16 апреля 2024 г. |
Дело N А21-6464/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Власовой М.Г. и Чуватиной Е.В.,
рассмотрев 11.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А21-6464/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Жилой комплекс на Новой", адрес: 236016, Калининградская обл., Калининград, пл. Маршала Василевского, д. 2, эт. 3, пом. V-III, ОГРН 1223900001214, ИНН 3906410435 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, адрес: 236041, Калининград, Курортная ул., д. 1, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - Управление Росимущества), по прекращению записи в Едином государственном реестр недвижимости (далее - ЕГРН) под номером государственной регистрации 39-39-03/098/2005-014 в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:17:010050:12, а также об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, адрес: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304 (далее - Управление Росреестра), прекратить вышеуказанную спорную запись в ЕГРН.
Решением суда от 03.10.2023 признано незаконным бездействие Управления Росимущества по прекращению записи в ЕГРН за номером государственной регистрации: 39-39-03/098/2005-014 в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:17:010050:12, на Управление Росимущества возложена обязанность предпринять действия по прекращению указанной записи в ЕГРН, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 решение от 03.10.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит решение от 03.10.2023 и постановление от 21.12.2023 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Податель жалобы полагает, что лечебно-оздоровительные местности и курорты, образованные до 30.12.2013 - до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ), сохраняют свой статус как особо охраняемые природные территории, в связи с чем расположенные на их территориях земельные участки не подлежат отчуждению в частную собственность.
Кроме того, Управление Росимущества считает себя ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку не является органом, осуществляющим кадастровый учет, или органом, принявшим решение об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление Росимущества (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Стандарт-Недвижимость" (арендатор) заключили договор аренды от 30.07.2021 N ФС-2021/07-105, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 39:17:010050:12, площадь 3759 кв. м, адрес - Калининградская обл., г. Светлогорск, Новая ул., 108, 110, 112, 114, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - среднеэтажная жилая застройка.
В соответствии с договором уступки прав и обязанностей от 11.03.2022 Обществу перешли права и обязанности арендатора по договору аренды от 30.07.2021 N ФС-2021/07-105.
Согласно сведениям ЕГРН указанный земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 39:00-6.229 от 03.10.2018, ограничение использования земельного участка - в пределах зоны (постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск, внесении изменений в отдельные постановления Совета Министров РСФСР и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации" от 22.02.2018 N 188), вид/ наименование - вторая зона округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск - Отрадное.
Кроме того, в ЕГРН 09.02.2055 внесена запись за номером государственной регистрации 39-39-03/098/2005-014, согласно которой в отношении земельного участка зарегистрированы прочие ограничения прав и обременения объекта недвижимости на основании распоряжения Управления Росимущества от 17.01.2005 N 6-р (далее - Распоряжение N 6-р).
В распоряжении N 6-р установлены следующие характеристики земельного участка с кадастровым номером 39:17:010050:12:
категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов;
обременения и ограничения в использовании земель:
- земельные участки расположены во второй зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск - Отрадное;
- земельные участки изъяты из оборота и не подлежат передаче в частную собственность (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации);
- режим хозяйствования, проживания и природопользования земельных участков, расположенных во второй зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск - Отрадное, установлен в соответствии с пунктом 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства от 07.12.1996 N 1425.
Общество, ссылаясь на то, что в силу Закона N 406-ФЗ в Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) и Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми из особо охраняемых природных территорий исключены лечебно-оздоровительные местности и курорты, а спорная запись создает правовую неопределенность статуса земельного участка, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал требования Общества, предъявленные к Управлению Росимущества, обоснованными.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) во взаимосвязи с нормами статьи 201 указанного Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В пункте 5 статьи 27 ЗК РФ содержится перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, к которым относятся участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Законом N 406-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в частности в пункт 2 статьи 94, содержащий перечень земель, относящихся к землям особо охраняемых территорий, из этого перечня исключены лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Соответствующие изменения внесены и в Закон N 26-ФЗ. С 30.12.2013 лечебно-оздоровительные местности и курорты стали относиться соответственно к особо охраняемым территориям и объектам, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Вопреки доводам подателя жалобы, нормы части 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ не определяют статус ранее созданных особо охраняемых природных территорий, а лишь указывают на сохранение границ, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу упомянутого закона, в отношении особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, созданных до 30.12.2013 и продолжающих быть таковыми после этой даты.
Согласно пункту 2 статьи 96 ЗК РФ в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей курортов, не являются ограниченными в обороте и могут быть предоставлены в частную собственность.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2019 N 44-КГ18-28, от 11.10.2023 N 19-КАД23-17-К5.
Поскольку в данном случае земельный участок с кадастровым номером 39:17:010050:12 находится во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск - Отрадное, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что указанный земельный участок не является ограниченным в обороте, а имеет ограниченный режим использования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, установив, что наличие оспариваемой записи в ЕГРН не соответствует действующему законодательству, исходя из предусмотренной статьями 198 и 201 АПК РФ совокупности условий для признания оспариваемого бездействия Управления Росимущества незаконным, правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования - обязали Управление Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по прекращению соответствующей записи в ЕГРН.
В кассационной жалобе Управление Росимущества ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку не является органом, осуществляющим кадастровый учет, или органом, принявшим решение об установлении зоны с особыми условиями использования территорий. Вместе с тем, как следует из материалов дела, оспариваемая запись внесена в ЕГРН на основании Распоряжения N 6-р, вынесенного Управлением Росимущества. При таких обстоятельствах суд первой инстанции на основании статьи 201 АПК РФ обоснованно указал, что именно Управление Росимущества является органом, который обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения от 03.10.2023 и постановления от 21.12.2023 на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А21-6464/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей курортов, не являются ограниченными в обороте и могут быть предоставлены в частную собственность.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2019 N 44-КГ18-28, от 11.10.2023 N 19-КАД23-17-К5.
...
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения от 03.10.2023 и постановления от 21.12.2023 на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2024 г. N Ф07-951/24 по делу N А21-6464/2023
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-951/2024
21.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37028/2023
11.10.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6464/2023
03.10.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6464/2023