10 апреля 2024 г. |
Дело N А26-6081/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Колчиной Л.С. (доверенность от 20.11.2023),
рассмотрев 10.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по делу N А26-6081/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал", адрес: 185035, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 60, ОГРН 1141001014330, ИНН 1001291146 (далее - АО "ПКС - Водоканал", Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным пункта 2 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, адрес: 185002, г. Петрозаводск, ул. Пирогова, д. 12, ОГРН 1051000011677, ИНН 1001048857 (далее - Управление) от 24.03.2023 N 63/17-П.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебными актами, Общество обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 21.09.2023 и постановление от 25.12.2023, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления.
По мнению Общества, прививка от брюшного тифа должна осуществляется в рамках национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 N 1122н (далее - Календарь профилактических прививок), по эпидемическим показаниям и на основании решения об иммунизации населения по эпидемическим показаниям, принимаемого главными государственными санитарными врачами субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом случае такое решение главным государственным санитарным врачом по Республике Карелия в 2023 году принято не было, следовательно, обязанности по организации прививок работникам Общества от брюшного тифа у заявителя не возникло. Суды ошибочно истолковали нормы законодательства, указав, что независимо от Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, некоторые категории граждан, выполняющие определенные виды работ, должны прививаться планово в силу специальных санитарно-эпидемиологических требований.
В судебном заседании представитель Управления возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
АО "ПКС - Водоканал", надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением в отношении АО "ПКС-Водоканал" была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 20.03.2023 N 63 и Обществу выдано предписание от 24.03.2023 N 63/17-П об устранении выявленных нарушений, в пункте 2 которого Обществу предписано в срок до 14.08.2023 обеспечить проведение вакцинации работников, обслуживающих канализационные сети, против брюшного тифа и гепатита А в соответствии с требованиями пункта 8 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", пунктов 2423, 2065 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4 (далее - СапПиН 3.3686-21), Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок" (далее - Приказ N 1122н).
Полагая, что пункт 2 указанного предписания в части возложения на заявителя обязанности обеспечения вакцинации работников от брюшного тифа является незаконным, нарушает права в сфере предпринимательской и экономической деятельности, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных требований отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены положениями Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 и пункта 2 статьи 10 Закона N 157-ФЗ федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, утверждаются национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Приказом N 1122н утверждены Национальный календарь профилактических прививок (Приложение N 1 к Приказу N 1122н) и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приложение N 2 к Приказу N 1122н).
В силу пункта 11 Приложения N 2 к Приказу N 1122н профилактической прививке против брюшного тифа в обязательном порядке подлежат некоторые категории граждан, включая лиц, занятых в сфере коммунального благоустройства (работники, обслуживающие канализационные сети, сооружения и оборудование, а также организаций, осуществляющих санитарную очистку населенных мест, сбор, транспортировку и утилизацию бытовых отходов).
Частью 2 статьи 5 Закона N 157-ФЗ установлено, что отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" (далее - Перечень N 825).
В частности, в указанный перечень включены работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей (пункт 8).
Согласно пункту 2064 СанПиН 3.3686-21 вакцинация населения против брюшного тифа проводится по эпидемиологическим показаниям, при этом учитываются эпидемиологическая обстановка, уровни заболеваемости и санитарно-коммунального благоустройства населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2065 СанПиН 3.3686-21 лица, занятые в сфере коммунального благоустройства (работники, обслуживающие канализационные сети, сооружения и оборудование, а также организации по санитарной очистке населенных мест, сбору, транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов), подлежат плановой вакцинации от брюшного тифа.
Таким образом, в силу пункта 2065 СанПиН 3.3686-21 (соблюдение которых является обязательным для всех граждан и организаций в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") и пункта 11 Приложения N 2 к Приказу N 1122н лицам, занятым в сфере коммунального благоустройства, необходимо проходить обязательную плановую вакцинацию против брюшного тифа.
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 157-ФЗ, пункту 8 Перечня N 825 отсутствие у граждан профилактических прививок против брюшного тифа влечет невозможность их трудоустройства на работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования, сетей.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в 2022-2023 годах 6 сотрудников Общества, обслуживающие канализационные сооружения, не были вакцинированы против брюшного тифа, что не оспаривается Обществом.
Общество настаивало на том, что обязанность по организации вакцинации от брюшного тифа возникает только на основании решения, принимаемого главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации.
Суды надлежащим образом оценили данный довод и, руководствуясь пунктом 2065 СанПиН 3.3686-21, пунктом 11 Приложения N 2 к Приказу N 1122н, пунктом 8 Постановление N 825, пришли к обоснованному выводу о том, что Общество обязано организовать проведение прививок против брюшного тифа соответствующей категории своих работников, в связи с чем признали законным оспариваемое предписание.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Неправильного применения норм материального права и нарушений положений процессуального законодательства, в том числе влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами в данном случае не допущено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по делу N А26-6081/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 5 Закона N 157-ФЗ, пункту 8 Перечня N 825 отсутствие у граждан профилактических прививок против брюшного тифа влечет невозможность их трудоустройства на работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования, сетей.
...
Суды надлежащим образом оценили данный довод и, руководствуясь пунктом 2065 СанПиН 3.3686-21, пунктом 11 Приложения N 2 к Приказу N 1122н, пунктом 8 Постановление N 825, пришли к обоснованному выводу о том, что Общество обязано организовать проведение прививок против брюшного тифа соответствующей категории своих работников, в связи с чем признали законным оспариваемое предписание.
...
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по делу N А26-6081/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2024 г. N Ф07-2549/24 по делу N А26-6081/2023