12 апреля 2024 г. |
Дело N А56-57018/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Полторецкого С.В. (доверенность от 29.12.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Швабе-Северо-Запад" Тереховой Т.А. (доверенность от 27.09.2021),
рассмотрев 08.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Швабе-Северо-Запад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 по делу N А56-57018/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Швабе-Северо-Запад", адрес: 199053, Санкт-Петербург, Кадетская линия В.О., д. 5, корп. 2, ОГРН 1137847492518, ИНН 7801618930 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 13.06.2023 исх. N ИМ/4724/23 по делу N 047/06/42-1353/2023.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Виамедис", адрес: 198095, Санкт-Петербург, Промышленная ул., д. 38, корп. 2, лит. А, пом. 90, ОГРН 1207800146179, ИНН 7805772002, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Волховская межрайонная больница", адрес: 187406, Ленинградская обл., г. Волхов, ул. Авиационная, д. 42, ОГРН 1024700530337, ИНН 4702002704 (далее - Больница), Федеральная антимонопольная служба, адрес: 123001, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539 (далее - ФАС России).
Решением суда первой инстанции от 06.09.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования, указывая, что при закупке инкубатора для новорожденных в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил формирования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145), заказчик не вправе в описании объекта закупки устанавливать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства товара сверх тех, которые установлены в соответствующей позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ). Считает подтвержденными доводы о незаконности действий заказчика по намеренному преодолению требований Правил N 145, а именно уклонению от обязанности по использованию соответствующей позиции КТРУ с целью закупки иностранного инкубатора для новорожденных стандартного ангажированного поставщика. В рассматриваемом случае не имеет правового значения количество поданных заявок на участие в электронном аукционе, а также факт исполнения контракта на момент рассмотрения настоящего судебного спора, законный интерес заявителя нарушен действиями заказчика, допустившим описание импорта и невозможностью в опубликованной редакции извещения (в части описания объекта закупки) предложить к поставке товар отечественного производства. Инкубатор интенсивной терапии новорожденных "ИДН-3-УОМЗ" по техническим характеристикам соответствует позиции КТРУ 32.50.21.160-00000003 "Инкубатор для новорожденных стандартный". При этом в техническом задании заказчика содержатся блокирующие позиции, не позволившие предложить к поставке отечественный товар.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы, представитель Управления возразил против удовлетворения жалобы.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в УФАС поступила жалоба Общества (от 31.05.2023 вх. N 5986-ИП/23) на положения извещения электронного аукциона N 0345300035123000048 на поставку Больнице инкубатора интенсивной терапии для новорожденных.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 25.06.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 611 346 руб.
Рассмотрев представленные документы, Управление 13.06.2023 вынесло решение по делу N 047/06/42-1353/2023, которым признало жалобу необоснованной.
Не согласившись с решением Управления, Общество обжаловало его в судебном порядке, ссылаясь на то, что техническое описание объекта закупки должно быть составлено исключительно с применением позиции КТРУ 32.50.21.160-00000003 "Инкубатор для новорожденных стандартный", описание объекта закупки заказчика является ненадлежащим.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также доводы жалобы, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1.1 той же статьи при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заказчиком в извещении определен объект закупки следующим образом: "Поставка инкубатора интенсивной терапии для новорожденных".
Извещением об осуществлении закупки определена позиция ОКПД2 ("ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности") - 32.50.21.160 с наименованием "Инкубаторы для новорожденных".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ (далее - Правила N 1/145), а также Правила использования КТРУ (далее - Правила N 2/145).
Согласно пункту 2 Правил N 1/145 под КТРУ понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с названными Правилами.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 2/145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил N 1/145 с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Общество указывает на то, что предметом закупки является оборудование, которое имеет позицию в КТРУ, а потому должно быть описано в соответствии с требованиями КТРУ; включение в описания объекта закупки дополнительных характеристик закупаемого товара Правилами N 2/145 запрещено.
Вместе с тем Пунктом 7 Правил N 2/145 определено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно данным ЕИС код ОКПД2 32.50.21.160 содержит следующие позиции КТРУ:
- КТРУ 32.50.21.160-00000001 Инкубатор для новорожденных открытого типа;
- КТРУ 32.50.21.160-00000002 инкубатор для новорожденных открытого типа;
- КТРУ 32.50.21.160-00000003 Инкубатор для новорожденных стандартный;
- КТРУ 32.50.21.160-00000004 инкубатор для новорожденных стандартный;
- КТРУ 32.50.21.160-00000005 Инкубатор для транспортировки новорожденных;
- КТРУ 32.50.21.160-00000006 Инкубатор для транспортировки новорожденных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 N 1432 из Перечня отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), были исключены "инкубаторы интенсивной терапии для новорожденных".
