15 апреля 2024 г. |
Дело N А56-100658/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев 09.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А56-100658/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восход", адрес: 191119, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 94, корп. 2, лит. А, оф. 624, пом. 24-Н, ОГРН 1177847419826, ИНН 7842146074 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), с требованием о признании уведомления от 25.07.2022 N 05-26-26391/22-0-0 об отказе в предоставлении земельного участка, не связанного со строительством, незаконным, обязании Комитета заключить сроком до трех лет договор аренды части земельного участка 112 площадью 9093 кв. м с кадастровым номером 78:14:0007559:3734, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Предпортовая ул., юго-западнее д. 75, корп. 2, лит. И по Кубинской ул., для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Московского района Санкт-Петербурга.
Решением от 13.02.2023 в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 решение от 13.02.2023 отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Помимо прочего, податель жалобы в обоснование доводов, в частности, указывает на то, что организация размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. на поверхности участка вне капитальных объектов для хранения автотранспорта (гаражей, в том числе с разделением на машино-места), проектных решений по организации парковок (стоянок) в границах созданной дороги (улицы) будет не соответствовать виду разрешенного использования участка.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит суд округа обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество письмом от 14.07.2022 N 04-26-35854/22-0-0 обратилось к Комитету для предоставления в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов части земельного участка 112 площадью 9093 кв. м с кадастровым номером 78:14:0007559:3734, общей площадью 24 151 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Предпортовая ул., юго-западнее д. 75, корп. 2, лит. И по Кубинской ул., для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. на срок до трех лет.
Комитет письмом от 25.07.2022 N 05-26-26391/22-0-0 отказал Обществу в предоставлении земельного участка, не связанного со строительством, сославшись в обоснование отказа на следующие обстоятельства:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. По общему правилу земельные участки предоставляются в аренду по итогам аукционов на право заключения договора аренды участка, за исключением прямо указанных случаев в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в Законе Санкт-Петербурга от 03.06.2015 N 288-48 "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" (далее - Закон N 288-48). Согласно закону Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 387-74 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга от 03.06.2015 N 288-48 "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" пункт 10 статьи 2 исключен. В соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ, заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов под испрашиваемую цель не представляется возможным;
2) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования, указанным в заявлении.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 983 утвержден проект планировки территории прохождения южной части трассы Западного скоростного диаметра, ограниченной пр. Маршала Говорова, границей территориальной зоны ТУ, соединительной веткой железной дороги, Кубинской ул., проектируемым проездом, кольцевой автомобильной дорогой вокруг Санкт-Петербурга, линией отвода железной дороги, восточной и северной границами земельного участка с кадастровым номером 78:15:8235Б:4, северной границей земельного участка с кадастровым номером 78:15:8229:13, северо-восточной границей земельных участков с кадастровыми номерами 78:15:8229:10, 78:15:8229:11, 78:15:8229:19, 78:15:8229:18, в Кировском и Московском районах.
Согласно утвержденной документации по планировке территории участок расположен в границах квартала 7559-1, предусмотренного под размещение многоэтажных гаражей, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией, газораспределительногопункта.
Не согласившись с названным отказом, Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, принимая во внимание разрешенное использование земельного участка и волеизъявление Общества, отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к выводу о том, что Комитет, отказывая Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого участка, исходя из требований пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, правомерно указал на отсутствие оснований для его предоставления в аренду для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. без проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции, повторно изучив материалы дела, и придя к выводу о том, что ответ Администрации, изложенный в письме от 27.04.2022, применительно к статье 39.16 ЗК РФ не является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого участка, счел решение суда подлежащим отмене.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу послужил отказ уполномоченного органа в предоставлении Обществу земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. на срок до трех лет в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ), а также разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ).
По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукционов. Лишь в прямо установленных статьей 39.6 ЗК РФ случаях допускается заключение такого договора без проведения торгов.
Так, в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлен исчерпывающий закрытый перечень случаев заключения договоров аренды земельных участков без проведения торгов.
