03 апреля 2024 г. |
Дело N А26-3357/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
рассмотрев 03.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форест-Групп" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 по делу N А26-3357/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Форест-Групп", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 10, пом. 19, каб. 5, ОГРН 1116324002530, ИНН 1001245816 (далее - ООО "Форест-Групп", Общество), 628 295 руб. арендной платы по сроку оплаты на 15.02.2023 согласно договору аренды лесного участка от 18.12.2007 N 03/06 (далее - Договор) и 4377,46 руб. договорной неустойки, начисленной за несвоевременное внесение арендных платежей за период с 16.02.2023 по 21.03.2023, всего 632 672,46 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.09.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении иска.
Как указывает податель жалобы, у Общества не возникло обязанности по уплате арендной плате по сроку платежа 15.02.2023, поскольку арендодателем не было исполнено встречное обязательство по передаче лесного ресурса; по сути арендодатель требует внесение аванса; ни положениями договора, ни положениями нормативных актов не предусмотрено право арендодателя начислять арендную плату в течение года по средней ставке, рассчитанной по данным лесных деклараций за предшествующий год (2022); расчет платежей должен осуществляться исходя из сведений текущего 2023 года.
Податель жалобы считает приложение N 4 к Договору необязательным к исполнению, не соответствующим условиям лесного конкурса (протокол торгов от 02.12.2005 N 98) и пунктов 2.1, 2.2 и 2.3 Договора, и обращает внимание на то, что за период с 2008 по 2023 указанное приложение им не подписывалось и арендные платежи в размере, указанном в приложении, не вносились.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Министерство возражает против ее удовлетворения, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Стороны в судебное заседание своих представителей не направили, заявив ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие. Кассационная жалоба рассмотрена согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, отношения сторон регулируются Договором, по условиям которого Обществу (арендатору) с целью заготовки древесины во временное пользование (аренду) передан лесной участок площадью 15 548 га, находящийся на территории Республика Карелия, Пряженского лесничества.
Согласно пункту 1.4 Договора лесной участок передан арендатору для использования в целях и объеме согласно приложению N 3 к Договору.
В соответствии с пунктом 3.4.10 Договора арендатор обязан полностью осваивать установленный материалами лесоустройства и/или проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчетную лесосеку).
В пункте 2.1 Договора установлено, что для определения размера арендной платы учитывается вид использования лесов, размер участка, годовой размер лесопользования на арендуемом лесном участке, действующие ставки платы за данный вид использования лесов и повышающий коэффициент в размере 1.41, установленный по итогам конкурса.
В соответствии с пунктом 2.2 Договора арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением N 4 к Договору.
Арендная плата должна быть внесена за установленный объем лесопользования за истекший год до 31 декабря текущего года (пункт 2.3 Договора).
Министерство письмом от 10.01.2023 N 62 направило Обществу приложение N 4 к Договору, содержащее следующие положения.
"Ежегодный объем использования лесов согласно приложению N 3 к Договору составляет 20 700 куб. м.
Расчет арендной платы произведен в соответствии с пунктом 2 Договора по минимальным ставкам за 1 куб. м, сложившимся на 01.01.2018 с учетом коэффициента индексации, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Уточнение размера арендной платы производится:
- на основании объемов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310);
- в случае подачи лесных деклараций в течение года на объем меньший, чем установленный Договором ежегодный объем использования лесов, арендная плата за незаявленный в установленном порядке объем использования лесов рассчитывается и взимается исходя из средних ставок за 1 куб. м по хозяйствам за 2023 год.
Окончательный расчет производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора лесного участка извещением".
Сроки внесения арендной платы на 2023 год отражены в таблице приложения N 4 к Договору, согласно которой общая сумма арендных платежей за год с учетом показателей планируемого изъятия древесины и его фактического изъятия (по видам древесины) составила 4 188 632 руб., а размер арендной платы по сроку 15.02.2023 - 628 295 руб. (15 % от общей суммы).
Сославшись на несоответствие представленного расчета условиям раздела 2 Договора, Общество письмом от 30.01.2023 отказалось от подписания приложения N 4 к Договору.
Министерство, установив отсутствие уплаты арендных платежей по сроку 15.02.2023, письмом от 20.03.2023 N 622 направило в адрес Общества претензию с требованием уплатить образовавшуюся задолженность и начисленную неустойку.
Оставление Обществом указанной претензии без исполнения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск Министерства.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества неподлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Из пункта 4 статьи 73 ЛК РФ следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Как указывалось выше, разделом 2 Договора установлено, что размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,41.
Суды, отклоняя довод Общества о наличии у него обязанности по уплате арендных платежей только исходя из объемов фактически изъятой древесины, обоснованно указали, что арендатор исходя из условий пунктов 2.2 и 2.3 Договора обязан вносить арендные платежи за установленный среднегодовой объем использования лесов, то есть как за фактически изъятый объем древесины, так и за недоосвоенный ее объем согласно проекту освоения лесов.
Арендатор, принимая решение об участии в конкурсе по передаче в аренду участка лесного фонда и подписывая договор аренды лесного участка, был ознакомлен и согласен с методикой и порядком расчета арендной платы за арендуемый лесной участок. Неподписание ответчиком приложения N 4 к Договору не освобождает его от обязанности внесения арендной платы в установленные Договором сроки и в размере, определяемом Министерством исходя из минимальных ставок, установленных Постановлением N 310, повышающего коэффициента, установленного по результатам торгов, размера участка и вида пользования лесов применительно к расчетной лесосеке, используемой Обществом в соответствии с проектом освоения лесов.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суды правомерно взыскали с ответчика в пользу истца 628 295 руб. арендных платежей по сроку платежа на 15.02.2023, а также 4377,46 руб. пеней, начисленных за несвоевременное внесение арендной платы за период с 16.02.2023 по 21.03.2023 (всего 632 672,46 руб.).
Доводы, приведенные ООО "Форест-Групп" в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 по делу N А26-3357/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форест-Групп" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Из пункта 4 статьи 73 ЛК РФ следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2024 г. N Ф07-495/24 по делу N А26-3357/2023