10 апреля 2024 г. |
Дело N А56-128916/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Пасенко Ю.И., Махрова И.В. (доверенности от 10.01.2024),
рассмотрев 27.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургский учебный центр "Сфера" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023 по делу N А56-128916/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургский учебный центр "Сфера", адрес: 194214, Санкт-Петербург, Удельный пр., д. 31, лит. А, цокольный эт., пом. 1-Н, комн. 22, ОГРН 1177847119900, ИНН 7811644055 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным действия Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1047844000082, ИНН 7842005556 (далее - Комитет), выразившегося в принятии решения (отрицательного заключения) о несоответствии материалов в отношении инвестиционного проекта "Создание транспортно-логистического комплекса на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0000000:8789, находящемся по адресу: Санкт-Петербург, пос. Лисий нос, Приморское ш., уч. 80" требованиям к инвестиционным проектам для присвоения им статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, а в отношении Общества - требованиям к инвесторам для присвоения им статуса стратегического инвестора Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 03.12.2008 N 742-136 "О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 742-136); о признании материалов, подготовленных Обществом в отношении указанного инвестиционного проекта, соответствующими требованиям к инвестиционным проектам для присвоения им статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, а Общества - соответствующим требованиям к инвесторам для присвоения статуса стратегического инвестора Санкт-Петербурга в соответствии с Законом N 742-136.
Решением суда первой инстанции от 02.05.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 02.05.2023 и постановление от 11.10.2023, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно отказали в удовлетворении ходатайства заявителя об истребовании у Комитета доказательства, а именно заключения, подготовленного по результатам рассмотрения заявления Общества; не учли, что приведенное Обществом в документах описание проекта свидетельствует о его полном соответствии критериям транспортно-логистического комплекса (далее - ТЛК), а указанные Комитетом обременения и ограничения земельного участка могут быть учтены на более поздних стадиях реализации проекта и в настоящее время не приводят к невозможности его реализации.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Комитета возражали против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Общество извещено в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.07.2022 Общество направило в Комитет обращение N 50123778 с приложением документов о присвоении инвестиционному проекту "Создание ТЛК на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0000000:8789, находящемся по адресу: Санкт-Петербург, пос. Лисий нос, Приморское ш., уч. 80" статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, а Обществу - статуса стратегического инвестора Санкт-Петербурга.
Рассмотрев представленное Обществом обращение, Комитет принял решение о несоответствии представленных материалов требованиям для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта, Обществу - статуса стратегического инвестора, о чем направил заявителю 20.09.2022 соответствующее письмо N 01-40-4315/22-0-0.
В обоснование несоответствия проекта указанным требованиям Комитет сослался на несоблюдение заявителем положений абзаца третьего подпункта 3 пункта 1 статьи 3 Закона N 742-136 об осуществлении инвестирования в проекты, отраслевой принадлежностью которых является, в частности, развитие промышленности, ТЛК, создание инженерной инфраструктуры. Также Комитет указал на наличие на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0000000:8789, на котором по проекту планируется размещение ТЛК, объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, а также зон с особыми условиями использования территории, что свидетельствует о несоответствии проекта установленному подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 Закона N 742-136 требованию об эффективности реализации инвестиционного проекта для инвестора и для Санкт-Петербурга.
Полагая решение Комитета незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы Общество, оно обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законом N 742-136 определены формы государственного регулирования инвестиционной деятельности в виде определения статуса стратегического инвестиционного проекта, стратегического инвестора, стратегического партнера Санкт-Петербурга и установления порядка признания лиц стратегическими инвесторами, стратегическими партнерами Санкт-Петербурга и признания инвестиционных проектов стратегическими инвестиционными проектами Санкт-Петербурга для создания условий, стимулирующих осуществление инвестиционной и иной деятельности, оказывающей значительное воздействие на социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 742-136 решения о присвоении инвестиционному проекту статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору статуса стратегического инвестора, принимаются Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями названного Закона.
Порядок присвоения инвестиционному проекту статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, инвестору статуса стратегического инвестора Санкт-Петербурга, утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.10.2017 N 853 (далее - Порядок присвоения статуса).
Согласно пункту 12 Порядка присвоения статуса Правительство Санкт-Петербурга утверждает изменения в перечень стратегических инвестиционных проектов, перечень стратегических инвесторов при наличии решения Комитета о соответствии материалов требованиям к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора.
Полномочия Комитета по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований к принятию решения о стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга, стратегическом инвесторе Санкт-Петербурга или стратегическом партнере Санкт-Петербурга предусмотрено пунктом 3.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1042.
В соответствии с пунктом 3 Порядка присвоения статуса инициатор направляет в Комитет в произвольной письменной форме обращение о присвоении инвестиционному проекту статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора (далее - Обращение) с указанием срока реализации стратегического инвестиционного проекта.
К обращению прилагаются материалы, перечень которых утверждается Комитетом, и которые подтверждают соответствие предлагаемого инвестиционного проекта требованиям, установленным в Законе N 742-136.
Согласно пункту 8 Порядка присвоения статуса в случае принятия решения о достаточности материалов инициатора и проведении их экспертизы Комитет проводит экспертизу соответствующих материалов.
По результатам проведенной экспертизы согласно пункту 9 Порядка присвоения статуса Комитетом в письменной форме принимается одно из следующих решений:
- о соответствии материалов инициатора требованиям к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора (положительное заключение);
- о несоответствии материалов инициатора требованиям к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта, инвестору - статуса стратегического инвестора (отрицательное заключение).
