18 апреля 2024 г. |
Дело N А05-1358/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Михайловской Е.А. и Серовой В.К.,
при участии от индивидуального предпринимателя Оганесяна Вардгеса Агасиевича представителя Стенюшкина А.Н. по доверенности от 02.04.2024,
рассмотрев 15.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по делу N А05-1358/2023,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Северодвинск", адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к индивидуальному предпринимателю Оганесяну Вардгесу Агасиевичу, ОГРНИП 315290100014035, ИНН 290224453627, об обязании ввести в эксплуатацию канализационную насосную станцию КНС N 19 (далее - КНС N 19), расположенную по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, в районе Узлового проезда, и обеспечении ее бесперебойной работы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", адрес: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, Архангельское шоссе, дом 58, ОГРН 1082902001401, ИНН 2902059091.
Решением от 06.07.2023 Арбитражный суд Архангельской области обязал индивидуального предпринимателя Оганесяна В.А. в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ввести в эксплуатацию КНС N 19 и обеспечить ее бесперебойную работу.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 решение от 06.07.2023 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель кассационной жалобы указывает, что апелляционный суд вышел за пределы доводов апелляционной жалобы; ответы Администрации на письма ответчика о выводе КНС N 19 из эксплуатации в установленном законом порядке не обжалованы, поэтому у ответчика сохранились обязанности ввода данного объекта в эксплуатацию и обеспечении его бесперебойной работы; правовая позиция Администрации подтверждена судебной практикой.
До судебного заседания в кассационный суд от индивидуального предпринимателя Оганесяна В.А. поступил отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Оганесяна В.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Администрация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Оганесян В.А. является собственником КНС N 19.
В адрес Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации 06.06.2022 поступило обращение о периодическом затоплении территории по адресу: город Северодвинск, Школьный переулок, дом 17.
Причиной периодического выхода сточных вод является неработающая КНС N 19.
В письмах от 22.07.2022, 03.08.2022 Администрация потребовала от индивидуального предпринимателя Оганесяна В.А. возобновить работу КНС N 19. В связи с оставлением данного требования без удовлетворения Администрация обратилась в суд с иском.
Указав на то, что КНС N 19 не выведена из эксплуатации в установленном законом порядке, у ответчика сохраняется обязанность по поддержанию КНС N 19 в работоспособном состоянии для ее целевого использования - транспортировки канализационных стоков, суд первой инстанции удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, отказал в удовлетворении иска, исходя из того, что ответчик надлежащим образом уведомил истца о выводе КНС N 19 из эксплуатации, Администрация уклонилась от согласования вывода данного объекта из эксплуатации.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
Факт владения индивидуальным предпринимателем Оганесяном В.А. спорной КНС N 19 установлен судами и сторонами по делу не оспаривается.
В целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов (часть 1 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
Собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения (часть 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
Орган местного самоуправления в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения (часть 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
Орган местного самоуправления вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения приостановить их вывод из эксплуатации (консервацию или ликвидацию) на срок не более трех лет (одного года в случае вывода из эксплуатации объектов централизованной системы горячего водоснабжения) при наличии угрозы возникновения дефицита воды или сверхнормативных сбросов сточных вод, а собственники или иные законные владельцы указанных систем (объектов) обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления (часть 5 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
В случае согласования вывода объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт или из эксплуатации орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение иными способами (часть 6 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
Как установили суды, индивидуальный предприниматель Оганесян В.А. в письме от 25.11.2022 уведомил Администрацию о выводе КНС N 19 из эксплуатации, пояснил причины вывода, просил рассмотреть вопрос о заключении договора аренды КНС N 19 до момента вступления Оганесяна В.А. в право собственности на канализационные сети и установления тарифов на транспортировку сточных вод.
В ответном письме от 26.12.2022 Администрация указала на несоответствие уведомления о выводе объекта из эксплуатации положениям статьи 22 Закона N 416-ФЗ, ссылаясь на отсутствие сроков вывода КНС N 19 из эксплуатации.
