11 апреля 2024 г. |
Дело N А56-60299/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Катковой Е.А. (доверенность от 25.09.2023),
рассмотрев 10.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 по делу N А56-60299/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" адрес: 357506, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Подстанционная, д. 13А, ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033 (далее- ПАО "Россети Северный Кавказ", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС) от 28.04.2023 по делу N 04/10060/23 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Черекэнерго", адрес: 361801, Кабардино-Балкарская Республика, пгт. Кашхатау, Октябрьская ул., д. 60, ОГРН: 1210700002270 (далее - ООО "Черекэнерго", должник) и конкурсный управляющий ООО "Черекэнерго" Моисеев Александр Александрович (далее - к/у Моисеев А.А.).
Решением суда от 15.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции 15.12.2023, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение в связи с неполным установлением судами фактических обстоятельств дела, что повлекло за собой ошибочный вывод об идентичности жалобы Общества ранее поданным и рассмотренным антимонопольным органом жалобам на действия конкурсного управляющего при проведении торгов в форме публичного предложения другими лицами. Податель жалобы настаивает на отсутствии оснований для прекращения производства по жалобе на основании части 9 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Представители Общества, ООО "Черекэнерго" и конкурсного управляющего Моисеева А.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель УФАС отклонил доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.04.2022 по делу N А20-986/2022 ООО "Черекэнерго" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим утвержден Моисеев А.А.
Конкурсный управляющий на сайте электронной торговой площадки https://old.bankrot.fedresurs.ru разместил извещение N 0014472 о проведении торгов в форме публичного предложения, в том числе, по лоту N 2 (дебиторской задолженности, неподтвержденной дебиторами); начальная цена 8 544 142,38 руб.; дата и время начала подачи заявок - 20.02.2023 10:00; дата и время окончания подачи заявок 25.03.2023 10:00.
ПАО "Россети Северный Кавказ" обратилось в Управление с жалобой на действия организатора торгов (к/у управляющего Моисеева А.А.) о неправомерной отмене конкурсным управляющим торгов по лоту N 2.
По итогам рассмотрения жалобы Общества, решением от 28.08.2023 УФАС отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, прекратив производство по жалобе
ПАО "Россети Северный Кавказ" не согласилась с таким решением и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствие правовых и фактических оснований для возбуждения в отношении конкурсного управляющего Моисеева А.А. антимонопольного дела, отметив, что Управление обоснованно на основании части 21 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ прекратило производство по жалобе ПАО "Россети Северный Кавказ", поскольку антимонопольным органом ранее принято решение относительно обжалуемых действий организатора торгов, тогда как положения части 9 (пункт 4) статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ не допускают повторного принятия антимонопольным органом решения по одним и тем же обстоятельствам, хоть и по жалобе иного лица.
Как указал суд, в случае если на момент принятия оспариваемого решения антимонопольного органа уже имелось решение этого же органа по тому же факту и основанию, у антимонопольного органа отсутствуют предусмотренные действующим законодательством основания для повторного вынесения решения.
В силу части 21 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 9 настоящей статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ жалоба возвращается заявителю в следующих случаях: наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (пункт 3); антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (пункт 4); акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 5).
В данном случае, рассмотрение УФАС идентичной жалобы на действия конкурсного управляющего при проведении спорных торгов в форме публичного предложения, суды сочли установленным.
Между тем с таким выводом судов податель кассационной жалобы категорически не согласен, оспаривая сам факт идентичности обстоятельств в поданной им жалобе.
Так, в обоснование своей позиции Общество обращает внимание на то, что в своей жалобе (помимо иных причин, по мнению Общества, являющихся основанием для признания незаконным отмены торгов, например, факта технического сбоя на сайте оператора электронной площадки) содержится ссылка о незаконном снижении арбитражным управляющим при публикации 24.03.2023 нового сообщения N 11042017 о проведении торгов в отношении имущества ООО "Черекэнерго" (при предложении тех же лотов) начальной цены более чем в два раза, что является грубым нарушением положений пункта 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности, банкротстве" и наносит имущественный ущерб в том числе и ПАО "Россети Северный Кавказ", как кредитора должника.
Податель жалобы также утверждает, что в жалобах, поданных ранее в антимонопольный орган ООО "УК "РСКР" и ИП Линге Л.Г. такие доводы не приводились и Управлением в своих решениях не исследовались и не оценивались.
Действительно следует согласиться с тем, что ни из оспариваемого в настоящем деле решения УФАС о прекращении рассмотрения жалобы Общества, ни из текста принятых судебных актов невозможно установить, какие обстоятельства оценивали антимонопольный орган и суды при констатации факта идентичности жалоб.
Следовательно, озвученный Управлением мотив прекращения рассмотрения жалобы о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 4 части 9 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ) ничем не подкреплен и привел к неправильному разрешению настоящего спора по существу.
Поскольку суды двух инстанций выводы, изложенные в оспариваемом решении антимонопольного органа не проверили, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит оценить представленные участниками спора доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне и объективно установить все значимые обстоятельства дела, после чего принять законное и обоснованное решение, распределив в порядке статьи 110 АПК РФ судебные расходы, возникшие в связи с рассмотрением дела в судах трех инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 по делу N А56-60299/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ жалоба возвращается заявителю в следующих случаях: наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (пункт 3); антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (пункт 4); акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 5).
В данном случае, рассмотрение УФАС идентичной жалобы на действия конкурсного управляющего при проведении спорных торгов в форме публичного предложения, суды сочли установленным.
Между тем с таким выводом судов податель кассационной жалобы категорически не согласен, оспаривая сам факт идентичности обстоятельств в поданной им жалобе.
Так, в обоснование своей позиции Общество обращает внимание на то, что в своей жалобе (помимо иных причин, по мнению Общества, являющихся основанием для признания незаконным отмены торгов, например, факта технического сбоя на сайте оператора электронной площадки) содержится ссылка о незаконном снижении арбитражным управляющим при публикации 24.03.2023 нового сообщения N 11042017 о проведении торгов в отношении имущества ООО "Черекэнерго" (при предложении тех же лотов) начальной цены более чем в два раза, что является грубым нарушением положений пункта 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности, банкротстве" и наносит имущественный ущерб в том числе и ПАО "Россети Северный Кавказ", как кредитора должника.
...
Действительно следует согласиться с тем, что ни из оспариваемого в настоящем деле решения УФАС о прекращении рассмотрения жалобы Общества, ни из текста принятых судебных актов невозможно установить, какие обстоятельства оценивали антимонопольный орган и суды при констатации факта идентичности жалоб.
Следовательно, озвученный Управлением мотив прекращения рассмотрения жалобы о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 4 части 9 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ) ничем не подкреплен и привел к неправильному разрешению настоящего спора по существу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2024 г. N Ф07-2177/24 по делу N А56-60299/2023