09 апреля 2024 г. |
Дело N А13-1781/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" Пискунова А.А. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 09.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 по делу N А13-1781/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" (161100, Вологодская обл., г. Кириллов, ул. Победы, д. 30; ОГРН 1073533000386; ИНН 3511006008; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предостережения Государственной жилищной инспекции Вологодской области (160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 19; ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; далее - Инспекция) от 13.12.2022 N 5904-29.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бакатова Вера Владимировна и Лебедев Сергей Валентинович.
Решением суда первой инстанции от 28.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.10.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предостережение является неправомерным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекция в ходе рассмотрения обращения Бакатовой В.В. от 10.10.2022 в рамках регионального государственного лицензионного контроля осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами выявила нарушение Обществом обязательных требований при управлении на основании договора от 12.11.2013 N 7 многоквартирным домом, расположенным по адресу: Вологодская обл., г. Кириллов, ул. Октябрьская, д. 15а.
Инспекцией установлено, что общим собранием собственников помещений в указанном доме принято решение, оформленное протоколом от 29.04.2022 N 1, об утверждении перечня видов работ и услуг, а также тарифа на содержание жилья в размере 15 руб. 50 коп. с 1 кв.м.
Указанный протокол представлен управляющей компании 04.05.2022, однако в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) Обществом не размещен, а в платежных документах за период с июня по ноябрь 2022 года плата за содержание жилья рассчитана исходя из 20 руб. 34 коп. с 1 кв.м.
О недопустимости нарушения обязательных требований путем приведения в соответствие с действующим законодательством порядка начисления платы за содержание жилья потребителям многоквартирного дома за период с июня по ноябрь 2022 года, а также размещения в ГИС ЖКХ протокола от 29.04.2022 N 1 Инспекция выдала Обществу предостережение от 13.12.2022 N 5904-29.
Общество не согласилось с предостережением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого предостережения, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В силу пункта 36 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) в ГИС ЖКХ должна размещаться информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования.
Согласно части 18 статьи 7 Закона N 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную, в частности, пунктом 36 части 1 статьи 6 настоящего Закона.
Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - Приказ N 74/114/пр).
В соответствии с пунктом 7.1.3 раздела 10 Приказа N 74/114/пр в состав информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, входит протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установлении размера платы за содержание жилого помещения, который подлежит размещению не позднее 10 дней со дня подписания протокола.
В силу пункта 19 раздела 10 Приказа N 74/114/пр в состав информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, входит информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, в случае если управляющая организация является инициатором проведения такого собрания либо участвует в организации такого собрания, а также в случае представления инициатором собрания в управляющую организацию документов (сообщений, протоколов, решений) о проведении общего собрания. К данной информации, в частности, относится протокол, которым утверждено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт 19.3), информация размещается не позднее 10 дней со дня принятия решений.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 29.04.2022 N 1 с приложением представлен в Общество 04.05.2022. При этом Общество в установленный срок обязанность по размещению данного протокола в ГИС ЖКХ не исполнило.
Отклоняя довод Общества об отсутствии у него обязанности по размещению протокола общего собрания от 29.04.2022 N 1 в ГИС ЖКХ ввиду несоответствия протокола требованиям законодательства, суды исходили из недоказанности ничтожности решения, принятого общим собранием собственников помещений.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.
Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В пункте 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установили суды, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом от 29.04.2022 N 1, утверждена плата за содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 15 руб. 50 коп. с 1 кв.м.
Судами также установлено, что за период с июня по ноябрь 2022 года плата за содержание общего имущества многоквартирного дома рассчитана Обществом с применением тарифа, установленного решением Совета городского поселения города Кириллова от 27.04.2022 N 101 (20 руб. 34 коп. с 1 кв.м).
Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании приняли решение об установлении платы за содержание жилого помещения в размере 15 руб. 50 коп. с 1 кв.м., суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае положения части 4 статьи 158 ЖК РФ не подлежат применению.
При этом судами указано, что нормами жилищного законодательства не предусматривается право управляющих организаций на одностороннее изменение размера платы за содержание общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предостережения Инспекция упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными, с чем согласился и апелляционный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 по делу N А13-1781/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании приняли решение об установлении платы за содержание жилого помещения в размере 15 руб. 50 коп. с 1 кв.м., суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае положения части 4 статьи 158 ЖК РФ не подлежат применению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 апреля 2024 г. N Ф07-22677/23 по делу N А13-1781/2023