В частности, подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ урегулировано предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, основанием предоставления земельного участка в аренду без торгов по правилам пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ является издание Губернатором Санкт-Петербурга, являющимся согласно пункту 1 статьи 16 устава Санкт-Петербурга (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14.01.1998) высшим должностным лицом Санкт-Петербурга, соответствующего распоряжения.
Таким нормативным правовым актом в Санкт-Петербурге является распоряжение Губернатора от 21.07.2015 N 12-рг "О предоставлении земельных участков юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов".
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 2 Распоряжения N 12-рг предоставление земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющихся объектами недвижимости, осуществляется при условии соответствия указанных объектов критериям, установленным Законом N 288-48.
Также Правительством Санкт-Петербурга издано постановление от 16.09.2015 N 800 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Постановление N 800).
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона N 288-48 объекты коммунально-бытового назначения должны соответствовать критерию по сроку размещения не более трех лет, а также по назначению: использоваться для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т.
Данный пункт исключен Законом Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 387-74, вступившим в силу 16.07.2022.
Таким образом, на дату обращения Общества с заявлением данная норма являлась действующей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что отказывая в удовлетворении заявления Общества, Комитет сослался в том числе на положения Закона N 387-74, распространив на спорные отношения нормы закона, еще не вступившего в силу на день обращения заявителя. Земельное законодательство не содержит положений о действии во времени норм этого законодательства, в связи с чем действует общий принцип права, согласно которому применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и такое применение допускается только в силу прямого указания закона.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд учел, что на момент подачи заявления и в настоящее время земельный участок расположен в территориальной зоне ТИЗ (жилая зона объектов железнодорожного транспорта с включением объектов общественно-деловой застройки и объектов инженерной инфраструктуры). В соответствии с градостроительным регламентом для этой территориальной зоны вид разрешенного использования "улично-дорожная сеть" является основным видом разрешенного использования.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412, вид разрешенного использования земельного участка улично-дорожной сети (код вида разрешенного использования земельного участка - 12.0.1) предоставляет право на размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.
Суд учел, что заявление подано на предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством. Договоры аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, в случае предоставления земельных участков для строительства предусматривают пункт о досрочном расторжении договора. Кроме того, суд правильно указал, что использование участка на условиях краткосрочной аренды с условием досрочного освобождения участка в случае осуществления строительства не противоречит установленному виду разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, установив характер спорного правоотношения, определив по делу юридические значимые обстоятельства, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, отвечающие принципам относимости и допустимости в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии условий для предоставления испрашиваемого участка в аренду, в связи с чем признал решение Комитета об отказе в предоставлении участка в аренду незаконным.
В целях восстановления нарушенного права заявителя суд апелляционной инстанции, руководствуясь положением пункта 3.3.2 Постановления N 800, обязал Комитет осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, его подписание и направление для подписания заявителю.
Основания для иной правовой оценки выводов суда апелляционной инстанции у суда округа отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, обоснованными признаны быть не могут, поскольку, вопреки мнению Комитета, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суд правильно применил нормы материального права, осуществив выбор норм, регулирующих спорное правоотношение, и дав им верное истолкование применительно к установленным обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов, судом не допущено.
В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения постановления от 27.12.2023 по настоящему делу в соответствии со статьей 283 АПК РФ подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А56-100658/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А56-100658/2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2024.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукционов. Лишь в прямо установленных статьей 39.6 ЗК РФ случаях допускается заключение такого договора без проведения торгов.
Так, в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлен исчерпывающий закрытый перечень случаев заключения договоров аренды земельных участков без проведения торгов.
В частности, подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ урегулировано предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, основанием предоставления земельного участка в аренду без торгов по правилам пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ является издание Губернатором Санкт-Петербурга, являющимся согласно пункту 1 статьи 16 устава Санкт-Петербурга (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14.01.1998) высшим должностным лицом Санкт-Петербурга, соответствующего распоряжения.
...
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412, вид разрешенного использования земельного участка улично-дорожной сети (код вида разрешенного использования земельного участка - 12.0.1) предоставляет право на размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2024 г. N Ф07-2842/24 по делу N А56-100658/2022