11 апреля 2024 г. |
Дело N А56-104124/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Пастуховой М.В.,
при участии от некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Выборновой Е.Д. (доверенность от 29.12.2023),
рассмотрев 11.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по делу N А56-104124/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сплав Т", адрес: 191123, Санкт-Петербург, улица Радищева, дом 39, литера В, ОГРН 1077847056913, ИНН 7842353144 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", адрес: 191023, Санкт-Петербург, площадь Островского, дом 11, ОГРН 1137800010413, ИНН 7840290890 (далее - Фонд):
- о взыскании 2 806 869 руб. неосновательного обогащения, в том числе 2 754 915 руб. взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Осиновая Роща, Приозерское шоссе, дом 18, корпус 8, литера А (далее - МКД), 51 954 руб. уплаченных собственниками помещений в МКД пеней;
- о взыскании 272 420 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения за период с 16.11.2021 по 30.09.2022, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения с 01.10.2022 по день фактического исполнения денежного обязательства;
- об обязании Фонда прекратить формирование фонда капитального ремонта МКД на счете регионального оператора и перечислить со счета Фонда на специальный банковский счет Общества N 40705810433060098075, открытый в филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО), денежные средства, внесенные собственниками помещений МКД в виде взносов на формирование фонда капитального ремонта.
Решением суда первой инстанции от 02.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.11.2023, иск удовлетворен частично. Суд обязал Фонд перечислить на специальный банковский счет N 40705810433060098075, открытый публичным акционерным обществом "Банк ВТБ" для формирования и использования фонда капитального ремонта МКД, 2 806 869 руб. неосновательного обогащения, 234 469 руб. 68 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.11.2021 по 25.04.2023 (за исключением периода моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497), проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения за период с 26.04.2023 по дату ее уплаты; запретил истцу продолжать формирование фонда капитального ремонта МКД на счете регионального оператора. В удовлетворении остальной части иска Обществу отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции при вынесении решения удовлетворил не заявленное требование о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете Фонда, а фактически вынес решение по требованию, не заявленному в деле: запретить формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, что создает Фонду препятствия для формирования фонда капитального ремонта в случае изменения собственниками МКД способа его формирования и затрагивает права иных лиц; Общество не перечисляло денежные средства в заявленной в иске сумме в адрес Фонда, в связи с чем отсутствует факт обогащения Фонда за счет Общества; для данного дела имела значение информация о результатах рассмотрения правоохранительными органами обращений Фонда и иных лиц о возможных фактах подделки протоколов общих собраний собственников помещений в МКД под управлением Общества; представленный протокол собрания собственников помещений в МКД не содержит решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, формулировка вопроса 7 отличается от решения по данному вопросу, поэтому на основании статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) протокол является ничтожным; к участию в деле подлежали привлечению Жилищный комитет и Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга (далее - Инспекция); взносы на капитальный ремонт имеют целевой характер и особый правовой режим, в связи с чем начисление процентов по статье 395 ГК РФ необоснованно.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Представители Общества, надлежаще извещенного о времени и месте слушании дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляет управление МКД.
В соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 15.09.2020 N 1/2020, собственниками помещений в МКД рассмотрен вопрос об изменении способа формирования фонда капитального ремонта (вопрос N 7 повестки), о выборе владельца специального счета, кредитной организации для открытия специального счета, лица, уполномоченного открывать специальный счет фонда капитального ремонта в кредитной организации, совершать операции с денежными средствами на специальном счете (вопрос N 11 повестки).
По результатам голосования общим собранием собственников помещений приняты решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, о выборе владельцем специального счета Общества, которому предоставлены полномочия открыть специальный счет фонда капитального ремонта в Банке "ВТБ" (ПАО) и совершать операции на специальном счете.
Обществу на основании договора от 30.09.2014 N 216529/р-14 открыт специальный банковский счет N 40705810433060098075 для формирования и использования фонда капитального ремонта МКД в филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО).
Письмом от 09.11.2020 Общество направило Фонду протокол общего собрания собственников помещений в МКД и уведомило Фонд об открытии специального счета. Письмо получено Фондом 10.11.2020.
Общество 26.05.2021 уведомило Инспекцию о выбранном собственниками помещений в МКД способе формирования фонда капитального ремонта, приложив к уведомлению копию протокола общего собрания собственников помещений в МКД и копию банковской справки об открытии специального счета.
