02 апреля 2024 г. |
Дело N А66-79/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 02.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТверьЛайн" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу N А66-79/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТВЕРЬЛАЙН", адрес: 170041, город Тверь, Карпинского улица, дом 28, помещение 3-7, ОГРН 1036900060361, ИНН 6901036028 (далее - ООО "ТВЕРЬЛАЙН"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету государственного заказа Тверской области, адрес: 170100, город Тверь, площадь Святого Благоверного князя Михаила Тверского, дом 2, ОГРН 1196952014148, ИНН 6950233646 (далее - Комитет), к государственному казенному учреждению Тверской области "Центр организации дорожного движения", адрес: 170028, город Тверь, проспект Победы, дом 53, ОГРН 1146952016144, ИНН 6950185953 (далее - Учреждение), о признании недействительным электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по предоставлению виртуальных выделенных каналов Ethernet на 2023 год (извещение N 0136500001122006553), утвержденного протоколом подведения итогов электронного аукциона от 26.12.2022 N 0136500001122006553-4; о признании недействительным (ничтожным) государственного контракта от 13.01.2023 N 52/1222-ЦОДД на оказание услуг по предоставлению виртуальных выделенных каналов Ethernet на 2023 год, заключенного между Учреждением и закрытым акционерным обществом "Ирбис" (далее - ЗАО "Ирбис").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "Ирбис", адрес: 170008, город Тверь, Озерная улица, дом 16, корпус 1, помещение i, ОГРН 1096952018426, ИНН 6950105771.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ТВЕРЬЛАЙН", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена в кассационной порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, уполномоченным органом 29.11.2022 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0136500001122006553 о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по предоставлению виртуальных выделенных каналов Ethernet на 2023 год (далее - аукцион, закупка).
Исходя из раздела VI описания объекта закупки (технического задания) в рамках предоставления услуги исполнитель осуществляет следующие мероприятия: предоставление (передача) СКЗИ в пользование на период оказания услуги; монтаж, установку (инсталляция), наладку шифровальных (криптографических) средств; настройку и сопровождение имеющегося у заказчика ПО ViPnetAdministrator; изготовление и распределение ключевых документов (ключей шифрования) для ПАК ViPnetCoordinator на имеющего у заказчика ПО ViPnetAdministrator; техническое сопровождение СКЗИ.
Пунктом 4 требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в том числе и предоставление перечисленных в документации лицензий на осуществление конкретных видов деятельности.
Процедура проверки соответствия (несоответствия) вторых частей заявок на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, 26.12.2022 состоялась. В соответствии с протоколом электронного аукциона от 26.12.2022 заявка ООО "ТверьЛайн" признана не соответствующей требованиям документации об открытом аукционе.
Основанием для признания заявки ООО "ТверьЛайн" не соответствующей требованиям аукционной документации явилось отсутствие у заявителя - участника закупки выписки из реестра лицензий, выданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" (далее - Постановление N 2343) по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств с видом работ, предусмотренным пунктами 21, 23 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 (далее - Перечень), а именно:
пункт 21: "Передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации";
пункт 23: "Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.12.2022 N 0136500001122006553-4 победителем открытого аукциона на право заключения государственного контракта признано ЗАО "Ирбис".
Не согласившись с порядком проведения торгов и ссылаясь на ничтожность заключенного по их итогам контракта, ООО "ТВЕРЬЛАЙН" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявления ООО "ТВЕРЬЛАЙН".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случаях, прямо указанных в пункте 1 данной статьи, а также, если при проведении торгов были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 данного Кодекса.
