03 апреля 2024 г. |
Дело N А13-5811/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области Садинова Т.М. (доверенность от 23.11.2023), от акционерного общества "Череповецкий завод силикатного кирпича" Папста Д.И. (доверенность от 07.02.2024),
рассмотрев 01.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Череповецкий завод силикатного кирпича" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023 по делу N А13-5811/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Череповецкий завод силикатного кирпича", адрес: 162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Леднева, д. 2, ОГРН 1023501247098, ИНН 3528008268 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Зосимовская ул., д. 65, ОГРН 1023500877949, ИНН 3525108200 (далее - Департамент), о признании недействительным решения от 29.03.2023 N 29 об отказе в продлении срока действия лицензии на пользование недрами.
Решением суда первой инстанции от 27.07.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.11.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что фактический объем добычи полезного ископаемого в 2019 году не превысил ориентировочно заявленный объем. Отклонение объема фактически добытого минерального сырья незначительно по сравнению с объемом ориентировочно заявленного. Обществом представлены доказательства объективности причин снижения объема добычи, но они не приняты судами во внимание. Суды необоснованно ссылаются на судебные акты по делу N А13-10936/2021, поскольку в рамках указанного дела не устанавливались обстоятельства нарушения Обществом рабочего проекта, суд не исследовал вопрос о том, как соотносится нарушение целостности недр за пределами границ горного отвода с рабочим проектом. Суд в рамках дела N А13-10936/2021 установил, что нарушения были устранены Обществом путем восстановления границ горного отвода за счет собственных средств. То обстоятельство, что Общество, утвердив в марте 2022 года отчет по геологическому изучению и оценке месторождения, не приняло мер по внесению изменений в лицензию в части балансовых запасов песка, не может опровергать объемы фактических запасов, изученных в ходе геологического исследования. Общество не утрачивало право принять меры по увеличению балансовых запасов полезных ископаемых в границах месторождения "Лодыгино 5" и после продления срока действия лицензии.
Департамент в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Департамента возразил против удовлетворения жалобы по мотивам отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.05.2013 Обществу выдана лицензия на пользование недрами серии ВОЛ номер 80317 ТЭ на добычу песков и песчано-гравийного материала на участке 5 месторождения "Лодыгино" для гражданского и дорожного строительства в Череповецком районе Вологодской области в 16 км северо-западнее города Череповца, в 0,9 км юго-восточнее деревни Аксеново, в 0,6 км западнее деревни Лодыгино, на территории Абакановского поселения. Дата окончания действия лицензии - 07.07.2023.
В пункте 1 приложения 1 к лицензии установлены географические координаты участка недр. В силу пункта 4 приложения 1 к лицензии недропользователь производит разработку месторождения открытым способом без применения взрывных работ в границах горного отвода площадью 15,04 га, зарегистрированного в Северном управлении Ростехнадзора от 01.06.2012 под реестровым N 1347. В приложении N 4 к лицензии содержатся координаты границ горного отвода.
Общество обратилось в Департамент с заявлением от 01.03.2023 о продлении срока действия лицензии, в котором просило внести изменения в лицензию на основании подпункта 2 пункта 2.1 Порядка внесения изменений в лицензии на пользование участками недр местного значения, утвержденного приказом Департамента от 20.07.2022 N 223 (далее - Порядок N 223), продлив срок действия лицензии на 5 лет, до 07.07.2028.
Комиссией Департамента по рассмотрению материалов лицензий на пользование недрами на территории Вологодской области протоколом заседания от 16.03.2023 N 12-ОПИ/16.03.2023 по результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе в продлении срока действия лицензии в связи с нарушением абзаца второго пункта 6, подпунктов 3, 5, 7 пункта 7 условий на пользование недрами в целях добычи песков на участке месторождения "Лодыгино".
