случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 этой статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4).
По смыслу приведенной нормы за счет организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии, обязаны компенсировать последним расходы на аренду жилых помещений, предоставленных военнослужащим, не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, связанной с охраной указанных организаций.
Как установили суды, военнослужащие Войсковой части осуществляли охрану объекта Общества в спорный период.
Поскольку доказательства обеспечения таких военнослужащих служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, Общество не представило, суды обоснованно признали требования Войсковой части о взыскании выплаченной ею компенсации военнослужащим обоснованным по праву.
Между тем, при определении размера компенсации суды не учли следующее.
Согласно просительной части искового заявления Войсковая часть просила взыскать с Общества компенсацию расходов за наем (поднаем) жилых помещений с 01.05.2020 по 31.07.2020 в размере 699 021 руб. 50 коп.
Между тем, из содержания представленного истцом расчета (т.д. 8, 9) следует, что фактически сумма 699 021 руб. 50 коп. исчислена исходя из иных периодов (январь, февраль, март, апрель, май и июнь 2020 года).
Контррасчеты Общества, составленные им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, также выполнены за период январь, февраль, март, апрель, май и июнь 2020 года.
Соответствующие разночтения в периодах начисления компенсации в просительной части иска и в расчетах сторон судами не проверены и не устранены, обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора применительно к периоду, указанному в просительной части искового заявления (в частности, в отношении июля 2020 года) не исследованы.
Исходя из пункта 1 статьи 27 Закона N 226-ФЗ организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (далее - Постановление N 909) денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).
При этом в статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 226-ФЗ объединения, соединения, воинские части и подразделения войск национальной гвардии дислоцируются в соответствии с задачами войск национальной гвардии и с учетом социальноэкономических условий мест дислокации. Под дислокацией войск понимается размещение (расквартирование) объединений, соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии в отведенных для них местах на территории страны (в населенных пунктах, специальных военных городках, лагерях).
Согласно пункту 2(1) Постановления N 909 денежная компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в Москве и Санкт-Петербурге - 15 000 руб.; в других городах и районных центрах - 3600 руб.; в прочих населенных пунктах - 2700 руб. указанный размер денежной компенсации повышается на 50 процентов при перечисленных в названном пункте условиях.
Соответственно, установление места прохождения военнослужащими, осуществляющими охрану объектов Общества, военной службы имеет значение для решения вопроса об определении размера спорной компенсации.
Суд первой инстанции посчитал, что местом прохождения военной службы военнослужащими Войсковой части является Ленинградская область.
Суд апелляционной инстанции при установлении этого обстоятельства исходил из того, что местом прохождения военной службы военнослужащих, осуществлявших охрану объекта Общества, является место нахождение Войсковой части.
При этом суд, сославшись на то, что в материалах дела имеются сведения из государственного адресного реестра об адресе объекта адресации, посчитал, что Войсковая часть расположена в Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, непосредственно данные государственного адресного реестра, на которые сослался суд апелляционной инстанции, в материалах дела отсутствуют.
При этом вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-28660/2022 по иску Войсковой части к Институту о взыскании компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим Войсковой части, осуществлявшим охрану объектов Института (третьего лица по настоящему делу) в г. Гатчина Ленинградской области, установлено, что согласно данным государственного адресного реестра место дислокации Войсковой части является военный городок, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Виллозское городское поселение, Волхонское шоссе, д. 4, и в связи с этим сумма компенсации определенв исходя из размера 2700 руб. в месяц.
Судами признаны обоснованными контррасчеты Общества, представленные им в судах первой и апелляционной инстанций, в которых помимо применения разных размеров ставок для расчета компенсации (3600 руб. и 15 000 руб.), приведены и различные данные о размере компенсации (в отношении отдельных военнослужащих и месяцев суммы уменьшены или увеличены не исходя из ставки компенсации). Соответствующие разночтения не позволяют считать, что судами двух инстанций инстанции установлены одни и те же обстоятельства, имеющие значение для определения размера компенсации, основания таких разночтений апелляционным судом не проверены.
Изложенное свидетельствует, что судами первой и апелляционной инстанций не в полной мере исследованы обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела суды не обеспечили полноту исследования всех существенных обстоятельств и доказательств по делу, не проверили должным образом расчеты сумм расходов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными, обоснованными, что в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для решения от 11.07.2023 и постановления от 21.12.2023 с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, дать им правовую оценку, после чего с соблюдением норм материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение, при этом распределить судебные расходы по делу, в том числе в связи с рассмотрением дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А56-92216/2022 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2(1) Постановления N 909 денежная компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в Москве и Санкт-Петербурге - 15 000 руб.; в других городах и районных центрах - 3600 руб.; в прочих населенных пунктах - 2700 руб. указанный размер денежной компенсации повышается на 50 процентов при перечисленных в названном пункте условиях.
...
При рассмотрении настоящего дела суды не обеспечили полноту исследования всех существенных обстоятельств и доказательств по делу, не проверили должным образом расчеты сумм расходов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными, обоснованными, что в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для решения от 11.07.2023 и постановления от 21.12.2023 с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2024 г. N Ф07-2739/24 по делу N А56-92216/2022
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2608/2025
18.12.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-92216/2022
01.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2739/2024
21.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24995/2023
11.07.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-92216/2022