08 апреля 2024 г. |
Дело N А56-111512/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" Мазаева К.Г. (доверенность от 03.03.2022),
рассмотрев 20.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2023 по делу N А56-111512/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 143409, Московская обл., г. Красногорск, Успенская ул., д. 3, пом. I, оф. 307, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), от 29.09.2022 N 05-26-34054/22-0-0, от 29.09.2022 N 05-26-35867/22-0-0, от 07.10.2022 N 05-26-36935/22-0-0, от 20.09.2022 N 05-26-34024/22-0-0, от 07.10.2022 N 05-26-36932/22-0-0, от 07.10.2022 N 05-26-36936/22-0-0, от 07.10.2022 N 05-26-36939/22-0-0, от 15.08.2022 N 05-26-29295/22-0-0, от 22.08.2022 N 05-26-30004/22-0-0, от 07.10.2022 N 05-26-36937/22-0-0, от 07.10.2022 N 05-26-36925/22-0-0, от 20.09.2022 N 05-26-34059/22-0-0, от 07.10.2022 N 05-26-36947/22-0-0 об отказе в заключении договоров на размещение антенно-мачтовых сооружений и обязании Комитета в течение 10 дней с даты вступления в силу решения суда принять решение о заключении с Обществом без проведения аукциона указанных договоров согласно заявлениям Общества от 10.08.2022 N ЛД531, от 15.09.2022 N ЛД-584, от 08.09.2022 N ЛД-574, от 15.08.2022 N ЛД-540, от 23.09.2022 N ЛД-596, от 07.09.2022 N ЛД-571, от 22.09.2022 N ЛД-591, от 15.07.2022 N ЛД-467, от 21.07.2022 N ЛД-490, от 22.09.2022 N ЛД-592, от 23.09.2022 N ЛД-597, от 15.08.2022 N ЛД-537, от 23.09.2022 N ЛД-594.
Решением суда первой инстанции от 04.04.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2023 решение от 04.04.2023 отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление от 01.11.2023, оставить в силе решение от 04.04.2023.
По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции не учтено, что размещение антенно-мачтовых сооружений связи на территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), территориях зеленых насаждений общего пользования, не допускается; в границах территорий зеленых насаждений общего пользования запрещается предоставление земельных участков для размещения объектов капитального строительства; площадь антенно-мачтовых сооружений, которые Общество планирует размесить на испрашиваемых земельных участках и размещает на территории Санкт-Петербурга составляет не более 3 кв.м, в то время Общество запрашивает земельные участки площадью от 2 до 25 кв.м.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Комитет извещен в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество обратилось к Комитету с заявлениями от 07.09.2022 N ЛД-571, от 15.09.2022 N ЛД-584, от 22.09.2022 N ЛД-591, ЛД-592, от 23.09.2022 N ЛД-597, ЛД-594 о выдаче разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, в которых просило заключить с ним договоры на размещение без проведения аукциона на срок 3 года антенно-мачтовых сооружений связи (далее - АМС) высотой 30 м, являющихся объектами движимого имущества, на земельных участках: площадью 4 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, ул. Оптиков, западнее д. 47, корп. 1, лит. А; площадью 25 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, западнее д. 25, корп. 2, лит. А; площадью 6 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, ул. Шишкина, северо-восточнее д. 46, корп. 2, лит. А; площадью 2 кв.м, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, севернее д. 169, корп. 3, стр. 1; площадью 7 кв.м, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, Трамвайный пр., северо-восточнее д. 21, корп. 1, лит. А; площадью 25 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Южное ш., северо-западнее д. 55, корп. 1, лит. А, согласно прилагаемым схемам границ.
Кроме того, Общество обратилось к Комитету с заявлениями от 15.07.2022 N ЛД-467, 21.07.2022 N ЛД-490, от 10.08.2022 N ЛД-531, 15.08.2022 N ЛД-537, ЛД-540 от 08.09.2022 N ЛД-574, от 23.09.2022 N ЛД-596 о выдаче разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, в которых просило заключить с ним договоры на размещение без проведения аукциона на срок 3 года АМС высотой 30 м, являющихся объектами недвижимого имущества, на земельных участках площадью 9 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Энгельса, южнее д. 179, лит. А; площадью 25 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, ул. Шишкина, севернее д. 311, стр.; площадью 25 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Пулковская ул., южнее д. 4, корп. 1, лит. А; площадью 25 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, отд. Бадаевское, западнее д.5, лит. А; площадью 4 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Дунайский пр., юго-восточнее д. 58, корп. 3, лит А; площадью 4 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Будапештская ул., юго-западнее д. 106, корп. 1, лит. А; площадью 25 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Бухарестская ул., южнее д. 160, лит. А; согласно прилагаемым схемам границ.
