11 апреля 2024 г. |
Дело N А56-59381/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области Бурмистрова Г.В. (доверенность от 11.01.2024 N 2), от акционерного общества "Российский научный центр "Прикладная химия (ГИПХ)" Ахлюстина В.Н. (доверенность от 21.12.2020), от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Четырновой П.Д. (доверенность от 19.12.2023),
рассмотрев 27.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 по делу N А56-59381/2022,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Российский научный центр "Прикладная химия (ГИПХ)", адрес: 193232, Санкт-Петербург, ул. Крыленко, д. 26, лит. А, ОГРН 1207800165264, ИНН 7811753760 (далее - Общество), о заключении договора ответственного хранения защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в мирное время и о правах и обязанностях в отношении следующих объектов и имущества гражданской обороны (далее - ГО):
- сооружения ГО площадью 650,3 кв.м с кадастровым номером 47:07:0505006:274, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп Кузьмоловский, корп. 230, реестровый номер федерального имущества (далее - РНФИ) П12780014071, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 18.09.2018 N 47:07:0505006:274-47/001/2018-1;
- сооружения ГО площадью 280,5 кв.м с кадастровым номером 47:07:0505006:276, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп Кузьмоловский, корп. 231, РНФИ П12780013999, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 18.09.2018 N 47:07:0505006:276-47/001/2018-1;
- сооружения ГО площадью 279,4 кв.м, кадастровый номер 47:07:0505006:273, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп Кузьмоловский, корп. 232, РНФИ П12780014000, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 17.09.2018 N 47:07:0505006:273-47/001/2018-1;
- сооружения ГО - бомбоубежища площадью 93,7 кв.м с кадастровым номером 47:07:0505006:194, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп Кузьмоловский, корп. 98/1, РНФИ П12780014068, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 15.02.2018 N 47:07:0505006:194-47/001/2018-1;
- сооружения ГО - бомбоубежища площадью 95,6 кв.м с кадастровым номером 47:07:0505006:271, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп Кузьмоловский, корп. 98/3, РНФИ П12780014069, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 17.09.2018 N 47:07:0505006:271-47/001/2018-1;
- сооружения ГО - командного пункта (площадью 100 кв.м с кадастровым номером: 47:07:0505006:272, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп Кузьмоловский, корп. 99, РНФИ П12780013984, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 17.09.2018 N 47:07:0505006:272-47/001/2018-1;
- сооружения ГО площадью 230 кв.м с кадастровым номером 47:07:1707002:68, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный р-н, Морозовское гп, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, д. 3, корп. 113, РНФИ П12780014019, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 29.11.2018 N 47:07:1707002:68-47/001/2018-1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области, адрес: 188662, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Мурино, Оборонная ул., д. 51, ОГРН 1047855151156, ИНН 7839306722 (далее - ГУ МЧС), и государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", адрес: 119991, Москва, Гоголевский бул., д. 21, стр. 1, ОГРН 1077799030847, ИНН 7704274402 (далее - Корпорация).
Решением суда первой инстанции от 24.05.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 24.05.2023 и постановление от 19.10.2023, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что согласно разделу "Планируемое дальнейшее использование объекта" приложения N 2 к распоряжению Управления Росимущества от 12.11.2020 N 78-592-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Российский научный центр "Прикладная химия" (далее - Распоряжение от 12.11.2020 N 78-592-р) ЗС ГО подлежали передаче Обществу по договору ответственного хранения ЗС ГО в мирное время и о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества ГО, при этом действующее законодательство о приватизации не предусматривает возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения указанного договора.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Управления Росимущества и ГУ МЧС поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Корпорация извещена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество создано в результате приватизации федерального государственного унитарного предприятия "РНЦ "Прикладная химия" (далее - Предприятие) путем преобразования в акционерное общество в соответствии с Распоряжением от 12.11.2020 N 78-592-р.
Согласно приложению N 2 (пункты 1.4.1, 1.5.1, 1.6.1, 1.7.1, 1.8.1, 1.9.1., 1.11.1) к данному распоряжению семь объектов, расположенных на территории Предприятия по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп Кузьмоловский, корп. 230, относящихся к объектам гражданской обороны, включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества Предприятия, с указанием на передачу этих объектов в дальнейшем Обществу по договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества ГО, заключенному с Управлением Росимущества.
Управление Росимущества направило в адрес Общества письмо от 01.03.2021 N 78-ЕФ-05/3063 с предложением подписать в отношении указанных объектов договор ответственного хранения ответственного хранения защитного сооружения гражданской обороны в мирное время и о правах и обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны в отношении защитных сооружений.
Письмом от 03.02.2021 N 78-ЕФ-07/1451 Управление Росимущества повторно направило проект указанного договора.
Управление Росимущества, ссылаясь на уклонение Общества от заключения договора, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции не установили правовых оснований для удовлетворения иска.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Суды, отказывая в иске, сослались на отсутствие у Общества обязанности заключить договор.
Между тем судами не учтено следующее.
Исходя из статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Объекты, в отношении которых заявлены требования, находятся на территории Общества, согласно Распоряжению от 12.11.2020 N 78-592-р как объекты ГО не подлежали приватизации и не вошли в состав приватизированного имущественного комплекса Предприятия.
Порядок использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 359 (далее - Положение). Согласно пункту 2 данного Положения объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (приложение N 2 к Положению).
Пунктами 1, 2 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) предусмотрена возможность обременения соответствующего имущества в процессе приватизации ограничениями, в частности, в виде возложения на правопреемника унитарного предприятия обязанности содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, в том числе объекты гражданской обороны (подпункт 2 пункта 2).
Решение об установлении обременения принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества. Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации (пункт 4 статьи 31 Закона о приватизации).
В перечне объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества Предприятия (приложение N 2 к Распоряжению от 12.11.2020 N 78-592-р), в отношении спорных объектов в графе "Планируемое дальнейшее использование объекта" указано, что они передаются Обществу по договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны.
Общество обязано содержать объекты гражданской обороны в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 31 Закона о приватизации.
Таким образом, одновременно с решением о приватизации имущественного комплекса Предприятия в отношении спорных объектов было принято решение об установлении соответствующего обременения. При этом из положений законодательства не следует, что правопреемник приватизируемого предприятия может отказаться от объектов специального назначения, не принять их и возвратить публичному собственнику.
Факт нахождения спорных объектов ГО на территории Общества им не оспаривается.
При таком положении суды неправомерно освободили Общество от обязанности заключить договор в отношении объектов ГО, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В силу статьи 445 ГК РФ, статьи 173 АПК РФ при рассмотрении спора о заключении договора суд должен определить условия, на которых договор подлежит заключению.
Поскольку суды не выносили на обсуждение сторон условия предлагаемого к заключению договора, дело следует направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции для определения условий договора, при котором необходимо проверить наличие (отсутствие) в настоящее время у спорных объектов статуса объекта ГО, предложить сторонам с участием ГУ МЧС провести осмотр объектов, учесть фактическое состояние объектов, а также возможность переложения на Общество обязанности по его содержанию, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 по делу N А56-59381/2022 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 1, 2 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) предусмотрена возможность обременения соответствующего имущества в процессе приватизации ограничениями, в частности, в виде возложения на правопреемника унитарного предприятия обязанности содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, в том числе объекты гражданской обороны (подпункт 2 пункта 2).
Решение об установлении обременения принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества. Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации (пункт 4 статьи 31 Закона о приватизации).
...
Общество обязано содержать объекты гражданской обороны в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 31 Закона о приватизации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2024 г. N Ф07-22655/23 по делу N А56-59381/2022