Судами установлено, что заказчик при подготовке описания объекта закупки руководствовался Порядком оказания медицинской помощи по профилю "неонатология", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 921н (далее - Порядок), согласно которому отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных осуществляет оказание медицинской помощи новорожденным с тяжелыми нарушениями функции жизненно важных органов, оказание и проведение реанимационных мероприятий новорожденным в профильных подразделениях медицинской организации, проведение интенсивного наблюдения и интенсивного лечения при угрожающих жизни состояниях у новорожденных, осуществление мониторинга в круглосуточном режиме состояния новорожденных, находящихся в тяжелом состоянии (приложение N 4 к Порядку).
Стандарт оснащения отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных (Приложение N 6 к указанному Порядку) предусматривает оснащение отделения инкубатором для новорожденных (стандартная модель) и инкубатором для новорожденных (интенсивная модель).
В соответствии с пунктом 5 приложения N 6 к Порядку заказчику требуется инкубатор для новорожденных (не стандартная, а именно интенсивная модель), поскольку планируемое к закупке оборудование необходимо для оснащения родильного отделения, являющегося структурным подразделением заказчика, для укомплектования отделения реанимации новорожденных в соответствии со стандартом оснащения.
Позиция, на которую ссылается заявитель и которую, по его мнению, должен был использовать заказчик, а именно КТРУ 32.50.21.160-00000003 "Инкубатор для новорожденных стандартный", относится к пункту 4 приложения N 6 к Порядку инкубатор для новорожденных (стандартная модель) и содержит указание на следующие характеристики: "встроенные весы"; "стойка инфузионная"; "лампа фототерапии".
Инкубатор вида КТРУ 32.50.21.160-00000003 - это модуль с питанием от сети переменного тока, предназначенный для обеспечения замкнутой контролируемой среды с целью поддержания необходимого уровня температуры и влажности для новорожденных, которые не способны эффективно регулировать температуру собственного тела и предназначен для использования в больничной палате.
Вместе с тем функциональные задачи и возможные способы оказания медицинской помощи с помощью современных инкубаторов по КТРУ 32.50.21.160-00000003 "Инкубатор для новорожденных стандартный" не будут реализовывать необходимости выхаживания новорожденных детей в условиях реанимации и теми функциями, которые необходимы заказчику. Заказчику для выполнения своих функций в отделении новорожденных и при выхаживании новорожденных детей с низкой массой тела необходим инкубатор для новорожденных, обладающий, в том числе, такими характеристиками, указанными в описании объекта закупки, как:
- активный тип увлажнения - кипение;
- диапазон регулировки уровня влажности вне зависимости от внешних условий;
- контроль температуры по коже и воздуху;
- количество окон, обеспечивающих доступ к пациенту;
- порты-отверстия с уплотнителями для подведения трубок и инфузионных систем;
- лоток для рентген кассеты;
- весы;
- блок регулировки концентрации кислорода;
- стойка переменной высоты.
Необходимость наличия данных характеристик у объекта закупки подтверждается разделом "Поддержание термонейтрального окружения" методического письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.11.2011 N 15-0/10/2-11336, в соответствии с которым создание термонейтрального окружения, при котором теплообмен осуществляется с минимальными затратами энергии и кислорода, является необходимым условием выхаживания новорожденных с экстремально низкой массой тела, так как резервы теплопродукции у них крайне невелики, а последствия гипотермии подчас катастрофичны. Для выхаживания детей с очень низкой массой тела и экстремально низкой массой тела используются инкубаторы с функциями сервоконтроля температуры и влажности. Индикатором адекватной терморегуляции у недоношенного считается аксиллярная температура в пределах 36,3-36,9 C. Увлажнение окружающего воздуха является обязательным условием выхаживания новорожденных с экстремально низкой массой тела. В первые недели жизни влажность необходимо поддерживать на уровне 95 %. Далее показано ступенчатое снижение влажности под контролем динамики массы тела и электролитов сыворотки. В разделе "Особенности неинвазивного мониторинга газового состава крови у детей ЭНМТ и ОНМТ" методического письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.11.2011 N 15-0/10/2-11336 описывается значимость неинвазивных мониторов (блок регулировки концентрации кислорода), которые уменьшили необходимость использования артериальных катетеров, частоту взятия проб капиллярной крови.