Согласно пункту 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", указанные выше нарушения являются основанием для вывода о недействительности публичных торгов, и недействительности договора, заключенного по результатам их проведения в силу положений пункта 2 статьи 449 ГК РФ, в том числе в рамках дела о банкротстве, как это следует из разъяснений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Нарушения, которые могут повлечь признание судом торгов недействительными, должны являться существенными, очевидно влияющими на результат оспариваемых торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги. Вторая часть заявки помимо прочего должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Закона (пункт 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 данного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона; предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В пунктах 21 и 23 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств (Приложение N 1 к Положению N 313) к указанному виду деятельности относится передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации, и шифровальных (криптографических) средств, разработанных для применения в составе технологии, реализуемой промежуточными элементами интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) и приборами учета электрической энергии, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
Согласно пункту 5 Положений N 313 лицензирование деятельности, определенной указанным Положением осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Таким образом, наличие у лица, оказывающего услуги в области шифрования информации, соответствующей лицензии, является обязательным.
Также суды указали, что заказчиком при описании объекта закупки (технического задания) установлены требования к участникам закупки в части предоставления в составе заявки на участие в электронном аукционе выписок из реестров лицензий или документов, содержащих сведения о регистрационном номере и дате предоставления лицензий на следующие виды деятельности:
- оказание услуг связи по представлению каналов связи;
- разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств с видами работ, предусмотренными пунктами 12, 14, 20, 21, 23, 27, 28 Перечня.
Пункт 21 Перечня установлен заказчиком в связи с требованиями по передаче заказчику на весь срок оказания услуг сертифицированных ФСБ России и ФСТЭК России программно-аппаратных комплексов криптографической защиты информации, предоставление (передача) средств криптографической защиты информации в пользование на период оказания услуги.
Пункт 23 Перечня установлен заказчиком в связи с требованиями по предоставлению защищенных каналов связи, предоставлением (передаче) средств криптографической защиты информации в пользование на период оказания услуги.
Ввиду изложенного суды заключили, что описание объекта закупки (техническое задание) формировалось заказчиком с учетом наличия необходимых у него потребностей в закупаемых услугах по предоставлению виртуальных выделенных каналов Ethernet на 2023 год.
Суды, проанализировали пункты 2, 51 Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденного приказом ФСБ России от 09.02.2005 N 66, согласно которым к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации конфиденциального характера отнесены средства криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) (пункт 2 ПКЗ-2005).
Контроль за соблюдением правил пользования СКЗИ и условий их использования, указанных в правилах пользования на них, осуществляется обладателем, пользователем (потребителем) защищаемой информации, установившим режим защиты информации с применением СКЗИ собственником (владельцем) информационных ресурсов (информационных систем), в составе которых применяются СКЗИ.
ФСБ России в рамках контроля за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи.
Контроль за соблюдением условий производства ключевых документов, указанных в технической, конструкторско-технологической и эксплуатационной документации к внешней системе изготовления ключей, осуществляется изготовителем ключевых документов, а также ФСБ России в рамках контроля за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что контроль за соблюдением правил использования СКЗИ в рамках рассматриваемого контракта осуществляется исключительно заказчиком.
Суды на основании положений пунктов 1, 29 Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, утвержденной приказом Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации от 13.06.2001 N 152 констатировали, что в рамках данного контракта предусмотрена именно передача СКЗИ между исполнителем, являющимся лицензиатом ФСБ в части СКЗИ, и органом криптографической защиты заказчика по журналу поэкземплярного учета СКЗИ в соответствии исключительно с указанными требованиями. Такая передача регламентируется именно законодательством в части работ по обращению со СКЗИ и не связана с какой-либо иной формой передачи, такой как аренда, продажа или подобное.
В связи с этим суды сделали вывод о том, что установление заказчиком в извещении требования о предоставлении лицензии по видам работ, поименованным в пунктах 21, 23 Перечня, не противоречит Закону N 44-ФЗ; установление каждого из пункта соответствует требованиям, указанным в описании объекта закупки.
