11 апреля 2024 г. |
Дело N А56-66096/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис Экспресс" Васиной В.В. (доверенность от 10.01.2024), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Муштаева Д.В. (доверенность от 27.12.2023 N 08-15-12746/23-00),
рассмотрев 27.03.2024 - 10.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис Экспресс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А56-66096/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис Экспресс", адрес: 195112, Санкт-Петербург, М.О. Малая Охта, Перевозный пер., д.4, стр. 1, пом. 75-Н, ОГРН 1089847298936, ИНН 7802442260 (далее - ООО "УК "Сервис Экспресс", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - ГЖИ, Инспекция) от 03.05.2023 N 03/163/23-К-р.
Решением суда от 05.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2023, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и признать оспариваемое предписание незаконным в связи с неверным применением судами норм материального права, поскольку требования предписания обязывающие управляющую компанию обеспечить общедоступности информации (приложений N 6,7,9 к протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 10.11.2022 N 1), содержащей персональные данные собственников в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее -ГИС ЖКХ) прямо противоречит запрету подпункта 12 пункта 2 Приказа Минэкономсвязи России N 74 и Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции от 11.09.2020; далее - Приказ N 74/114/пр).
В судебном заседании 27.03.2024 представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель ГЖИ отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
После перерыва в судебном заседании 10.04.2024 приняли участие те же представители сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в Инспекцию 29.03.2023 поступило обращение о нарушениях ООО "УК "Сервис Экспресс" лицензионных требований.
Актом документарной проверки Инспекции от 03.05.2023 N 03/163/23-К-р установлен факт нарушения (обязательных) лицензионных требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Космонавтов, д. 61, корп. 1, лит. А (далее- МКД), со стороны управляющей организации ООО "УК "Сервис Экспресс", который повлек нарушение прав собственника (пользователя) помещения на получение сведений по управлению МКД и деятельности управляющей организации, а именно, Обществом не обеспечена общедоступность информации в ГИС ЖКХ для собственника (пользователя) помещения, при реализации своего права на ознакомление с информацией - приложениями N 6, 7, 9 (информацией о решениях собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование на проведенном общем собрании собственников помещений в период с 12.09.2022 по 10.11.2022) к протоколу общего собрания собственников помещений в МКД по указанному адресу от 10.11.2022 N 1, собственник (пользователь) ограничен в ознакомлении с данной информацией содержащейся в системе ГИС ЖКХ, предусмотренной к размещению в соответствии с руководством пользователя "работа в личном кабинете управляющей организации" в разделе "Просмотр протокола общего собрания", Раздел "Реестр сведений о голосовании". Раздел "Решения собственников, переданные в письменной форме".
Указанные обстоятельства Инспекция расценила как нарушение со стороны Общества пунктов 19.4 - 19.4.4 Раздела N 10 Приказа N 74/114/пр, пункта 36 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ, Закон О ГИС ЖКХ), части 1 статьи 46, части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), указав, что управляющей организацией не представлены сведения о факте устранения нарушений до окончания проведения контрольного надзорного (мероприятия).
Согласно предписанию Инспекции от 03.05.2023 N 03/163/23-К-р Обществу в срок до 06.06.2023 необходимо:
- принять меры по размещению информации на ГИС ЖКХ, в том числе информации - приложения N 6, 7, 9 (информацией о решениях собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование на проведенном общем собрании собственников помещений в период с 12.09.2022 по 10.11.2022) к протоколу общего собрания собственников помещений в МКД по указанному адресу от 10.11.2022 N 1;
- обеспечить общедоступность информации в ГИС ЖКХ для собственников (пользователей) помещений в МКД по указанному адресу, при реализации своего права на ознакомление с данной информацией, предусмотренной к размещению в соответствии с руководством пользователя "работа в личном кабинете управляющей организации" в разделах "Просмотр протокола общего собрания", "Реестр сведений о голосовании", "Решения собственников, переданные в письменной форме".