Кроме того, из пункта 3.2 "Клинических рекомендаций "Врожденная анемия вследствие кровопотери у плода", утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, следует, что ребенку показано пребывание в условиях поддержания термонейтральной среды, необходимо ограничение сенсорной стимуляции (защита от света, шума, прикосновений), контроль температуры тела.
То есть, заказчику требуется "Инкубатор для проведения интенсивной терапии новорожденных" для выхаживания младенцев с экстремально низкой массой тела с существенно важными для заказчика характеристиками и предназначенный для снятия медицинских показаний в целях точного определения состояния здоровья ребенка, его реакции на лечение, который используется в реанимационном отделении, а не в обычной больничной палате, и с возможностями существенно шире.
С учетом изложенного суды двух инстанций пришли к верному выводу о том, что согласно пункту 7 Правил N 2/145 заказчик осуществил описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Более того, из решения УФАС следует, что инкубаторы с позицией КТРУ 32.50.21.160-00000003 имеются в наличии у заказчика и при установлении позиции КТРУ 32.50.21.160-00000003 он получит инкубаторы, которые у него уже имеются и в наличии которых он не нуждается, и при использовании которых он не сможет обеспечить высокотехнологичную, медицинскую помощь новорожденным и недоношенным детям в реанимации без наличия ее в медицинском учреждении с необходимыми характеристиками.
Судами отмечено, что на участие в закупке подано 2 заявки, а при формировании НМЦК заказчиком направлены запросы о предоставлении ценовой информации 5-ти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок (работ, услуг), информация о которых имеется в свободном доступе, и получены ответы от 3-х поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с ценовой информацией, на основании которых осуществлен расчет НМЦК.
При указанных конкретных обстоятельствах и в отсутствие доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона, либо были указаны лишь в целях обеспечения победы в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту или для исключения участия в торгах конкретного потенциального участника, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с выводами Управления об отсутствии в действиях заказчика нарушений законодательства в сфере закупок.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого случая обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 по делу N А56-57018/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Швабе-Северо-Запад" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Необходимость наличия данных характеристик у объекта закупки подтверждается разделом "Поддержание термонейтрального окружения" методического письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.11.2011 N 15-0/10/2-11336, в соответствии с которым создание термонейтрального окружения, при котором теплообмен осуществляется с минимальными затратами энергии и кислорода, является необходимым условием выхаживания новорожденных с экстремально низкой массой тела, так как резервы теплопродукции у них крайне невелики, а последствия гипотермии подчас катастрофичны. Для выхаживания детей с очень низкой массой тела и экстремально низкой массой тела используются инкубаторы с функциями сервоконтроля температуры и влажности. Индикатором адекватной терморегуляции у недоношенного считается аксиллярная температура в пределах 36,3-36,9 C. Увлажнение окружающего воздуха является обязательным условием выхаживания новорожденных с экстремально низкой массой тела. В первые недели жизни влажность необходимо поддерживать на уровне 95 %. Далее показано ступенчатое снижение влажности под контролем динамики массы тела и электролитов сыворотки. В разделе "Особенности неинвазивного мониторинга газового состава крови у детей ЭНМТ и ОНМТ" методического письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.11.2011 N 15-0/10/2-11336 описывается значимость неинвазивных мониторов (блок регулировки концентрации кислорода), которые уменьшили необходимость использования артериальных катетеров, частоту взятия проб капиллярной крови.
Кроме того, из пункта 3.2 "Клинических рекомендаций "Врожденная анемия вследствие кровопотери у плода", утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, следует, что ребенку показано пребывание в условиях поддержания термонейтральной среды, необходимо ограничение сенсорной стимуляции (защита от света, шума, прикосновений), контроль температуры тела.
То есть, заказчику требуется "Инкубатор для проведения интенсивной терапии новорожденных" для выхаживания младенцев с экстремально низкой массой тела с существенно важными для заказчика характеристиками и предназначенный для снятия медицинских показаний в целях точного определения состояния здоровья ребенка, его реакции на лечение, который используется в реанимационном отделении, а не в обычной больничной палате, и с возможностями существенно шире.
С учетом изложенного суды двух инстанций пришли к верному выводу о том, что согласно пункту 7 Правил N 2/145 заказчик осуществил описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2024 г. N Ф07-701/24 по делу N А56-57018/2023