05 апреля 2024 г. |
Дело N А56-111894/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Авто-Беркут" Сладковой А.В. (доверенность от 23.01.2024), от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сапонджян Е.В. (доверенность от 11.10.2023 N 01-19/19673),
рассмотрев 03.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авто-Беркут" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 по делу N А56-111894/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авто-Беркут", адрес: 188268, Ленинградская обл., Лужский р-н, пос. Мшинская, Комсомольская ул., д. 3, ОГРН 1024701560366, ИНН 4710010508 (далее - ООО"Авто-Беркут", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр-кт, д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания от 29.07.2022 N 108-ВВ/2022 в части пункта 8 и пунктов 2, 3, 4 в отношении нарушений, связанных с инфильтрационными водами объекта захоронения отходов, а также о понуждении Управления внести в акт выездной проверки от 29.07.2022 N 108-ВВ/2022 (далее - Акт проверки) изменения путем исключения выводов, отраженных в оспариваемой части указанного предписания.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и уточнениях к ней Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, суды не уделили должного внимания доводу о существенном нарушении должностными лицами Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" (далее - ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО") действующих норм и регламентов при проведении отборов проб и их исследовании, а также доводу о том, что из заключения невозможно определить кому из экспертов поручено проведение экспертизы и в заключении отсутствует предупреждение эксперта об ответственности. В связи с чем Общество считает, что у судов отсутствовали основания для принятия в качестве доказательства экспертного заключения ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО", полученного, по его мнению, с нарушением действующего законодательства.
Кроме того, Общество считает неподтвержденным материалами дела вывод судов о наличии на объекте отхода "Инфильтрационные воды объекта захоронения отходов", поскольку в акте осмотра от 12.07.2022 указано на наличие в водоотводной канаве только лишь фильтрата с водой от тушения пожара.
Также податель жалобы не согласен с доводами судов о неправомерности предъявления самостоятельного требования об оспаривания Акта проверки. По мнению ООО"Авто-Беркут", Акт проверки в оспариваемой части влечет для Общества юридические последствия, следовательно, его оспаривание является способом защиты нарушенных прав заявителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы, представитель Управления возражала против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Авто-Беркут" на основании лицензии от 18.05.2016 Л020-00113-47/00031057 осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 47:29:0803001:3 по адресу: Ленинградская обл., Лужский р-н, Лужский лесхоз, Мшинское лесничество, 21 квартал.
На основании решения от 05.07.2022 N 108-ВВ/2022 Управление провело в период выездную проверку деятельности ООО "Авто-Беркут" по соблюдению обязательных требований в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (отходы I - V классов опасности), о чем составило Акт проверки. В ходе проверки Управлением выявлены и отражены в пунктах 2, 3 и 4 указанного акта следующие нарушения: отсутствуют нормативы образования отходов, их лимиты и паспорта, не осуществляется учет размещенных отходов: инфильтрационных вод объекта захоронения отходов, образовавшихся при эксплуатации Обществом объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Кроме того, как отражено в пункте 8 Акта проверки, ООО "Авто-Беркут" не обеспечивает размещение отходов безопасным для окружающей среды способом, что повлекло негативные изменения качества окружающей среды - загрязнение природных грунтовых вод в контрольных скважинах над значениями фоновой скважины, загрязнение почв, тем самым нарушаются положения пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Установленные в ходе проверки нарушения послужили Управлению основанием для выдачи Обществу предписания от 29.07.2022 N 108-ВВ/2022 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Не согласившись с Актом проверки и указанным предписанием в части пунктов 2, 3, 4 и 8, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, с которым согласился и апелляционный суд, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статья 14 Закона N 89-ФЗ обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, осуществлять отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и составлять паспорта таких отходов (пункты 1 и 3).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, которые разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Управлением установлено, что в процессе деятельности ООО "Авто-Беркут" образуются отходы: инфильтрационные воды объектов размещения твердых коммунальных отходов (код согласно Федеральному классификационному каталогу отходов - 7 39 101 00 00 0). При этом в нарушение требований пункта 3 статьи 14, пунктов 1 и 2 статьи 18, пункта 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ Общество не разработало нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, не составило паспорт на указанные отходы, а также не осуществляет учет образовавшихся отходов.