Комитет решениями от 15.08.2022 N 05-26-29295/22-0-0, от 22.08.2022 N 05-26-30004/22-0-0, от 20.09.2022 N 05-26-34024/22-0-0, 05-26-34059/22-0-0, от 29.09.2022 N 05-26-34054/22-0-0, 05-26-35867/22-0-0, от 07.10.2022 N 05-26-36935/22-0-0, 05-26-36932/22-0-0, 05-26-36936/22-0-0, 05-26-36939/22-0-0, 05-26-36937/22-0-0, 05-26-36925/22-0-0, 05-26-36947/22-0-0 отказал Обществу в заключении договоров на размещение АМС на основании подпункта 9, пункта 4, статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118) в связи с тем, что размещение объекта на земельном участке и(или) использование земельного участка в указанных в заявлениях целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В решениях Комитет указал на то, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах территорий зеленых насаждений общего пользования и зеленых насаждений, выполняющих специальные функции.
В решении от 15.08.2022 N 05-26-29295/22-0-0 Комитет также сослался на то, что документацией по планировке территории объекта "Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга. Реконструкция кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербург на участке от ст. Горская до Приозерского шоссе, Ленинградская область" Этап 1. Этап 2, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 28.12.2016 N 2922-р, размещение АМС, являющегося объектом недвижимого имущества, не предусмотрено.
Общество, посчитав указанные решения незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы доказательства, в том числе заключения Комитета по благоустройству и Комитета по градостроительству и архитектуре, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требования Общества.
Суд апелляционной инстанции, не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение и признал требования Общества обоснованными.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены Законом N 521-118.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Закона N 521-118 сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11-13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона N 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, основанием для принятия Комитетом оспариваемых решений послужил тот факт, что испрашиваемые Обществом земельные участки для установки антенных опор представлены территорией с зелеными насаждениями (газоном с деревьями и кустарниками).
Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 396-88).
Согласно статье 2 Закона N 396-88 территории зеленых насаждений подразделяются на виды, в том числе территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга.
Правовой режим территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, определен статьей 17 Закона Санкт-Петербурга N 396-88, согласно пункту 1 которой на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), запрещается предоставление земельных участков для размещения автостоянок и объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, строительства, реконструкции, капитального ремонта киосков вентиляционных шахт метрополитена, сооружений инженерных сетей метрополитена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Во исполнение пункта 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 утверждены Правила.
Пунктом 2 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей.
В материалы дела были представлены заключения Комитета по благоустройству и Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга по вопросу об имеющихся ограничениях на использование спорных земельных участков в целях размещения АМС, в том числе по высотным параметрам, установленным градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой расположены испрашиваемые участки; видам разрешенного использования земельных участков; нахождению их в границах тротуара элемента улично-дорожной сети, охранной зоны подземный кабельных линий электропередачи.
Вместе с тем апелляционный суд признал содержащиеся в указанных заключениях сведения недостоверными без их проверки и привлечения соответствующих государственных органов к участию в деле.
Оспариваемые решения Комитета приняты как в отношении антенно-мачтовых сооружений связи, являющихся объектами как движимого имущества, так и недвижимого имущества.
Однако апелляционным судом не исследовано и не установлено в отношении каждого спорного земельного участка, в границах какой территориальной зоны испрашивается размещение антенно-мачтового сооружения в качестве движимого или недвижимого имущества, какие имеются ограничения для данной зоны, не нарушит ли размещение такого сооружения специальный режим использования территории, градостроительный регламент территориальной зоны. Также оценка объективной необходимости использования земельных участков испрашиваемых площадей для размещения сооружений связи с учетом их технических характеристик и функционального назначения судом не производилась. Указанное имеет значение для выводов суда о наличии законных оснований для отказа в предоставлении спорных участков и том, какие права и законные интересы Общества нарушены оспариваемыми отказами.
Решение суда первой инстанции также не может быть оставлено в силе, поскольку проверка законности оспариваемых решений Комитета, правомерности требований Общества должна устанавливаться по каждому конкретному земельному участку исходя из вида АМС (объекта движимого или недвижимого имущества), для размещения которого испрашивается земельный участок.
Правильное разрешение спора непосредственно зависит от фактических обстоятельств дела. Однако указанные обстоятельства судами должным образом не исследованы, фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, надлежащим образом не установлены.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а совершение таких процессуальных действий выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, решение и постановление в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи, дать им правовую оценку, после чего с соблюдением норм материального и процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.12.2023 по ходатайству Комитета исполнение постановления от 01.11.2023 было приостановлено до окончания производства в суде кассационной инстанции. В связи с отменой обжалуемых судебных актов и направлением дела в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение данный судебный акт не подлежат исполнению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2023 по делу N А56-111512/2022 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
...
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11-13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона.
...
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.12.2023 по ходатайству Комитета исполнение постановления от 01.11.2023 было приостановлено до окончания производства в суде кассационной инстанции. В связи с отменой обжалуемых судебных актов и направлением дела в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение данный судебный акт не подлежат исполнению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 апреля 2024 г. N Ф07-21968/23 по делу N А56-111512/2022
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21968/2023
01.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16314/2023
04.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-111512/2022