Не согласившись с означенным предписанием, как нарушающим права собственников на нераспростанение персональной информации, указанной в приложениях N 6, 7, 9 к протоколу 10.11.2022 N 1, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и не усмотрели правовых и фактических оснований для отмены оспариваемого предписания. Суды сочли, что на Общество распространяются положения части 1 статьи 46 ЖК РФ об обязанности разместить в системе ГИС ЖКХ не только протокол голосования собственников помещений спорного МКД, но и приложения N 6,7,9 к нему, с обеспечением общедоступности всей упомянутой в приложениях информации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов нельзя признать основанными на правильном применении норм материального права, а равно полном, объективном и всестороннем установлении фактической стороны дела, на правильной констатации предмета доказывания.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (как официальные документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей) подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания (часть 1 статьи 46 ЖК РФ).
Закон N 209-ФЗ регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.
ГИС ЖКХ - это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством (пункт 1 статьи 2 Закона N 209-ФЗ).
В системе ГИС ЖКХ должна размещаться информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования (пункт 36 статьи 6 Закона N 209-ФЗ).
Приняв во внимание вышеуказанные положения в совокупности с требованиями пункта 36 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, суды правильно отметили, что к информации, которая должна быть размещена в ГИС ЖКХ, в том числе отнесена информация о проведении общего собрания собственников помещений в МКД, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования, т.е. на Общество распространяются положения части 1 статьи 46 ЖК РФ об обязанности разместить в системе ГИС ЖКХ протокол голосования собственников помещений спорного МКД.
Между тем, факт размещения управляющей компанией протокола общего собрания от 10.11.2022 N 1 в системе ГИС ЖКХ, Инспекция не отрицает.
Спорным вопросом является не размещение и обеспечение свободного доступа для всех собственников МКД к приложениям N 6, 7, 9 (информации о решениях собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование на проведенном общем собрании собственников помещений в период с 12.09.2022 по 10.11.2022) к указанному протоколу.
Как указали суды информация о решениях собственников помещений в МКД (скан-образы) (Приложение N 9 протокола от 10.11.2022 N 1) по вопросам, поставленным на голосование на проведенном общем собрании собственников помещений в период с 12.09.2022 по 10.11.2022, оформленные протоколом от 10.11.2022 N 1, не размещена в ГИС ЖКХ (Раздел "Просмотр протокола общего собрания". Раздел "Реестр сведений о голосовании". Раздел "Решения собственников, переданные в письменной форме").
Также в ГИС ЖКХ (Раздел "Просмотр протокола общего собрания") по указанному адресу не размещены Приложения N 6, 7 к протоколу общего собрания собственников (согласно сведениям, представленным технической службой поддержкой ГИС ЖКХ, в текущей версии ГИС ЖКХ информация о реестре собственников, подписавших договор, в личном кабинете гражданина не отображается), что не позволяет собственнику ознакомиться с приложениями N 6, 7, 9 к протоколу общего собрания собственников помещений в МКД от 10.11.2022 N 1, т.е. собственник (пользователь) ограничен в ознакомлении с данной информацией содержащейся в системе ГИС ЖКХ.
Представитель Инспекции в судебном заседании не смог пояснить суду имеется ли упомянутая информация в ГИС ЖКХ в закрытом доступе (о чем утверждает Общество), настаивая на обязательности ее размещения исключительно как общедоступного ресурса со ссылкой на нарушение требований пункта 19.3, пунктов 19.4 - 19.4.4 Раздела N 10 Приказа N 74/114/пр., пункта 36 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, части 1 статьи 46, части 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
Между тем, ни один из указанных нормативных актов не содержит требований о размещении в открытом доступе Реестра собственников помещений в МКД, Реестра присутствующих собственников на общем собрании, а также решений (бюллетеней) собственников и документы (копии) удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в МКД, принимавших участие в голосовании.