Департамент на основании данного решения и положений части 4 статьи 10, пунктов 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), пунктов 2.15, 2.17, подпункта 3 пункта 2.18 Порядка N 223 принял решение от 29.03.2023 N 29 об отказе в продлении срока действия лицензии на пользование недрами.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование в том числе для добычи полезных ископаемых (статья 10 Закона N 2395-1).
Согласно пункту 10 части второй статьи 22 Закона N 2395-1 недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Частью первой статьи 12 Закона N 2395-1 (в редакции, действовавшей на дату выдачи рассматриваемой лицензии) определено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в том числе сроки действия лицензии и сроки начала работ; согласованный уровень добычи; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
В силу статьи 10 Закона N 2395-1 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения Департамента) срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Частью пятой статьи 12 Закона N 2395-1 определено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно статье 12.1 Закона N 2395-1 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения Департамента) к числу оснований внесения изменений в лицензию на пользование недрами отнесена необходимость завершения пользователем недр геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или необходимость ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр.
В силу части шестой той же статьи Закона N 2395-1 внесение изменений в лицензии на пользование недрами в отношении лицензий на пользование участком недр местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью седьмой статьи 12.1 Закона N 2395-1 принятие решения о внесении изменений в лицензию на пользование участком недр местного значения осуществляется комиссией, создаваемой уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основанию необходимости завершения пользователем недр добычи полезных ископаемых осуществляется только при согласии пользователя недр и органов, указанных в части шестой названной статьи.
Аналогично положениям статей 10, 12.1 Закона N 2395-1 в подпункте 2 пункта 2.1 Порядка N 223 также предусмотрено, что внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основанию необходимости завершения пользователем недр добычи полезных ископаемых осуществляется при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр.
В силу подпункта 3 пункта 2.18 Порядка N 223 одним из оснований для отказа во внесении изменений в лицензию на пользование недрами является наличие у заявителя неустраненных нарушений условий выданной лицензии на право пользования участком недр местного значения (в случае подачи заявления по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 2.1 данного Порядка).
Департамент, отказывая в продлении срока действия лицензии, исходил из допущенных Обществом нарушений условий пользования недрами, установленных при предоставлении лицензии на (приложение к рассматриваемой лицензии; далее - Условия).
Так, согласно абзацу второму пункта 6 Условий (с учетом изменений) среднегодовой объем добычи минерального сырья на месторождении определяется планами развития горных работ и ориентировочно составляет 170 тыс. м3.
Пунктом 7 Условий установлена обязанность недропользователя производить добычу полезного ископаемого в соответствии с рабочим проектом "Разработка и рекультивация карьера песков "Лодыгино 5" Череповецкого района Вологодской области", разработанным обществом с ограниченной ответственностью "Институт "Вологдаижпроект" в 2010 году, прошедшим государственную экспертизу в установленном порядке (подпункт 3); соблюдать требования законодательства о недрах, окружающей среды, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии и безопасному ведению горных работ, обеспечивать сохранность месторождения, полезного ископаемого и горных выработок (подпункт 5); производить добычу полезного ископаемого в соответствии с планами развития горных работ, не допускать выборочной отработки и сверхнормативных потерь полезного ископаемого (подпункт 7).
Согласованный объем добычи полезных ископаемых, отнесенный Законом N 2395-1 к лицензионным условиям, соблюдение которых является обязанностью пользователя недр, направлен на рациональное использование месторождений полезных ископаемых в целях недопущения их деградации, а равно недопущения вреда недрам чрезмерной добычей полезных ископаемых, что направлено на сохранение баланса при осуществлении экономической и иной предпринимательской деятельности и сохранением публичных интересов государства, направленных на сохранение природных ресурсов.
Общество согласовало в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору планы развития горных работ на 2019 год в объеме 170 тыс. м3; на 2020 год - 106,1 тыс. м3; на 2021 год - 120 тыс. м3; на 2022 год - 170 тыс. м3.