Суды указали, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Суды, исходя из положений Закона N 44-ФЗ, установили, что в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям, поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
При оспаривании торгов возможность признания их недействительными в связи с нарушением закона влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также совокупность иных обстоятельств. Суду необходимо выяснить: могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли проведение повторных торгов; исполнены ли контракты, заключенные по итогам оспариваемых торгов; в чем выражается интерес лица, оспаривающего торги; насколько признание торгов недействительными отвечает общественным и государственным интересам.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, констатировали, что государственный контракт от 13.01.2023 N 52/1222-ЦОДД на оказание услуг по предоставлению виртуальных выделенных каналов Ethernet на 2023 год, заключенный Учреждением и ЗАО "Ирбис", исполняется в соответствии с техническим заданием. Срок действия контракта по 09.11.2023. По акту приема-передачи оборудования (СКЗИ) от 16.01.2023 заказчику переданы средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Фактически потребности заказчика (учреждения) в предмете закупки удовлетворены. В связи с этим сделали вывод об отсутствии оснований для признания государственного контракта от 13.01.2023 N 52/1222-ЦОДД недействительным.
Также суды учли, что признание данного контракта недействительным может нарушить публичные интересы, безопасность дорожного движения и эффективность контроля за дорожным движением; то, что решениями комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 16.12.2022 N 05-6/1-216-ЕК/8176/22, от 12.01.2023 N 05-6/1-228-ЕК/137/23 жалоба ООО "ТверьЛайн" на действия заказчика в части включения в извещение требования о предоставлении лицензии с видами работ, предусмотренными пунктами 21, 23 Перечня, признана необоснованной.
Суды отклонили довод подателя жалобы о наличии у него лицензии по виду деятельности, предусмотренному пунктом 27 Перечня, для исполнения рассматриваемых обязательств получение лицензий, определенных в пунктах 21, 23 Перечня, не требуется, поскольку он основан на неверном толковании норм права и установленных требований заказчика.
Также суды не приняли во внимание ссылки подателя жалобы на возможность по условиям пункта 4.1.3 контракта привлечения соисполнителя, на избыточность требования представления лицензии на спорный вид деятельности, поскольку действующим законодательством установлено требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки, поскольку частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, учитывая, что нарушений при проведении торгов не установлено, заключили об отсутствии оснований для применения последствий недействительности и признания заключенного контракта недействительным.
Ввиду изложенного суды обоснованно отказали ООО "ТверьЛайн" в удовлетворении иска.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу N А66-79/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТверьЛайн" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, констатировали, что государственный контракт от 13.01.2023 N 52/1222-ЦОДД на оказание услуг по предоставлению виртуальных выделенных каналов Ethernet на 2023 год, заключенный Учреждением и ЗАО "Ирбис", исполняется в соответствии с техническим заданием. Срок действия контракта по 09.11.2023. По акту приема-передачи оборудования (СКЗИ) от 16.01.2023 заказчику переданы средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Фактически потребности заказчика (учреждения) в предмете закупки удовлетворены. В связи с этим сделали вывод об отсутствии оснований для признания государственного контракта от 13.01.2023 N 52/1222-ЦОДД недействительным.
Также суды учли, что признание данного контракта недействительным может нарушить публичные интересы, безопасность дорожного движения и эффективность контроля за дорожным движением; то, что решениями комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 16.12.2022 N 05-6/1-216-ЕК/8176/22, от 12.01.2023 N 05-6/1-228-ЕК/137/23 жалоба ООО "ТверьЛайн" на действия заказчика в части включения в извещение требования о предоставлении лицензии с видами работ, предусмотренными пунктами 21, 23 Перечня, признана необоснованной.
Суды отклонили довод подателя жалобы о наличии у него лицензии по виду деятельности, предусмотренному пунктом 27 Перечня, для исполнения рассматриваемых обязательств получение лицензий, определенных в пунктах 21, 23 Перечня, не требуется, поскольку он основан на неверном толковании норм права и установленных требований заказчика.
Также суды не приняли во внимание ссылки подателя жалобы на возможность по условиям пункта 4.1.3 контракта привлечения соисполнителя, на избыточность требования представления лицензии на спорный вид деятельности, поскольку действующим законодательством установлено требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки, поскольку частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2024 г. N Ф07-772/24 по делу N А66-79/2023
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-772/2024
16.11.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6821/2023
19.07.2023 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-79/2023
03.05.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2883/2023