Так, например в части 10.1 статьи 161 ЖК РФ указано только на обязанность управляющей организации обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе, не более того.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ утверждены Приказом 74/114/пр., в силу подпункта 12 пункта 2 которого персональные данные, предусмотренные Составом информации, подлежат размещению в зарытой части, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из смысла и содержания вышеуказанных норм следует, что управляющая компания обязана разместить в системе ГИС ЖКХ электронные образы решения (протоколы) общего собрания собственников помещений в МКД о выборе управляющей компании и договора управлении МКД. Однако персональные данные, содержащиеся в таких документах, подлежат размещению только в закрытой части системы.
При этом действующее законодательство не содержит положений о том, в каком именно разделе (подразделе) закрытой части системы ГИС ЖКХ необходимо размещать данные сведения, и каким лицам данные сведения должны быть доступны для ознакомления.
Озвученный правовой подход поддержан в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2022 N 302-ЭС22-1410.
Общество последовательно на всем протяжении судебного разбирательства настаивало, что приложения N 6,7,9 к протоколу содержат именно персональные данные голосовавших собственников, которые в том числе в силу требований Федерального закона N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных" не подлежат опубликованию в свободном доступе.
Суд округа отмечает, что в настоящем деле, вопрос о фактических основаниях для выдачи оспариваемого предписания решен судами без должной оценки предмета доказывания и требований статей 66 и 200 АПК РФ.
Предмет доказывания по делу определяется содержанием исковых (заявленных) требований и возражений сторон. Однако этим предмет доказывания не исчерпывается, поскольку процессуальный закон прямо указывает на необходимость установления помимо оснований требований и возражений сторон и иных обстоятельств, имеющих значение для дела (часть 1 статьи 64, часть 2 статьи 65 АПК РФ).
Суд округа соглашается с позицией Общества о неверном применении судами норм материального права, что повлекло за собой устранение судов от установления и оценки обстоятельств факта размещения Обществом спорных приложений N 6,7,9 к протоколу в ГИС ЖКХ (вне зависимости от степени ее закрытости), а равно оценки упомянутой в приложениях информации относительно проголосовавших на собрании собственников, с соотнесением такой информации к персональной в той степени которая запрещает размещать эти сведения и делать их общедоступными.
Ответы на эти вопросы требуют дополнительного исследования и повторной оценки доказательств.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статьи 286 и 287 АПК РФ); поэтому дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит принять во внимание указанное выше толкование закона, повторно оценить результаты контрольной проверки, соответствующие сведения, собранные Инспекцией, представленные участниками спора доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и ввиду положений статьи 200 АПК РФ полно, всесторонне и объективно установить все значимые обстоятельства дела, после чего принять законное и обоснованное решение, распределив в порядке статьи 110 АПК РФ судебные расходы, возникшие в связи с рассмотрением дела в судах трех инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А56-66096/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представитель Инспекции в судебном заседании не смог пояснить суду имеется ли упомянутая информация в ГИС ЖКХ в закрытом доступе (о чем утверждает Общество), настаивая на обязательности ее размещения исключительно как общедоступного ресурса со ссылкой на нарушение требований пункта 19.3, пунктов 19.4 - 19.4.4 Раздела N 10 Приказа N 74/114/пр., пункта 36 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, части 1 статьи 46, части 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
Между тем, ни один из указанных нормативных актов не содержит требований о размещении в открытом доступе Реестра собственников помещений в МКД, Реестра присутствующих собственников на общем собрании, а также решений (бюллетеней) собственников и документы (копии) удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в МКД, принимавших участие в голосовании.
Так, например в части 10.1 статьи 161 ЖК РФ указано только на обязанность управляющей организации обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе, не более того.
...
Озвученный правовой подход поддержан в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2022 N 302-ЭС22-1410.
Общество последовательно на всем протяжении судебного разбирательства настаивало, что приложения N 6,7,9 к протоколу содержат именно персональные данные голосовавших собственников, которые в том числе в силу требований Федерального закона N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных" не подлежат опубликованию в свободном доступе."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2024 г. N Ф07-1770/24 по делу N А56-66096/2023
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-66096/2023
11.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1770/2024
21.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37985/2023
05.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-66096/2023