Поскольку в установленный частью 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Фонд не перечислил средства фонда капитального ремонта на специальный счет Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили иск, применив мораторий, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
Общество судебные акты в части отказа в иске не обжалует.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет или на счет регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный
ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
В части 1 статьи 173 ЖК РФ определено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 ЖК РФ (часть 3 статьи 173 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 173 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.
На основании частей 5 и 7 статьи 173 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании этого фонда на специальном счете является основанием для перечисления региональным оператором денежных средства фонда капитального ремонта на специальный счет, а также для передачи региональным оператором владельцу специального счета всех имеющихся у регионального оператора документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судами установлено, что фонд капитального ремонта МКД формировался путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Собранием собственников помещений в спорном МКД, оформленным протоколом от 15.09.2020 N 1/2020, принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет и об определении Общества владельцем специального счета.
Судами установлено соответствие протокола N 1/2020 нормам части 4 статьи 170 ЖК РФ. Из представленных Фондом документов не следует, что решения собрания собственников спорного МКД оспорены и признаны недействительными в порядке части 6 статьи 46 ЖК РФ.
Применительно к части 4 статьи 66 АПК РФ Фонд не подтвердил, что он не имеет возможности самостоятельно получить у государственных органов необходимые доказательства.
Тот факт, что в решении по вопросу N 7 "Об изменении способа формирования фонда капитального ремонта" указано на выбор способа формирования фонда не изменяет юридическое содержание данного решения. Поскольку до принятия решения фонд формировался на счете регионального оператора, общее собрание собственников МКД изменило способ формирования фонда.
На основании части 1 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в МКД в соответствии с частью 4 названной статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 ЖК РФ. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Факт того, что в срок, установленный частью 5 статьи 173 ЖК РФ, Фонд не перечислил средства фонда капитального ремонта на специальный счет, установлен судами и не оспаривается подателем жалобы. Со вступлением в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете отпадает правовое основание для нахождения денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта, у Фонда.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса.
Доводы подателя жалобы о неправильном применении судами статьи 1102 ГК РФ и об отсутствии у Фонда неосновательного обогащения за счет Общества, правомерно отклонен судами.
Несмотря на то что взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками помещений в МКД, последствием принятия решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете является не возврат спорных денежных средств гражданам, а их перечисление на специальный счет. Поскольку владельцем специального счета избрано Общество, оно вправе в интересах собственников помещений в многоквартирном доме предъявить иск о перечислении средств фонда капитального ремонта на специальный счет как неосновательного обогащения.
Довод кассационной жалобы о неправомерном начислении процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит отклонению, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательств (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации).
Обязанность регионального оператора перечислить средства фонда капитального ремонта на специальный счет является денежной. Особый правовой режим средств фонда капитального ремонта не изменяет гражданско-правовой характер возникшей у Фонда обязанности.
Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно удовлетворено судами частично, в связи с применением моратория, действовавшего в 2022 году.
С учетом императивного требования части 5 статьи 173 ЖК РФ суды обязали Фонд перечислить названные суммы на специальный счет Общества N 40705810433060098075, открытый в филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО).
Из содержания обжалуемых судебных актов также не усматривается, что они приняты о правах и обязанностях Жилищного комитета и Инспекции, в удовлетворении ходатайства о привлечении указанных лиц к участию в деле отказано обоснованно (часть 1 статьи 51 АПК РФ).
В иске Общество просило обязать Фонд прекратить формирование фонда капитального ремонта МКД на счете регионального оператора. Суды удовлетворили заявленное требование, запретив Фонду продолжать формирование фонда капитального ремонта МКД на счете регионального оператора. Использованные истцом и судами формулировки искового требования являются синонимичными и не изменяют предмет иска (материально-правовое требование к ответчику).
Вопреки доводам подателя жалобы, суды удовлетворили заявленное Обществом требование о прекращении формирования фонда капитального ремонта спорного МКД на счете Фонда именно в связи с принятием собственниками решения от 15.09.2020, следовательно, отсутствуют основания для вывода о возможном нарушении прав ответчика в будущем, если собственники МКД вновь изменят способ формирования фонда капитального ремонта и решат формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Возражения Фонда в данном случае носят формальный характер и не изменяют характер материально-правовых требований Общества.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Фонда не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по делу N А56-104124/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательств (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации).
...
С учетом императивного требования части 5 статьи 173 ЖК РФ суды обязали Фонд перечислить названные суммы на специальный счет Общества N 40705810433060098075, открытый в филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2024 г. N Ф07-1832/24 по делу N А56-104124/2022