Довод Общества об отсутствии доказательств образования спорных отходов оценен судами и отклонен как опровергающийся материалами дела, в том числе Актом проверки.
По результатам всестороннего исследования всех обстоятельств дела и доводов сторон суды пришли к обоснованному выводу о законности пунктов 2, 3 и 4 оспариваемого предписания.
В пункте 8 оспариваемого предписания отражено, что ООО "Авто-Беркут" не обеспечивает размещение отходов безопасным для окружающей среды способом, что повлекло негативные изменения качества окружающей среды - загрязнение природных грунтовых вод в контрольных скважинах над значениями фоновой скважины, загрязнение почв.
В силу пункта 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках проверки 12.07.2022 должностными лицами ЦЛАТИ в присутствии государственного инспектора Управления и представителя Общества был осуществлен отбор проб на территории полигона ООО "Авто-Беркут", по результатам исследования которых было оформлено заключение от 27.07.2022 N 043-З-22 с выводом об отнесении отобранных и исследованных проб (объединенная проба жидкого отхода (фильтрат полигона)) по степени негативного воздействия на окружающую среду к IV (четвертому) классу опасности (протокол биотестирования от 22.07.2022 N 459.22.БТ).
Управлением был проведен сравнительный анализ качества окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов) и установлено превышение над фоном в несколько раз концентрации загрязняющих веществ в грунтовых водах (17 наименований) от 1,3 до 80 раз, а в почве (7 видов веществ) - от 1,9 до 62,8 раза. Доказательств обратного Обществом не представлено.
Судами тщательным образом на основе применения положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на нарушение требований которого ссылался ответчик, проанализированы и отклонены замечания Общества к порядку отбора проб и проведенным исследованиям.
Общество в кассационной жалобе приводит довод о том, что суды неправомерно приобщили к материалам дела результаты проверки, проведенной в марте 2023, и тем самым вышли за пределы заявленных требований, которые основаны на проверке 2022 года.
Как следует из материалов дела, акт проверки от 11.04.2023 N 32-ВВ/2023 был представлен ООО "Авто-Беркут" в обоснование приводимых им доводов. Вопреки утверждению Общества результаты проведенной в 2023 году проверки не учитывались судами при оценке законности оспариваемого предписания, а судебные акты в обоснование изложенных в них выводов не содержат ссылок на документы, оформленные в 2023 году.
Относительно требования Общества о понуждении Управления внести в Акт проверки изменения путем исключения из его текста оспариваемых выводов следует отметить следующее.
Поскольку Акт проверки не относится к ненормативным правовым актам, а является фиксирующим выявленные нарушения документом, на основании которого вынесено оспариваемое предписание, судами двух инстанций указанное Обществом требование воспринято как заявление о способе восстановления нарушенного права, которое не подлежало удовлетворению в силу признания оспариваемого постановления законным и обоснованным.
То обстоятельство, что суды не рассмотрели спорное требование в качестве самостоятельного, не нарушает прав Общества, поскольку при обратном производство по делу в части требования о внесении изменений в Акт проверки подлежало прекращению применительно к части 1 статьи 150 АПК РФ.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 по делу N А56-111894/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авто-Беркут" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управлением установлено, что в процессе деятельности ООО "Авто-Беркут" образуются отходы: инфильтрационные воды объектов размещения твердых коммунальных отходов (код согласно Федеральному классификационному каталогу отходов - 7 39 101 00 00 0). При этом в нарушение требований пункта 3 статьи 14, пунктов 1 и 2 статьи 18, пункта 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ Общество не разработало нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, не составило паспорт на указанные отходы, а также не осуществляет учет образовавшихся отходов.
...
В силу пункта 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
...
Судами тщательным образом на основе применения положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на нарушение требований которого ссылался ответчик, проанализированы и отклонены замечания Общества к порядку отбора проб и проведенным исследованиям."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2024 г. N Ф07-604/24 по делу N А56-111894/2022