Согласно статистической отчетности по форме N 5-гр объем добычи полезных ископаемых в 2019 году составил 110,9 тыс. м3; в 2020 году - 109,5 тыс. м3; в 2021 году - 78,3 тыс. м3, в 2022 году - 122,1 тыс. м3.
Доводы Общества о том, что недостижение установленного объема добычи в 2019 году обусловлено объективными причинами (повышение уровня грунтовых вод, начало добычи обводненных запасов полезных ископаемых) всесторонне рассмотрены и правомерно отклонены судами двух инстанций с учетом положений Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1466 (требование о внесении изменений в планы и схемы развития горных работ, требующих согласования с уполномоченным органом государственного надзора, установлено также ранее действовавшими Правилами подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814), а также отсутствия со стороны Общества действий по внесению изменений в планы горных работ в соответствующем периоде.
Объем нарушений - порядка 35 % Обществом не обоснован наличием чрезвычайных, непредвиденных и объективных препятствий на всем протяжении периода (года). Таким образом, Департамент верно заключил о нарушении Обществом среднегодового уровня добычи полезных ископаемых в 2019 году.
В части 2020, 2022 годов суды заключили об отсутствии нарушающих условия лицензии показателей объема добычи полезных ископаемых, в части 2021 года признали доказанным Обществом наличие обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствовали исполнению обязательства, установленные Условиями и планом развития горных работ.
Кроме того, Департаментом установлено, что в 2021 году Обществом нарушен рабочий проект "Разработка и рекультивация карьера песков "Лодыгино 5" Череповецкого района Вологодской области" и добыча песка велась за границей горного отвода.
Общий объем песка, добытого за пределами горного отвода участка 5 месторождения "Лодыгино" в 2019-2020 годах, составил 79,6 тыс.м3. В результате произведенных Обществом мероприятий по выполнению буртов и снятию растительного слоя для подготовки участка к геологоразведочным работам была нарушена целостность недр за пределами границ горного отвода.
Указанное подтверждается проектной документацией, постановлением от 28.07.2021 N 300 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признанным судом законным по существу нарушения в ранее рассмотренном деле N А13-10936/2021.
В результате ведения добычных работ за границами горного отвода Обществом причинен вред недрам в размере 14 411 580 руб., что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А13-6531/2023 о взыскании.
При всей совокупности исследованных обстоятельств и пояснений сторон, причин и оценке серьезности и последствий допущенных нарушений Условий, ведении Обществом добычи на другом участке по другой лицензии и отсутствия доказательств прекращения основной деятельности ввиду непродления срока действия настоящей лицензии, исходя из принципов законности и соразмерности суды двух инстанций признали оспариваемый отказ Департамента правомерным.
Таким образом, выводы судов двух инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023 по делу N А13-5811/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Череповецкий завод силикатного кирпича" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Общества о том, что недостижение установленного объема добычи в 2019 году обусловлено объективными причинами (повышение уровня грунтовых вод, начало добычи обводненных запасов полезных ископаемых) всесторонне рассмотрены и правомерно отклонены судами двух инстанций с учетом положений Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1466 (требование о внесении изменений в планы и схемы развития горных работ, требующих согласования с уполномоченным органом государственного надзора, установлено также ранее действовавшими Правилами подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814), а также отсутствия со стороны Общества действий по внесению изменений в планы горных работ в соответствующем периоде.
...
Общий объем песка, добытого за пределами горного отвода участка 5 месторождения "Лодыгино" в 2019-2020 годах, составил 79,6 тыс.м3. В результате произведенных Обществом мероприятий по выполнению буртов и снятию растительного слоя для подготовки участка к геологоразведочным работам была нарушена целостность недр за пределами границ горного отвода.
Указанное подтверждается проектной документацией, постановлением от 28.07.2021 N 300 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признанным судом законным по существу нарушения в ранее рассмотренном деле N А13-10936/2021."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2024 г. N Ф07-490/24 по делу N А13-5811/2023