При этом согласно пункту 1.1 Положения об экспертизе материалов, необходимой для определения наличия оснований к принятию решения о присвоении статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга и стратегического инвестора Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета от 08.12.2017 N 357, экспертиза материалов, необходимая для определения наличия оснований к принятию решения о присвоении статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга и стратегического инвестора Санкт-Петербурга, представляет собой оценочно-аналитическую деятельность Комитета, направленную на установление соответствия инвестора и предлагаемого к реализации инвестиционного проекта требованиям, установленным в статье 3 Закона N 742-136.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 742-136 статус стратегического инвестиционного проекта присваивается инвестиционному проекту в случае одновременного соответствия указанного проекта требованиям, перечисленным в данной статье, в том числе таким требованиям как эффективность реализации инвестиционного проекта для инвестора и для Санкт-Петербурга с учетом срока его окупаемости, прибыльности, объема налоговых поступлений в федеральный бюджет и(или) бюджет Санкт-Петербурга, при этом при определении эффективности реализации инвестиционного проекта для инвестора и для Санкт-Петербурга не допускается наличие обременения земельного участка (земельных участков), расположенного (расположенных) в границах территории Санкт-Петербурга, находящегося (находящихся) в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на который (которые) не разграничена, на котором (которых) планируется реализация инвестиционного проекта, правами третьих лиц и наличие на нем (них) объектов недвижимого имущества, являющихся частной собственностью или находящихся в пользовании третьих лиц, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объектов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 3 Закона N 742-136).
Критерии соответствия указанному требованию установлены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.08.2017 N 668 "Об установлении критериев соответствия требованиям, установленным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 742-136 "О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 668), которым, в частности, предусмотрено, что стратегический инвестиционный проект эффективен для бюджета Санкт-Петербурга в случае, если имеется положительная разность чистого дисконтированного дохода бюджета Санкт-Петербурга и дисконтированного недополученного дохода бюджета Санкт-Петербурга, рассчитанная на срок действия статуса проекта в установленном порядке.
Согласно порядку расчета критериев соответствия требованию, установленному в подпункте 2 пункта 1 статьи 3 Закона N 742-136 (приложение к постановлению N 668), дисконтированный недополученный доход бюджета Санкт-Петербурга рассчитывается как разность между дисконтированным доходом бюджета Санкт-Петербурга, который мог бы быть получен за срок действия статуса проекта при реализации проекта без получения льгот по арендной плате за земельный участок и льгот по выкупу земельного участка, и дисконтированным доходом бюджета Санкт-Петербурга, который будет получен за срок действия статуса проекта Санкт-Петербурга при реализации проекта с учетом получения льгот по арендной плате за земельный участок и льгот по выкупу земельного участка.
Информация о конкретном земельном участке предоставляется инвестором на этапе подачи заявки и имеет значение для решения вопроса об отнесении инвестиционного проекта к стратегическому.
Как следует из оспариваемого отказа Комитета, финансовая модель в составе представленных Обществом в Комитет материалов содержит расчеты, произведенные с учетом реализации проекта на земельном участка с кадастровым номером 78:34:0000000:8789, находящемся по адресу: Санкт-Петербург, пос. Лисий нос, Приморское ш., уч. 80, в границах которого расположены объекты недвижимости (здания и сооружение), находящиеся в собственности иных юридических лиц.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 3 Закона N 742-136 одним из установленных Законом Санкт-Петербурга N 742-136 требований к инвестиционному проекту для присвоения ему статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга является требование обеспечения совокупного объема в инвестиционные проекты, отраслевой принадлежностью которых, в частности, является развитие промышленности, транспортно-логистического комплекса, создание инженерной инфраструктуры.
Статус стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, стратегического инвестора Санкт-Петербурга присваивается инвестиционному проекту и инвестору на основании решения Комитета о соответствии материалов инициатора требованиям, определенным законодательством, принятого в рамках полномочий Комитета. Данное решение принимается Комитетом в результате проведенной экспертизы с учетом заключений профильных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности представленные в материалы дела доказательства, в том числе позицию Комитета по транспорту, изложенную в письме от 12.08.2022 N 01-15-49897/22-0-1, суды обоснованно пришли к выводу, что представленный заявителем комплект документов не позволял Комитету признать представленный заявителем проект "Создание транспортно-логистического комплекса" на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0000000:8789 соответствующим требованиям Закона N 742-136 для признания его стратегическим инвестиционным проектом, а Общества - стратегическим инвестором.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерности вывода судов, а лишь выражают несогласие с ними и, по сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление иных обстоятельств, что на стадии кассационного обжалования недопустимо.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем отсутствуют основания для отмены (изменения) судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023 по делу N А56-128916/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургский учебный центр "Сфера" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 742-136 статус стратегического инвестиционного проекта присваивается инвестиционному проекту в случае одновременного соответствия указанного проекта требованиям, перечисленным в данной статье, в том числе таким требованиям как эффективность реализации инвестиционного проекта для инвестора и для Санкт-Петербурга с учетом срока его окупаемости, прибыльности, объема налоговых поступлений в федеральный бюджет и(или) бюджет Санкт-Петербурга, при этом при определении эффективности реализации инвестиционного проекта для инвестора и для Санкт-Петербурга не допускается наличие обременения земельного участка (земельных участков), расположенного (расположенных) в границах территории Санкт-Петербурга, находящегося (находящихся) в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на который (которые) не разграничена, на котором (которых) планируется реализация инвестиционного проекта, правами третьих лиц и наличие на нем (них) объектов недвижимого имущества, являющихся частной собственностью или находящихся в пользовании третьих лиц, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объектов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 3 Закона N 742-136)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2024 г. N Ф07-22076/23 по делу N А56-128916/2022
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22076/2023
11.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21103/2023
02.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-128916/2022