Исходя из представленной переписки сторон суд первой инстанции пришел к выводам о несоблюдении ответчиком процедуры вывода КНС N 19 из эксплуатации и обязанности ответчика поддерживать данный объект в рабочем состоянии, в связи с чем удовлетворил иск, а апелляционный суд, отказывая в иске, посчитал, что ответчик надлежащим образом уведомил истца о выводе КНС N 19 из эксплуатации и неуказание сроков вывода КНС N 19 из эксплуатации не является основанием для отказа в согласовании такого вывода, Администрация в данном случае обязана согласовать вывод объекта из эксплуатации, и после выкупа или аренды КНС N 19 продолжить эксплуатировать ее самостоятельно.
Вместе с тем апелляционный суд не учел, что согласно материалам дела Администрация обратилась к индивидуальному предпринимателю Оганесяну В.А. с требованием о возобновлении работы КНС N 19 в письмах от 22.06.2022, 03.08.2022.
В ответных письмах от 01.08.2022, 31.08.2022 индивидуальный предприниматель Оганесян В.А. сообщил о неоформленном праве собственности на канализационные сети и сослался на отсутствие установленного тарифа на оказание услуг по транспортировке сточных вод.
В указанных письмах ответчик не сообщал истцу о необходимости согласовать вывод КНС N 19 из эксплуатации.
О выводе КНС N 19 из эксплуатации индивидуальный предприниматель Оганесян В.А. сообщил Администрации только в письме от 25.11.2022.
Необходимо отметить, что в силу части 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ ответчик обязан уведомить истца о выводе КНС N 19 из эксплуатации в срок, не менее чем за один год до планируемого вывода.
Согласно части 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ Администрация вправе рассмотреть такое уведомление в течение шести месяцев со дня его получения.
Вместе с тем ответчик уведомил истца о выводе КНС N 19 из эксплуатации при фактически неэксплуатируемом объекте, при этом истцом на момент подачи иска по настоящему делу не пропущен срок рассмотрения уведомления ответчика.
Более того, в письме от 10.01.2023 (лист дела 45, том 1) индивидуальный предприниматель Оганесян В.А. сообщил Администрации, что вывод КНС N 19 из эксплуатации не планирует, не отказывается от собственности, ведения работ и предоставления услуг по водоотведению, но просил рассмотреть вопрос об аренде объекта до момента судебного решения и получения им тарифа на транспортировку сточных вод.
На основании изложенного суд округа считает, что вывод апелляционного суда о соблюдении ответчиком порядка уведомления истца о выводе объекта из эксплуатации и необоснованном уклонении Администрации от рассмотрения направленного предпринимателем в установленном законом порядке уведомления о выводе КНС N 19 из эксплуатации сделан при неполном исследовании представленных в дело доказательств и неправильном применении норм материального права.
Отказ от эксплуатации собственного имущества, в том числе ввиду невозможности извлечения прибыли, и переложение бремени несения затрат на его содержание на другое лицо противоречит нормам действующего законодательства.
Так как основания для отказа в удовлетворении иска отсутствовали, обжалуемое постановление подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 по делу N А05-1358/2023 отменить.
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.07.2023 оставить в силе.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае согласования вывода объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт или из эксплуатации орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение иными способами (часть 6 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
...
В ответном письме от 26.12.2022 Администрация указала на несоответствие уведомления о выводе объекта из эксплуатации положениям статьи 22 Закона N 416-ФЗ, ссылаясь на отсутствие сроков вывода КНС N 19 из эксплуатации.
...
Необходимо отметить, что в силу части 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ ответчик обязан уведомить истца о выводе КНС N 19 из эксплуатации в срок, не менее чем за один год до планируемого вывода.
Согласно части 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ Администрация вправе рассмотреть такое уведомление в течение шести месяцев со дня его получения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2024 г. N Ф07-21/24 по делу N А05-1358/2023