17 апреля 2024 г. |
Дело N А56-49273/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Елагиной О.К., Пряхиной Ю.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительное бюро "Жилстрой" Овчинникова К.А. (доверенность от 10.10.2023 N 171, от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждение "Мостотрест" Мотошкова В.Л. (доверенность от 26.01.2024 N 5, от Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Серебренниковой Ю.А. (доверенность от 10.01.2024 N 01-46-3/24-0-0, от акционерного общества "Производственное объединение "Возрождение", Говорушина П.И. (доверенность от 15.04.2024 N 37,
рассмотрев 17.04.2024 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительное бюро "Жилстрой" и Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждение "Мостотрест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2023 по делу N А56-49273/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Производственное объединение "Возрождение", адрес: 198095, Санкт-Петербург, Михайловский пер., д. 4А, лит. А пом. 1-Н, 2-Н, оф. 157, ОГРН 1027804176883, ИНН 7811062995 (далее - Общество), как участник закупки, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Мостотрест", адрес: 195279, Санкт-Петербург, Индустриальный пр., д. 42, ОГРН 1157847455402, ИНН 7806215195 (далее - Учреждение), и Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, часть неж. пом. 2-Н, каб. 4116, ОГРН 1047855096222, ИНН 7842304108 (далее - Комитет), о признании недействительным определения подрядчика способом проведения электронного аукциона на капитальный ремонт объекта "Наб. р. Мойки ниже Матвеева моста, левый берег" с разработкой рабочей документации (извещение N 0172200002523000204) и о применении последствий недействительности сделки - признании недействительным государственного контракта от 17.06.2023 N 204-ОКР на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Наб. р. Мойки ниже Матвеева моста, левый берег" с разработкой рабочей документации для нужд Санкт-Петербурга (далее - Контракт).
Определением суда от 17.07.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Проектно-строительное бюро "Жилстрой", адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 14, лит. А, пом. 303, ОГРН 1047855161639, ИНН 7842307444 (далее - Бюро), переведенное определением суда от 11.09.2023 в статус соответчика.
Решением суда от 19.09.2023, требования Общества удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 29.12.2023 изменил решение суда от 19.09.2023 в части распределения судебных расходов, в остальной части оставил его без изменения.
Учреждение и Бюро не согласные с принятыми по делу судебными актами, в кассационных жалобах, ссылаясь на несоответствие выводов суда представленным сторонами доказательствам, на нарушение судами норм материального и процессуального права, просят решение и постановление отменить; Бюро просит принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований Общества, а Учреждение просит направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе Бюро утверждает, что указывает на неправильное применение судами норм материального права, а именно статей 167, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 1 части 1 и пункта 3 части 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), подпункта а пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), пункта 1 статьи 40 Федерального закона от от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), повлекло принятие неправомерных решения и постановления.
По утверждению Бюро, в объект закупки входили работы по сохранению объекта культурного наследия - "Набережные и мосты реки Мойки", поэтому дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, соответствуют положениям действующего законодательства.
Бюро также отмечает, что поданная в Комиссию Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок жалоба Общества на действия Учреждения и Комитета, которые ввели дополнительные требования к участникам спорной закупки, решением комиссии от 29.05.2023 была оставлена без удовлетворения.
Учреждение также указывает в кассационной жалобе на неправильное применение судами приведенных норм права и считает, что исходя из объекта закупки такое требование к участнику закупки - как наличие опыта работы по сохранению объектов культурного наследия, является правомерным.
Учреждение утверждает, что любые работы, выполняемые в границах территории объекта культурного наследия, относятся к работами по сохранению объекта по смыслу статьи 40 Закона N 73-ФЗ исходя из особого статуса объекта, поэтому считает, что любые работы, которые выполняются на объекте культурного наследия, это работы по его сохранению.
Учреждение считает, неправомерным примененный судами расчетный метод распределения объемов и стоимости работ, т.к. работы по сохранению объекта культурного наследия не выделены как отдельный вид или этап производства работ.
В судебном заседании представители Бюро и Учреждения поддержали доводы кассационных жалоб, а представитель Общества, указав на правомерность судебных актов, просил оставить их без изменения.
Представитель Комитета поддержал позиции Бюро и Учреждения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Комитет 12.05.2023 разместил в единой информационной системе zakupki.gov.ru извещение N 0172200002523000204 (далее - Извещение) о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт объекта: "Наб. р. Мойки ниже Матвеева моста, левый берег" с разработкой рабочей документации (далее - Объект закупки) и приложения к извещению.
Заказчиком по данной закупке является Учреждение.
В пункте 3.1 извещения приведены требования, предусмотренные позицией 2 раздела 1 приложения к Постановлению N 2571: участник закупки должен обладать опытом работы исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов; а также опытом исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; 4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В пункте 4 Извещения указано, в частности, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что подтверждается наличием о нем в Едином реестре саморегулируемых организаций необходимых сведений, а также должен иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, как реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций, воссоздание металлических конструкций и деталей, воссоздание конструкций и деталей штукатурной отделки, архитектурно-лепного декора, естественного и искусственного камня.
Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки установленным требованиям, приобщаются к извещению.
Общество посчитало, что Объект закупки является одновременно и объектом культурного наследия и автомобильной дороги поскольку исходя из общей стоимости работ на Объекте реставрационные работы составляют 4,8% (92 978 000 руб.), а общестроительные в отношении набережной, как участка автомобильной дороги - 89% (1 718 533 249 руб.). Указанные в извещении требования о наличии опыта и лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия препятствуют участию в закупке лиц, не обладающих специальной правоспособностью в сфере сохранения объектов культурного наследия.
Между тем, по мнению Общества, допуск к участию в закупке лица, не имеющего опыта исполнения контрактов в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, может создать предпосылки для ненадлежащего исполнения Контракта.
В связи с изложенными обстоятельствами Общество обратилось с иском в суд.
Определением от 08.06.2023 судом первой инстанции была принята обеспечительная мера в виде запрета Учреждению заключать контракт на выполнение работ по капитальному ремонту Объекта закупки.
Однако Контракт Учреждением и Бюро заключен.
В связи заключением Контракта Обществом уточнены требования иска и заявлено о принятии иных обеспечительных мер.
Определением от 08.06.2023 судом первой инстанции была принята новая обеспечительная мера в виде запрета Учреждению и Бюро исполнять Контракт.
Суд первой инстанции признал позицию Общества обоснованной, заявленные им требования удовлетворил.
Апелляционный суд согласился с приведенными в решении оценкой доказательств и выводами.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов; торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах, на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена, продажа была произведена ранее указанного в извещении срока, были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи, были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1); признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 данного Кодекса (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствии, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Электронный аукцион является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 названной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона).
В соответствии с Постановлением N 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг утверждены дополнительные требования.
Как следует из части 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В позиции 2 раздела 1 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, установлены специальные требования.
Объект закупки включен в реестр объектов культурного наследия - 781720803820006 "Набережные и мосты реки Мойки".
В соответствии со статьей 40 Закона N 73-ФЗ к мерам по сохранению объекта культурного наследия и сохранению историко-культурной ценности объекта культурного наследия относятся меры, направленные на обеспечение физической сохранности, предусматривающие, в частности, ремонт, реставрацию, проектные и производственные работы.
Согласно статье 45 Закона N 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
Требования, приведенные в позиции 2 раздела 1 приложения к Постановлению N 2571 продублированы Комитетом в пунктах 3.1 и 4 Извещения, в частности требования к наличию опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются и не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, предоставление соответствующих документов в подтверждение факта выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия предполагаемых к проведению видов работ.
Таким образом, в соответствии с положениями части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в Извещении приведены установленные Правительством Российской Федерации в Постановлении N 2571 и статьей 45 Закона N 73-ФЗ дополнительные требования к участникам закупки.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для признания недействительным определения подрядчика способом проведения электронного аукциона по условиям, приведенным в Извещении.
Посчитав, что определение подрядчика по условиям Извещения нарушает права и законные интересы Общества как участника закупки, суд первой инстанции на основании пунктов 1 и 2 статьи 449 ГК РФ признал торги и Контракт недействительными.
Суд кассационной инстанции считает, что при отсутствии у судов правовых оснований для вывода о неправомерном включении дополнительных требований к подрядчику в отношении работ подлежащих выполнению на объекте культурного наследия, не правомерно принято решение о признании недействительными торгов на условиях, приведенных в Извещении.
Ввиду изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что судами ошибочно признан недействительным и Контракт заключенный по результатам торгов.
Учитывая, что обстоятельства дела судами установлены, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение - об отказе в удовлетворении исковых требований Общества.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2023 по делу N А56-49273/2023 отменить, в удовлетворении иска акционерному обществу "Производственное объединение "Возрождение" - отказать.
Взыскать с акционерного общества "Производственное объединение "Возрождение", адрес: 198095, Санкт-Петербург, Михайловский пер., д. 4А, лит. А пом. 1-Н, 2-Н, оф. 157, ОГРН 1027804176883, ИНН 7811062995, в пользу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждение "Мостотрест", адрес: 195279, Санкт-Петербург, Индустриальный пр., д. 42, ОГРН 1157847455402, ИНН 7806215195 и общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительное бюро "Жилстрой", адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 14, лит. А, пом. 303, ОГРН 1047855161639, ИНН 7842307444, по 3000 руб. каждому, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования, приведенные в позиции 2 раздела 1 приложения к Постановлению N 2571 продублированы Комитетом в пунктах 3.1 и 4 Извещения, в частности требования к наличию опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются и не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, предоставление соответствующих документов в подтверждение факта выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия предполагаемых к проведению видов работ.
Таким образом, в соответствии с положениями части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в Извещении приведены установленные Правительством Российской Федерации в Постановлении N 2571 и статьей 45 Закона N 73-ФЗ дополнительные требования к участникам закупки.
...
Посчитав, что определение подрядчика по условиям Извещения нарушает права и законные интересы Общества как участника закупки, суд первой инстанции на основании пунктов 1 и 2 статьи 449 ГК РФ признал торги и Контракт недействительными."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2024 г. N Ф07-2675/24 по делу N А56-49273/2023
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2675/2024
29.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36536/2023
02.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16181/2023
19.09.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-49273/2023
11.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22069/2023